Решение б/н решение и предписание по делу №03-21/67-2016 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/67-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«15» декабря 2016 года                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «15» декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «15» декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело № 03-21/67-2016, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в размещении ненадлежащей рекламы займов ООО «Деньгимигом Займы за 15 минут», размещенную на билетах муниципального предприятия «ТТ» без указания всех полных существенных условий предоставления займов,

 в присутствии представителя ООО, действующего на основании доверенности,

представителя МП «ТТ», действующей на основании доверенности,

 в отсутствии К., надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в ходе проведения которого установлен факт размещения рекламы на проездных билетах Муниципального предприятия «ТТ», распространяемых в троллейбусах города Йошкар-Олы, следующего содержания:

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/67-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Определением от 29.11.2016 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечены: ИП К., МП «ТТ» - в качестве заинтересованных лиц, ООО - в качестве лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 31.10.2016 №АК/74748/16 ФАС России передала Марийскому УФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО по факту распространения рекламы займов на билетах муниципального предприятия «ТТ».

ООО в ответ на определение о возбуждении дела указало, что не признает нарушения в рассматриваемой рекламе, поскольку из смысла фразы «Займы до 20 000» следует, что сумма займа не может превышать 20 000 рублей, также в рекламе содержатся сведения о минимальной и максимальной процентной ставках, диапазон возможных процентных ставок, в том числе процентную ставку 1,5, и не предполагают процентную ставку более 2% в день.

На заседании комиссии по рассмотрению дела представитель ООО поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, а также указал, что в рекламе приведены условия предоставления займов, которые носят общий характер, при этом указаны достоверные сведения относительно максимальной суммы займа и диапазона процентных ставок, в то же время фактически условия займов определяются индивидуально для каждого заемщика.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является ООО, а также услуги данной организации по выдаче займов.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

ООО является микрофинансовой организацией, осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №6513033920028...

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона №353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

Из положений статьи 3 Закона №353 следует, что потребитель (потенциальный заёмщик) имеет право на получение в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений и информации об организации, предоставляющей займ, а также о требованиях к заемщику, видах и условиях потребительских займов и другая информация.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требования к рекламе финансовых услуг содержатся в статье 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся следующие сведения относительно условий предоставления займов: «Деньгимигом Займы за 15 минут до 20 000 р., нужен паспорт <...> срок до 16 дней, от 1% до 2% в день. Т. 45-55-88, т.42-11-22, т.23-02-40 ООО «МФО «Деньгимигом» ИНН 1650244278, ОГРН 165001001, свидетельство МФО №651303392002815 от 28.02.2013г.».

Условия предоставления микрозаймов ООО предусмотрены в «Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа», «Общих условиях договора потребительского займа ООО, а также в «Правилах предоставления микрозаймов» (далее- Правила), утвержденных генеральным директором ООО 06.09.2016.

В соответствии с разделами 5, 6 Правил минимальная сумма микрозайма составляет 1000 рублей, максимальная – 20 000 рублей, при этом микрозайм предоставляется в сумме, кратной 1 000 рублей. Микрозайм предоставляется на срок от 1 до 16 дней. В соответствии пунктами 6.2.1, 6.2.2, 6.3, 6.4, 6.5 Правил процентная ставка при предоставлении потребительского займа с льготным периодом составляет от 365% (366%) до 730% (732%) годовых. При этом ежедневно на сумму займа начисляются проценты за пользование микрозаймом в соответствии с условиями предоствления займов из расчета 2% в день. В случае, если у заемщика имеются три и более закрытых договоров микрозайма, полученных в ООО, на общую сумму не менее 10 000 рублей, проценты за пользование микрозаймом при заключении договора снижаются до 1,5%. Кроме того, при предъявлении заемщиком оригинала пенсионного удостоверения и сумме займа до 10 000 рублей, процент за пользование микрозаймом составит 1%.

Марийским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе имеются сведения о минимальной и максимальной процентной ставке, а также условие о максимальной сумме, на которую может быть предоставлен займ. Однако прочие условия предоставления займов, в том числе условия, при которых займы могут быть предоставлены по наиболее привлекательным процентным ставкам (1%, 1,5%) – достижение заемщиком пенсионного возраста, неоднократное обращение за выдачей займа и его погашение, в рассматриваемой рекламе не указаны. Кроме того, в рекламе отсутствуют сведения о минимальной сумме, на которую может быть предоставлен займ, а также о возможности получения займа только в сумме, кратной 1000 рублей.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения об условиях предоставления той или иной процентной ставки, по которой предоставляется займ, а также в рекламе присутствуют неполные сведения о возможной сумме займа.

В указанной рекламе содержится только наиболее привлекательная для потребителя информация, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе ООО отсутствует.

Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди микрофинансовых организаций и программ выдачи займов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеются условия выдачи займа такие как срок, сумма, процентная ставка, она должна содержать полные сведения о категории заемщиков, которым может быть предоставлен займ по наиболее низкой процентной ставке (1%), условия получения выгодной процентной ставки (1,5%), а также сведения о возможности получения займа от 1000 рублей и кратно 1000 рублей.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных доказательств приходит к итоговому выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов ООО, реклама не содержит информации о всех условиях, влияющих на сумму расходов и доходов заемщика.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения материалов установлено, что рассматриваемая реклама размещалась на основании договора от 15.02.2016 №10/16, заключенного между ООО и ИП К. от 08.06.2016 №21/4Б.

Также в соответствии с договором от 17.06.2016 №0045, заключенным между ИП К. и МП «ТТ», индивидуальному предпринимателю предоставлено свободное поле на контрольных билетах для размещения информации.

Следовательно, рекламодателем является ООО, рекламораспространителем - МП «ТТ».

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу займов ООО «Деньгимигом Займы за 15 минут», размещенную на билетах муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» следующего содержания:

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать обществу с ограниченной ответственностью предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии            

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/67-2016

 

«15» декабря 2016 года                                                                     г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

на основании своего решения от «15» декабря 2016 г. по делу № 03-21/67-2016 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Деньгимигом Займы за 15 минут», размещенную на билетах муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы займов с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  Закона о рекламе.

2. ООО представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                  

 

 

                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны