Решение б/н решение от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-28/03-2013

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 06 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-28/03-2013 в отношении ООО «Г» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов граждан в связи с ежегодным осуществлением технического обслуживания внутридомового газового оборудования и установления монопольно высокой цены за оказываемые услуги, в присутствии

- Я. – представителя ООО «Г», действующего на основании доверенности от 12.01.2015 № 43/15,

- З. - представителя ООО «Г», действующего на основании доверенности № 22/15 от 29.12.2014,

- Я. – представителя ООО «Г», действующего на основании доверенности от 29.12.2014 б/н,

- А. - эксперт,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявители:

- С. (ул., г. Йошкар-Ола, РМЭ, 424007),

            - К., Б., Б. (пер., РМЭ, 424032).

Ответчик по делу: ООО «Г».

Общество осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного решением общего собрания участников, протокола № 1 (18).

Согласно уставу, основной целью общества является извлечение прибыли, а основными видами деятельности являются:

а) поставка, транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Республики Марий Эл;

б) организация безопасного и бесперебойного обеспечения газом объектов в соответствии с заключенными договорами;

в) оперативное управление режимами газопроводов;

г) реализация сжиженного и природного газа населению РФ, коммунально-бытовым, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям РФ;

д) техническое обслуживание и ремонт подземных газопроводов, газового оборудования объектов и предприятий газового хозяйства городов и других населенных пунктов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является производство газообразного топлива (ОКВЭД 40.20.1).

Заинтересованные лица:

- ООО «Г»

- Б..

Эксперт: А. - д.э.н., заведующая кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВПО «П».

            В адрес Марийского УФАС России поступили заявления граждан С. (вх. № 066-С от 04.03.2013) и К., Б., Б. (вх. № 061-к от 27.02.2013) относительно установления ООО «Г» завышенных цен на услуги технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и необоснованного ежегодного оказания данных услуг.

Согласно представленным сведениям С. стоимость услуг составила 2698,96 руб. и 2700 руб. для Б., К. и Б. Стоимость услуг ТО ВДГО отличается в зависимости от вида газового оборудования.

В связи с вышеизложенным, Марийским УФАС России в отношении ООО «Г» возбуждено дело № 03-28/03-2013 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов граждан в связи с ежегодным осуществлением технического обслуживания внутридомового газового оборудования и установления монопольно высокой цены за оказываемые услуги.

В рамках рассмотрения дела № 03-28/03-2013 в адрес Марийского УФАС России поступило заявление гражданки Б. (вх. № 078-Б от 15.04.2013), в котором изложены аналогичные признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Г», а именно завышена стоимость оказываемых услуг, которая в 2013 году составила 2458,84 рублей и незаконно осуществлено ежегодное ТО ВДГО.

На основании п. 3.99 и п. 3.101 Приказа ФАС России № 339 от 25.05.2012 г. «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» определением об отложении рассмотрения дела от 24.04.2013 Б. привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а ее заявление приобщено к материалам дела № 03-28/03-2013.

Марийским УФАС России в рамках рассмотрения данного дела определением от 06.12.2013 к рассмотрению дела привлечен эксперт - д.э.н., заведующая кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВПО «П» - А. и рассмотрение дела приостановлено до проведения экспертизы тарифов ООО «Г» на услуги по ТО ВДГО.

Определением Марийского УФАС России от 19.01.2015 рассмотрение дела № 03-28/03-2013 возобновлено в связи с представлением экспертного заключения по рассматриваемому делу.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В адрес Марийского УФАС России поступило заявление Б., Б. и К. на действия ООО «Г».

В своем заявлении граждане указывают следующее.

 В жилом доме, расположенном по адресу: ул. Авиации, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл установлена 4-х конфорочная газовая плита, а для отопления – газовый комбинированный импортный котел, с закрытой камерой сгорания до 40 квт. Марки BAXI

К. и ООО «Г» (ранее – ООО «М») заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Пунктом 4.1 данного договора предусмотрено, что стоимость работ зависит от количества и типа газового оборудования – объема работ и устанавливается тарифами на обслуживание и ремонт газооборудования, утвержденными обществом и действующими непосредственно в момент предоставления услуг. Тарифы могут изменяться исполнителем в одностороннем порядке в связи с индексацией цен, но не чаще одного раза в год, путем опубликования данной информации в средствах массовой информации, которые общество определяет самостоятельно.

Кроме того, заявители отмечают, что оказание услуг ТО ВДГО осуществляется ООО «Г» ежегодно (вначале отопительного сезона) и осмотр проводится в течении 15-20 минут, а профилактические или ремонтные работы не оказываются.

Также в заявлении указано, что стоимость осмотра газовой плиты в 2009 году составляла 158,16 рублей с НДС, в 2010 году – 176,88 рублей с НДС, в 2011 году – 209,16 рублей, в 2012 году – 240,12 рублей с НДС; осмотр газового котла со стороны общества в 2009 году составлял 1 581,36 рублей, в 2010 году – 1 768,32 рубля, в 2011 – 2 091, 84 рубля, а в 2012 году – 2 401,68 рублей также с НДС.

Заявители считают, что рост тарифов в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 15%, при уровне инфляции за указанный период в среднем на 6 %.

Кроме того, в адрес Марийского УФАС России поступило заявление С., который указывает следующее.

ООО «Г» и С. заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.

В соответствии с данным договором 05.12.2012 ООО «Г» С. оказаны услуги по ТО ВДГО. Согласно акту приема-сдачи работ оказаны следующие работы: ТО плиты газовой «Дарина» - стоимость услуг 240,12 рублей, ТО водонагревателя емкостного комбинированного «BAXI»  - 2401,68 рублей, ТО счетчика – 57,16 рублей.

С. в своем заявлении ссылается на приказ Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 № 239 «Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», согласно которому определены объемы работ, включая минимальный уровень необходимый для поддержания исправного работоспособного состояния внутридомового газового оборудования.

В период сервисного (гарантийного) обслуживания бытового газоиспользующего оборудования его техническое обслуживание персоналом эксплуатационной организации не производится. Газовое оборудование гражданина С. установлено в 2011 году и согласно гарантийному талону на водонагреватель, комбинированный «BAXI» установлен гарантийный срок два года со дня ввода в эксплуатацию, согласно п. 6 паспорта счетчика газа гарантийный срок эксплуатации счетчика составляет 5 лет со дня его установки, а в соответствии с «Послепродажное обслуживание» счетчик не требует специального ТО за исключением проведения периодической поверки. На основании изложенного, С. считает, что общество не могло оказывать услугу ТО ВДГО на газоиспользующее оборудование, на которое срок гарантии не истек.

ООО «Г» в рамках рассмотрения дела представляло письменные пояснения, из которых следует, что ТО ВДГО бытового газоиспользующего оборудования согласно приказу Министерства регионального развития РФ № 239 от 26.06.2009 «Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» должно осуществляться не реже одного раза в три года. Также исходя из сроков службы, технического состояния и условий эксплуатации техническое обслуживание внутренних газопроводов должно проводиться ежегодно, так как в нарушение п. 6.32 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» большинство внутренних газопроводов и отключающих устройств находятся в подъездах жилых домов и ежегодное обслуживание обеспечивает условия безопасной эксплуатации этого оборудования. На основании изложенного и в соответствии с техническим паспортами соответствующего газового оборудования общество оказывает услугу ТО ВДГО лицам, с которыми заключены договоры на оказание рассматриваемых услуг ежегодно, что подтверждается материалами дела.

Относительно стоимости услуг ТО ВДГО ООО «Г» отмечает, что расценки на данные услуги на 2009 год прошли экспертную оценку у независимого оценщика, имеющего свидетельство о включении в реестр экспертных организаций, выданного Федеральным агентством по строительству и ЖКХ «Росжилкоммунсертификация» - ООО «К-Э». Действующие расценки на техническое обслуживание разрабатываются на основании методики, предложенной экспертной организацией с учетом нормативов, установленных «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанному ОАО ГИПРОНИИГАЗ головным научно-исследовательским и проектным институтом г. Саратов и утвержденным ОАО Росгазификация 20.06.2001.

Также ООО «Г» в рамках рассмотрения дела указало, что в настоящий момент приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Согласно представленным обществом расчетам, произведенным в соответствии с данной методикой стоимость ТО ВДГО значительно выше установленной обществом.

В связи с вышеизложенным, Марийским УФАС России для определения обоснованности установленных ООО «Г» тарифов на услуги ТО ВДГО определением от 06.12.2013 к рассмотрению дела привлечен эксперт для представления соответствующего заключения.

Согласно представленному 12.12.2014 вх. № 11466 экспертному заключению анализируемый за 2012-2013 года тариф на оказываемые ООО «Г» услуги ТО ВДГО является завышенным.

 Комиссия Марийского УФАС России проанализировав доводы лиц, участвующих в деле и доводы, изложенные в экспертном заключении, пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите   конкуренции   необходимо   доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «Г» согласно приказу Марийского УФАС России № 18 от 27.01.2011 включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования с долей более 50% в географических границах Республики Марий Эл.

Газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162).

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее - Порядок № 239), проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение. Согласно пункту 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации и пункту 3 Правил № 549 ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении № 1 к Порядку, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.

В соответствии с договорами на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, представленными в материалы дела, ООО «Г» оказывает гражданам соответствующие услуги, порядок ценообразования которых государственному регулированию действующим законодательством не предусмотрен.

В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 № ВАС-7280/12 отсутствие законодательного регулирования тарифов на услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования дает право хозяйствующим субъектам при установлении соответствующих тарифов руководствоваться соответствующими ведомственными актами, которыми в данном случае являются Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем и разработанные обществом «Гипрониигаз» Методические указания по использованию Примерного прейскуранта.

ООО «Г» в рассматриваемый период утверждены следующие расценки на техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования и приборов учета в квартирах и частных домовладениях на территории Республики Марий Эл в период с 01.01.2012 по 31.12.2013:

№ п/п

Установленное оборудование

Расценка, действующая с 01.01.2012 по 30.06.2012

Расценка, действующая с 01.07.2012 по 30.06.2013

Расценка, действующая с 01.07.2013 по 31.12.2013

1

Газовая плита

209,16

240,12

268,92

2

Емкостной водонагреватель

207,84

238,68

267,36

3

Проточный водонагреватель

180,12

206,76

231,48

4

Счётчик

49,80

57,16

64,01

5

Комбинированные импортные котлы с открытой камерой сгорания до 40 квт

1752,96

2012,52

2049,48

6

Комбинированные импортные котлы с открытой камерой сгорания свыше 40 квт

2008,20

2305,56

2350,68

7

Комбинированные импортные котлы с закрытой камерой сгорания до 40 квт

2091,84

2401,68

2447,52

8

Комбинированные импорные котлы с закрытой камерой сгорания свыше 40 квт

2326,20

2670,72

2721,84

9

Одноконтурные импортные котлы до 40 квт

853,44

979,92

997,80

Марийским УФАС России назначено проведение экспертизы тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Проанализировав доводы и расчетные данные экспертного заключения Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО «Г» установлена завышенная стоимость услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования.

Так, например, в период в 2012 и 2013 годах соотношение темпов роста тарифов не соответствует темпам роста доходов населения Республики Марий Эл. ООО «Г» не применялись индексы-дефляторы, рекомендованные Министерством экономического развития России, для индексации цен при их прогнозировании, что снизило бы уровень цен на ТО ВДГО. Также темп роста тарифов на ТО ВДГО в Республике Марий Эл опередил средне российские показатели по дефлятору цен на услуги ЖКХ и в целом на платные услуги (приблизительно на 5%). В условиях среднего роста цен на платные услуги тариф общества превысил нормативные (реальные) затраты на оказание рассматриваемых услуг, являющихся основным инструментом для формирования стоимости ТО ВДГО, в пределах от 15% до 19%. Однако обществом данные экономические показатели в разрезе увеличения тарифа не учитывались и не отражены в расчетах как обоснованные.

Кроме того, рост тарифа в 2012 году отмечен по всем показателям, включенным в калькуляцию затрат, за исключением прочих затрат и накладных расходов, а в тарифе на данные услуги в 2013 году накладные расходы и амортизационные отчисления снижены в связи с годовым износом основных фондов, однако они составляют незначительную часть тарифа. Наибольший рост характерен для материальных затрат (приблизительно в 3 раза), расходов на оплату труда (приблизительно в 1,10 раза) и прочих расходов (приблизительно в 1,5 раза), что в свою очередь и повлияло на установление завышенного тарифа.

Сравнение динамики тарифов по статьям затрат с индексами инфляции и общим ростом цен на платные услуги свидетельствует о том, что их рост в тарифах на ТО ВДГО в рассматриваемый период закладывался обществом значительно выше, чем их средние значения в экономической составляющей. Например, среднегодовой рост инфляции за рассматриваемый период составил 6,9% при росте тарифов по видам оборудования приблизительно на 11,25%, а, следовательно, темпы роста тарифов опережали темпы роста инфляции приблизительно на 4%.

Кроме того, в анализируемых тарифах на ТО ВДГО ООО «Г» при установлении трудоемкости учитывало показатели выше, чем установлены Приказом ОАО «Росгазификакия» от 20.06.2001 № 35 «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» и разработанные обществом «Гипрониигаз» методические указания по использованию Примерного прейскуранта от 20.06.2001. Данными действиями обществом превышена общая трудоемкость ТО ВДГО более чем на годовой фонд рабочего времени 1 рабочего как минимум на 2693 часа. Указанный факт, свидетельствует о включении в тариф необоснованных затрат трудоемкости оказываемых услуг, что привело к увеличению тарифов ТО ВДГО по данному показателю.

На основании изложенного, ООО «Г» завышает учет некоторых значений дохода, а именно опережающий рост тарифа по сравнению с индексом инфляции, опережающий рост тарифа по сравнению с индексом роста цен на услуги ЖКХ и на платные услуги в целом, завышение реальных затрат общества в тарифе и превышение трудоемкости.

Ссылка ООО «Г» на увеличение тарифа ТО ВДГО в соответствии с представленными расчетами в соответствии с приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 «Об утверждении методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» не доказывает обоснованность установленных на 2012 и 2013 годы тарифов на ТО ВДГО, так как данный расчет носит рекомендованный характер и не является обязательным.

Таким образом, тарифы ООО «Г» на услуги ТО ВДГО в 2012 и 2013 годах являются завышенными, но не монопольно высокими в связи с отсутствием сопоставимых рынков на территории Российской Федерации по аналогичным услугам.

На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Г» нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение совершать действия, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.  В данном случае установление завышенной стоимости услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования привело к ущемлению интересов граждан Республики Марий Эл.

В связи с тем, что в анализируемый период ООО «Г» применялись завышенные тарифы и данное нарушение не устранено обществом, Комиссия Марийского УФАС России на основании статьи 23 Закона о защите конкуренции принимает решение выдать ООО «Г» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  1. Относительно проведения обществом ежегодного технического обслуживания внутридомового газового оборудования Марийским УФАС России установлено следующее.

Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 установлено, что услуги технического обслуживания внутридомового газового оборудования должно осуществляться не реже одного раза в три года. Также исходя из сроков службы, технического состояния и условий эксплуатации техническое обслуживание внутренних газопроводов должно проводиться ежегодно, так как в нарушение п. 6.32 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» большинство внутренних газопроводов и отключающих устройств находятся в подъездах жилых домов и ежегодное обслуживание обеспечивает условия безопасной эксплуатации этого оборудования.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела Марийским УФАС России направлен запрос от 18.10.2013 исх. № 03-34/5335 производителю газового оборудования, периодичность технического обслуживания которого является предметом рассмотрения дела, - ООО «БДР Т Р».

Письмом от 31.10.2013 вх. № 6232 ООО «БДР Т Р» указало, что согласно требованиям завода – изготовителя газовые отопительные котлы подлежат ежегодному техническому обслуживанию. Обслуживающая организация самостоятельно определяет периодичность технического обслуживания оборудования BAXI, исходя из местных условий эксплуатации. Также общество отмечает, что первое и последующие технические обслуживания рекомендуется проводить в начале и/или в конце отопительного периода. В отопительный период имеется ряд объективных сложностей по выполнению соответствующего рода операций. Время от пусконаладочных работ до первого технического обслуживания может составлять до четырнадцати месяцев (включительно).

Таким образом, осуществление ООО «Г» технического обслуживания внутридомового газового оборудования ежегодно не противоречит действующему законодательству, а именно указанному в Порядке № 239 сроку – не реже одного раза в три года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать в действиях ООО «Г» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении завышенной стоимости услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования.

            2. Выдать ООО «Г» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                

 

Члены Комиссии                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны