Решение б/н РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по дел... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-24/07-2016

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/07-2016 о нарушении администрацией муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», в присутствии представителя администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании статей 23, 25 Закона о защите конкуренции направило администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» требование от 03.02.2016 о предоставлении информации в отношении установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования.

В ответ на запрос администрация муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» в письме от 08.02.2016 № 289 сообщила антимонопольному органу, что проект «Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» направлен на предварительное согласование в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл 07.04.2015 № 742.

Одновременно Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Республики Марий Эл в ответ на требование антимонопольного органа представило письмо в адрес администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 21.04.2015 №2419 о невозможности предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций на территории Новоторъяльского муниципального района.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2014 года выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. После указанной даты все установленные рекламные конструкции признаются незаконно эксплуатируемыми.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе прочих вопросов относятся и вопросы утверждения схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (пункт 26.1 указанного закона).

В силу пункта 15.1 части 2 статьи 7 Устава муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», утвержденного решением восьмой сессии четвертого созыва Собрания депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 29.06.2005 № 81, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В силу подпункта 14 пункта 2.1 Положения об администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 27.11.2013 №417, к полномочиям администрации района в пределах компетенции, установленной федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом района, иными нормативными правовыми актами, относятся полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Таким образом, у администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» с момента внесения изменений в Закон о рекламе возникла обязанность разработать и согласовать схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального района.

Из представленных в антимонопольный орган материалов следует, что 07.04.2015 администрация муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» направила в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл для согласования схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район».

21.04.2015 Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства письмом исх. № 249 отказало в предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций в связи с отрицательными заключениями Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.

По состоянию на 08.02.2016 администрация муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» в письменных пояснениях № 289 также подтвердила, что только направила проект «Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» на предварительное согласование в министерство.

Несмотря на то, что обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций возникла 01.01.2014, фактически работа, связанная с разработкой схемы администрацией, не была завершена. Органом местного самоуправления не были приняты необходимые и достаточные меры для того, чтобы своевременно разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства, фактически действия проводились только в апреле 2015 года, иного антимонопольному органу не было представлено. На дату представления информации в антимонопольный орган схема размещения рекламных конструкций не была согласована с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, не опубликована (обнародована) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» после утверждения схем размещения рекламных конструкций торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере наружной рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

Неутверждение администрацией муниципального образования схемы до 01.01.2014 и в последующем до 17.01.2017 повлекло невозможность проведения торгов на право размещения рекламных конструкций, а отсутствие торгов лишило участников рынка наружной рекламы возможности на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием рекламных конструкций ранее и вновь установленных.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций приводит к невозможности выдачи в установленном порядке разрешений на установку и размещение рекламных конструкций на территории муниципального образования. Указанное бездействие администрации подтверждает фактическое «закрытие» законного рынка размещения рекламных конструкций в связи с отсутствием нормативного документа, необходимого для выполнения государственной функции по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций.

Невыполнение предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций, при которой проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций является невозможным, ведет к ограничению конкуренции и сокращению числа хозяйствующих субъектов, законно действующих на товарном рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы. Фактически доступ на указанный рынок для хозяйствующих субъектов закрыт.

При этом без получения необходимых разрешительных документов на территории муниципального района размещены рекламные конструкции, в том числе «РосгосстрахБанк», «Топ-окна», «Центрофинанс», «Московская ярмарка», «Межрегиональный союз кредитных потребительских кооперативов», «Лед и пламень», «Компания окна мастер» и другие, что подтверждается представленными прокуратурой Новоторъяльского района фотоматериалами (вх. №6190 от 12.05.2016).

Марийским УФАС России на основании части 1 статьи 39.1 и части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» 29.04.2016 выдано предупреждение №03-29/19-2016 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанное предупреждение получено администрацией 04.05.2016.

Администрация неоднократно обращалась с ходатайствами о продлении срока выполнения предупреждения (письма от 31.05.2016 исх. №1259; от 01.07.2016 исх. №1506; от 04.08.2016 исх. №1758, от 05.09.2016 исх. №1967, от 07.10.2016 исх. №2199, от 03.11.2016 вх. №13228, от 30.11.2016 исх. №2613). Письмами от 06.06.2016 исх. №03-29/3982, от 06.07.2016 исх. 03-29/4868, от 08.08.2016 исх. №03-29/5737, от 09.09.2016 исх. №03-29/6498, от 17.10.2016 исх. №03-29/7697, от 09.11.2016 исх. №03-29/8348, от 05.12.2016 исх. №-3-29/9026 срок исполнения предупреждения был продлен до 01.07.2016, 01.08.2016, 05.09.2016, 10.10.2016, 31.10.2016, 01.12.2016, 23.12.2016 включительно.

Однако до 23.12.2016 предупреждение от 29.04.2016 №03-29/19-2016 администрацией не исполнено.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС по рассмотрению дела № 03-24/07-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств приходит к выводу о необходимости квалифицировать бездействие администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» по части 1 статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 17.01.2017 №01 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального района.  Поэтому необходимость в выдачи предписания администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о рекламе отсутствует.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» (ИНН 1209003446; ОГРН 1021200663660; КПП 120901001; дата регистрации: 16.12.2002; юридический адрес: ул. Культуры, д. 33, пос. Новый Торъял, Новоторъяльский район, Республика Марий Эл, 425430) факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», что препятствует развитию рынка наружной рекламы и информации, привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке
  2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны