Решение №03-24/10883 Решение по делу № 03-24/11-2015 от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/11-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-24/11-2015 по признакам нарушения                                пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» (ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003).

ООО «Марикоммунэнерго» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице 09.11.2007.

ООО «Марикоммунэнерго» является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (п.1.1. Устава). Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Марикоммунэнерго» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30).

Заявитель: М.

Заинтересованное лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (б. Победы, д.5а,                              г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл).

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике                 Марий Эл 27.01.2015 вх. № 23-М поступило заявление гражданина М., в котором указано, что ООО «Марикоммунэнерго» осуществляет неправомерные расчеты за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение жителям г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл.

ООО «Марикоммунэнерго» в письменных пояснениях от 19.02.2015                  вх. № 1873 и от 30.03.2015 № 3781 указало, что при расчетах с гражданами за потребленную тепловую энергию применяло тарифы, утвержденные Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее – Правила № 354).

Общество расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, где не установлены отдельные приборы учета тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, определяло, как производное количества тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб.м. воды, рассчитанного предприятием самостоятельно ввиду отсутствия утвержденного норматива количества подогреваемой воды и стоимости тепловой энергии.

Также ООО «Марикоммунэнерго» пояснило, что оказание услуги теплоснабжения осуществляется через закрытую систему теплоснабжения в двухтрубном исполнении. Тепловая энергия, вырабатываемая на источнике теплоснабжения (котельная) подается посредством теплоносителя (воды), в связи с чем ООО «Марикоммунэнерго» не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Комиссия Марийского УФАС России исследовав материалы дела, изучив позицию ответчика и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении ООО «Марикоммунэнерго» п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) ООО «Марикоммунэнерго» является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги теплоснабжения гражданам в географических границах г. Козьмодемьянска, что не отрицалось обществом.

Приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 17.10.2012 № 937 установлен норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 3,36 куб.м/мес на 1 человека, а для подогрева горячей воды - 0,237 Гкал/мес (раздел «Справочно» приложения № 1).

Обществом самостоятельно осуществлен расчет удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды в объеме 0,07053 Гкал/куб.м.

Вместе с тем, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ письмом от 06.03.2015 исх. № 1141 указало, что приказом Минстроя РМЭ от 31.05.2013 № 367 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл» раздел «Справочно» приложения № 1 к приказу Минстроя и ЖКХ РМЭ от 17.10.2012 № 937, касающийся величины расхода тепловой энергии для подогрева воды исключен.

Согласно пункту 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее - Основы ценообразования) органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) также определено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Постановление № 1075) органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) также состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду разработано и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (далее - Постановление № 129).

Постановлением № 129 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

Внесенными Постановлением № 129 изменениями в Правила № 354 установлено, что в случае установления тарифов на горячую воду в виде двухкомпонентных тарифов, состоящих из компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонентов на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Также Постановлением № 129 внесены изменения в Приложение № 2 к Правилам № 354, устанавливающие порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в комнате (комнатах) в коммунальной квартире.

При этом Правилами № 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении, и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В этой связи, Правилами № 354 предусматривается обязательное наличие компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на тепловую энергию для потребителей и порядок в случае установления двухкомпонентных тарифов.

Кроме того, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Случаи, когда нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации не установлены, действующим жилищным законодательском не предусмотрены.

Правилами № 354 не предусмотрены случаи отсутствия установленных нормативов потребления коммунальных услуг, но при этом отсутствие таких нормативов не является следствием неисполнения своих обязанностей собственниками помещений в многоквартирных домах и не должно повлечь возложения на них дополнительных финансовых обязательств, которые противоречат положениям данных правил.

Указанная правовая позиция подтверждена также в письме Министерства строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.12.2015 вх. № 16034.

Однако ООО «Марикоммунэнерго» в нарушении указанных нормативно-правовых актов осуществляло самостоятельный расчет норматива, касающегося величины расхода тепловой энергии для подогрева воды, что является неправомерным при расчетах с гражданами за приобретенную тепловую энергию, и, следовательно, требования антимонопольного законодательства.

Применение ООО «Марикоммунэенрго» самостоятельного расчета норматива на подогрев воды нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при расчетах с гражданами за поставляемую тепловую энергию, что повлекло ущемление интересов граждан, проживающих в жилом доме (№….).

Однако ООО «Марикоммунэнерго» в рамках рассмотрения дела признало в своих действиях факт нарушения в осуществлении неправомерных расчетов за тепловую энергию гражданам и добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства путем произведения перерасчета начисленных сумм по рассматриваемому жилому дому за коммунальную услугу «отопление» за период с 01.06.2013 по 31.05.2015 на общую сумму (…) руб.

Таким образом, общество восстановило нарушенные права граждан-потребителей тепловой энергии, проживающих в жилом доме (№…).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Марикоммунэнерго» (ул. Зарубина, д. 53,                     г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003, ИНН 1215126037, ОГРН 1071215009425) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчетах с гражданами за поставляемую тепловую энергию.

2. Рассмотрение дела № 03-24/11-2015 прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Марикоммунэнерго» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

 

Члены Комиссии                                                                                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны