Решение б/н Решение от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/12-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

специалист 1 разряда отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности,

рассмотрев дело № 03-24/12-2015, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования Волжский район по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в экономически и технологически необоснованном установлении различных цен на услуги ассенизации и утилизации сточных вод в географических границах Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в присутствии:

- представителей МУП МО Волжский район Е.В. по доверенности и Л.С. по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Волжский район (далее – МУП МО Волжский район, ответчик).

МУП МО Волжский район осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Главы администрации МО «Волжский муниципальный район» от 14.12.2005, действующего с изменениями.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП МО Волжский район является сбор и очистка воды (ОКВЭД 41.00.1), дополнительным — распределение воды (ОКВЭД 41.00.2).

В рамках проведения Марийским УФАС России плановой выездной проверки в отношении МУП МО Волжский район выявлены признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которые выразились в следующем.

Приказом предприятия от 29.12.2011 установлена стоимость 1 часа на пользование автомашины ГАЗ-53-19. Согласно калькуляции затрат, являющейся приложением к данному приказу, для бюджетных организаций данная стоимость составила 1222,53 руб. с ГСМ и 537,49 руб. без ГСМ, а для небюджетных организаций и посторонних клиентов – 1296,15 руб. с ГСМ и 611,11 руб. без ГСМ.

Приказом МУП МО Волжский район от 31.05.2013 утверждена стоимость 1 часа на пользование автомашины ГАЗ-53-19. В соответствии с калькуляцией стоимость данных услуг с 01.06.2013 для небюджетных организаций и посторонних клиентов составляла 1478,10 руб. с ГСМ и 793,05 руб. без ГСМ.

Приказом от 09.01.2014 стоимость 1 часа на пользование автомашины ГАЗ-53-19 для всех потребителей составляла 1516,02 руб. с ГСМ и 794,51 руб. без ГСМ.

Таким образом, в период с 01.01.2012 по 31.05.2013 годы ответчиком для бюджетных и внебюджетных организаций за оказываемые услуги ассенизации и утилизации сточных вод выставлялись различные суммы к оплате за аналогичные услуги, что подтверждается договорами возмездного оказания услуг и счетами-фактурами, имеющимися в материалах дела.

На основании представленных документов, приказом Марийского УФАС России от 18.05.2015 № 76 в отношении МУП МО «Волжский район» возбуждено дело по признакам нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении различных цен на услуги ассенизации и утилизации сточных вод в географических границах Волжский муниципальный район Республики Марий Эл

Комиссией Марийского УФАС России в рамках рассмотрения дела установлено следующее.

         Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции» установлен запрет на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

         В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Марийского УФАС России от 26.12.2014 № 527 МУП МО Волжский район включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке «услуги ассенизации и утилизации сточных вод» в географических границах Волжский муниципальный район Республики Марий Эл с долей более 35%.

В рамках рассмотрения дела № 03-24/12-2015 предприятие указывало, что не занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и Марийским УФАС России проведен повторный анализ товарного рынка по оказанию услуг ассенизации и утилизации сточных вод. Согласно собранным материалам и информации, Марийским УФАС России установлено, что ответчик занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, что оформлено аналитической запиской от 16.10.2015.

  Предприятие в рассматриваемый период имело специализированную технику для оказания услуг ассенизации и утилизации сточных вод: ГАЗ-53-19 и очистные сооружения КУ, которые согласно постановлению администрации Волжского муниципального района от 30.05.2006 переданы в хозяйственное ведение МУП МО Волжский район».

Согласно части 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена на товары, работы и услуги должна быть одинаковой для всех потребителей.

Однако МУП МО Волжский район в нарушении указанной нормы заключены следующие договоры на вывоз жидких бытовых отходов:

  1. договор от 23.01.2012, заключенный с Л.А. стоимость услуг 325 руб.;
  2.  договор от 01.01.2012, заключенный с МОУ 1 стоимость услуг 1222,53 руб.;
  3. договор от 01.01.2012, заключенный с МОУ 2 стоимость услуг 1222,53 руб.;
  4. договор от 01.01.2012 заключенный с МОУ 2 стоимость – 1222,53 руб.;
  5. договор от 24.05.2012 с МОУ 3 стоимость 1222,53 руб.;
  6. договор от 24.05.2012 с МОУ 4 стоимость 1222,53 руб.;
  7. договор от 14.06.2012 с МОУ 5 стоимость 1222,53 руб.;
  8. договор от 11.05.2012 заключенный с ОАО стоимость услуг – 1296,15 руб.;
  9. договор от 01.01.2012, заключенный с ФГАОУ ВПО стоимость 1296,15 руб.;
  10. договор от 04.07.2012, заключенный с ОК стоимость услуг 1222,53 руб.;

Также в материалах дела представлены счет фактуры, отражающие взимание различных сумм за услуги ассенизации различным хозяйствующим субъектам.

Так, согласно представленным сведениям МУП МО Волжский район услуги по вывозу жидких бытовых отходов в период январь-май 2013 года по стоимости 1222,53 руб. оказало МОУ 6, МОУ 7 по вывозу жидких бытовых отходов по стоимости 1222,53 руб.

МУП МО Волжский район услуги по вывозу жидких бытовых отходов в период январь-март 2013 года по стоимости 1296,15 руб. оказаны следующим лицам: Волжский филиал ОАО, МУП МО Волжский район, ОАО, ФГАО ВПО.

Таким образом указанное свидетельствует, что МУП МО Волжский район не соблюдено требование, регламентированное частью 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку установлены различные цены для бюджетных и небюджетных организаций, что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела установлено, что МУП МО Волжский район заключены следующие договоры на вывоз жидких бытовых отходов, а именно:

  1. договор от 29.04.2013 с ОК, сумма оказанных услуг составила 1296,15 руб.;
  2. договор от 06.06.2014 с ООО, сумма по которому составляла 1516,02 руб.

Однако совместно с данными договорами предприятием с ОК заключены договоры на оказание услуг утилизации жидких бытовых отходов от 04.07.2012, стоимость составляла 29,32 за 1 куб.м., от  01.01.2013 стоимость составила 29,32 руб. и от 01.01.2014 сумма по которому составила 30,23 руб.

Также ответчиком заключен договор от 06.06.2014 с ООО по оказанию услуг утилизации жидких бытовых отходов сумма по которому составила 30,23 руб.

Однако данного рода договоры с иными контрагентами, которым оказывалась услуга по вывозу жидких бытовых отходов не заключались.

         В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан, могут временно накапливаться в септиках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В состав работ, необходимых для оказания ассенизационной услуги домов, не имеющим присоединения к централизованным системам водоотведения, отвод бытовых стоков которых осуществляется в выгребные ямы (септики), а также при централизованном водоснабжении входит откачка, вывоз и очистка сточных вод.

        Таким образом, стоимость ассенизационной услуги определяется как совокупность всех расходов по основным стадиям технологического процесса (откачка, промывка, вывоз, очистка).

Однако материалами дела установлено, что МУП МО Волжский район для хозяйствующих субъектов ОК и ООО разделил такое понятие как утилизация жидких бытовых отходов, что в соответствии с действующим законодательством является составной частью услуги ассенизации.

        Таким образом, Марийское УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае данным хозяйствующим субъектам оказаны дополнительные услуги, которые являются составной частью услуги ассенизации в рамках заключенных договоров от 04.07.2012, от 29.04.2013 и 06.06.2014. Данные действия не обоснованы предприятием ни экономически, ни технологически

На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России выявила в действиях МУП МО Волжский район разнообразную методику установления стоимости услуг ассенизации своим контрагентам, что привело к установлению различных цен на аналогичную услугу как ассенизации и утилизации сточных вод на территории МО «Волжский МР» со стороны предприятия, и данные действия ущемили интересы других хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, приказом МУП МО Волжский район от 30.10.2015 приказ от 09.01.2014 признан утратившим силу. Также письмом от 20.11.2015 предприятие указало, что калькуляция стоимости 1 часа на пользование автомашины ГАЗ 53-19 за 2012-2013 утратили силу.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП МО Волжский район факт нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в экономически и технологически необоснованном установлении различных цен на услуги ассенизации и утилизации сточных вод в географических границах Волжский муниципальный район Республики Марий Эл.

2. Рассмотрение дела № 03-24/12-2015 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий МУП МО Волжский район.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                          

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны