Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-24/12-2017 от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                     РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-24/12-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/12-2017 в отношении ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в выставлении необоснованной платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в отношении ПАО «ТНС энерго Марий Эл» возбуждено дело № 03-24/12-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в выставлении необоснованной платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представители ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, и указали, что в настоящее время обществом перерассчитана плата за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления, в которых расчет осуществлен не правомерно.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 20.03.2017 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» занимает доминирующее положение с долей 86,59 %.

Таким образом, на ПАО «ТНС энерго Марий Эл» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за электрическую энергию (части 2 - 4 статьи 154 ЖК РФ). Порядок начисления платы за коммунальные услуги определен статьей 157 ЖК РФ и Правилами № 354.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 44 Правил № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным Правилам.

Согласно абзацу второму пункта 44 Правил № 354 установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к данным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Абзац третий пункта 44 Правил № 354 предусматривает, что при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 44 Правил № 354 если общедомовые (коллективные) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и распределяются между потребителями в соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил № 354.

В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме согласно абзацу первому пункта 44 Правил № 354 без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.

Пункт 44 Правил № 354 предусматривает определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, на основании показаний такого прибора учета. Когда определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный размер норматива потребления коммунальных услуг, то в силу абзаца второго пункта 44 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива.

Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от необоснованных платежей и соответствует действующему законодательству.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в многоквартирных жилых домах с непосредственной формой управления, расположенных в муниципальном образовании городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район», муниципальном образовании «Звениговский муниципальный район» и в иных муниципальных районах Республики Марий Эл начисление платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды с июля 2016 года по май 2017 года производило с нарушением пункта 44 Правил № 354.

Например, в жилом доме № 14 по ул. Рябинина г. Йошкар-Олы произведено распределение объема электроэнергии на общедомовые нужды за июль 2016 года в размере 2471,00 кВт*ч, указанный объем выше установленного норматива на потребление электрической энергии на 2282,36 кВт*ч, а, следовательно, ПАО «ТНС энерго Марий Эл» собственникам данного многоквартирного дома выставлена необоснованная плата за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в размере более 7 тысяч рублей.

В жилом доме № 34а по ул. Лесная д. Люльпаны Медведевского района Республики Марий Эл произведено распределение объема электроэнергии на общедомовые нужды за июль 2016 года в размере 6646,00 кВт*ч, указанный объем выше установленного норматива на потребление электрической энергии на 5765,93 кВт*ч. Таким образом, собственникам помещений необоснованно выставлена к оплате сумма в размере более 22 тысяч рублей.

В жилом доме № 35 по ул. Строителей г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл произведено распределение объема электроэнергии на общедомовые нужды, в августе 2016 года в размере 2195,00 кВт*ч, что превышает установленный норматив на 2140,76 кВт*ч. Следовательно, собственники помещений понесли дополнительные расходы на оплату электрической энергии более 8 тысяч рублей.

Аналогично ПАО «ТНС энерго Марий Эл» рассчитывало плату за электрическую энергию в других многоквартирных жилых домах с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл, что нарушает права неопределенного круга потребителей.

При этом решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, не принимались.

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления.

Из содержания части 2.1 статьи 161 ЖК РФ следует, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие электроснабжение несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из указанного следует, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в целях соблюдения требований пункта 44 Правил № 354 и прав потребителей с 01.07.2016 обязано было прекратить выставление «сверхнормативного ОДН» жителям многоквартирных домов с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл. Однако указанные действия гарантирующим поставщиком не совершены.

Таким образом, ПАО «ТНС энерго Марий Эл» выставляло необоснованную плату за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл, чем нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов дела, если нарушение антимонопольного законодательства со стороны ответчиков продолжается вправе выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В представленных ПАО «ТНС энерго Марий Эл» сведениях отсутствуют данные о полном перерасчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды во всех многоквартирных жилых домах с непосредственной формой управления. Обосновывающие пояснения от представителей ответчика также не получены на заседании комиссии (протокол заседания Комиссии от 04.10.2017).

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях публичного акционерного общества «ТНС энерго Марий Эл» (ул. Й. Кырля, д. 21, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424019, ИНН 1215099739, КПП 121501001) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в выставлении необоснованной платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл.
  2. Выдать публичному акционерному обществу «ТНС энерго Марий Эл» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-24/12-2017

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«18» октября 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодатель­ства в составе: председателя Комиссии заместите­ль руководителя - начальник отдела, членов Комиссии: главный специалист-экс­перт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, ведущий специалист-экс­перт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, на основании своего решения от 18 октября 2017 года о признании в действиях ПАО «ТНС энерго Марий Эл» факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении необоснованной платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в жилых домах с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 ста­тьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите кон­куренции»,

предписывает:

 

1. ПАО «ТНС энерго Марий Эл» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в срок до 20 ноября 2017 года осуществить полный перерасчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды во всех жилых домах с непосредственной формой управления на территории Республики Марий Эл и представить в Марийское УФАС России подтверждающие документы.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Марийскому УФАС России с приложением письменных доказательств в трехдневный срок со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны