Решение б/н решение и предписание от 25 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/14-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/14-2017 в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в несоблюдении сроков по выставлению счетов за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, в присутствии представителя АО «ЕРЦ Республики Марий Эл» А. по доверенности и в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы возбуждено дело № 03-24/14-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении сроков по выставлению счетов за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.

Комиссией Марийского УФАС России 11.12.2017 принято заключение об обстоятельствах дела № 03-24/14-2017 о нарушении антимонопольного законодательства.

Лицами, участвующими в деле в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции на рассмотрение дела не представлено иных доказательств и письменных доводов в отношении обстоятельств, изложенных Комиссией Марийского УФАС России в заключении об обстоятельствах дела.

При рассмотрении дела представителем ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признано, указано, что счета к оплате за водоснабжение выставляются в сроки, установленные действующим законодательством. В отношении АО «Медведевский водоканал» и ООО МУК «ЭксЖилФонд» счета выставляются по факту предоставления сведений об объемах водоснабжения и водоотведения со стороны данных лиц. Кроме того, отмечено, что предприятие неоднократно обращалось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исками к АО «Медведевский водоканал» с заявлениями на взыскание пени за несвоевременную оплату оказываемых предприятием услуг.

Представители АО «Медведевский водоканал» и ООО МУК «ЭксЖилФонд» указали, что ими заключен договор с АО «ЕРЦ Республики Марий Эл», которое в свою очередь предоставляет сведения об объемах потребленных ресурсов и именно данным лицом сведения предоставляются с несоблюдением сроков.

Представитель АО «ЕРЦ Республики Марий Эл» пояснил, что информация об объемах потребленных ресурсов со стороны АО «Медведевский водоканал» и ООО МУК «ЭксЖилФонд» также предоставляется с нарушением сроков, в связи с чем общество не может своевременно производить расчеты.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Холодное водоснабжение и водоотведение согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются услугами, оказываемыми субъектами естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы заключены договоры водоснабжения и водоотведения с ООО МУК «ЭксЖилФонд» № 2960 от 16.01.2015) и с АО «Медведевский водоканал» (№ 2542 от 01.01.2015).

Следовательно, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы оказывает услуги водоснабжения и водоотведения указанным лицам и является субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и к предприятию применяются запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» выставлены счет-фактуры ОАО «Медведевский водоканал» за услуги водоснабжения и водоотведения № 26344 от 31.10.2016 (получена 14.11.2016), № 2633 от 31.01.2017 (получена 20.02.2017), № 18316 от 31.07.2016 (получена 18.08.2016), № 12951 от 31.05.2016 (получена 10.06.2016), № 4918 от 29.02.2016 (получена 18.03.2016), № 29183 от 30.11.2016 (получена 14.12.2016), № 5242 от 28.02.2017 (получена 17.03.2017), № 7649 от 31.03.2016 (получена 14.04.2016), № 10346 от 30.04.2016 (получена 19.05.2016), № 2329 от 31.01.2016 (получена 17.02.2016), № 8144 от 31.03.2017 (получена 14.04.2017).

Также МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» выставлены ООО МУК «ЭксЖилФонд» счет-фактура № 26340 от 31.10.2016, которая фактически направлена предприятием 11.11.2016 исх. № 2160 и получена обществом 14.11.2016, счет-фактура № 12950 от 31.05.2016, которая фактически направлена 10.06.2016 исх. № 1118 и получена обществом 10.06.2016), счет-фактура № 29181 от 30.11.2016, которая фактически направлена 12.12.2016 исх. № 2382 и получена обществом 14.12.2016, счет-фактура № 29179 от 30.11.2016, которая фактически направлена 12.12.2016 исх. № 2381 и получена обществом 14.12.2016, счет-фактура № 5125 от 28.02.2017, которая фактически направлена 10.03.2017 исх. № 502 и получена обществом 17.03.2017, счет-фактура № 7893 от 31.03.2017, которая фактически направлена 12.04.2017 исх. № 842 и получена обществом 14.04.2017, счет-фактура № 8077 от 31.03.2017, которая фактически направлена 12.04.2017 исх. № 843 и получена обществом 14.04.2017).

Также Марийским УФАС России установлены счет-фактура № 18304 от 31.07.2016 (получена обществом 18.08.2016), счет-фактура № 18303 от 31.07.2016 (получена 18.08.2016), счет-фактура № 4898 от 29.02.2016 (получена 18.03.2016), счет-фактура № 10345 от 30.04.2016 (получена 19.05.2016), счет-фактура № 2333 от 31.01.2016 (получена 17.02.2016), счет-фактура № 2346 от 31.01.2016 (получена 17.02.2016).

Однако пунктом 28 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644) установлено, что оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Собранные в рамках рассмотрения дела доказательства, а также наличие счетов к оплате за оказанные предприятием услуги, сроки, выставления которых не соответствуют действующему законодательству, подтверждают систематическое нарушение ответчиком сроков, предусмотренных Правилами № 644.

Из имеющихся в материалах дела счет-фактур следует, что фактически МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы выставляет счета к оплате как ОАО «Медведевский Водоканал», так и ООО МУК «ЭксЖилФонд» значительно позже, чем предусмотрено пунктом 28 Правил № 644. Превышение предельных сроков составляет от 5 дней до 15 дней.

Также, согласно пояснениям лиц, участвующих в деле следует, что ООО МУК «ЭксЖилФонд» и ОАО «Медведевский водоканал» не имеют возможности своевременно представить сведения об объемах потребленных ресурсов в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы, так как они приобретают услуги у предприятия в целях оказания их гражданам-потребителям, которые в свою очередь не предоставляют соответствующие сведения в установленный срок.

Вместе с тем, если потребитель не предоставил сведения о показаниях приборов учета в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 данных Правил размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Таким образом, ОАО «Медведевский водоканал» и ООО «ЭксЖилФонд» имеют возможность предоставлять в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы сведения об объемах оказанных услуг гражданам-потребителям своевременно.

В свою очередь МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» также имеет возможность в отношении указанных лиц руководствоваться положениями данных правил и представлять счета к оплате как по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев либо по нормативу, в виду отсутствия иного толкования в действующем законодательстве порядка осуществления расчетов за оказанные услуги юридическим лицам в целях оказания ими коммунальных услуг.

На основании изложенного следует, что предприятие, злоупотребляя своим доминирующим положением не своевременно выставляло счета к оплате, что привело к нарушению требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Также действия МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы нарушают права и интересы АО «Медведевский водоканал», ООО МУК «Эксжилфонд» в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов дела, если нарушение антимонопольного законодательства со стороны ответчиков продолжается вправе выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения дела МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не представлено в материалы дела убедительных и достоверных доказательств устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (ул. Дружбы, д. 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039, ИНН 1215020390, ОГРН 1021200764331) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в несоблюдении сроков по выставлению счетов за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.
  2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                         

 

Члены Комиссии                                                                                  

 

Предписание № 03-24/14-2017

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«25» января 2018 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодатель­ства в составе: председателя Комиссии заместите­ль руководителя, членов Комиссии: начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, ведущий специалист-экс­перт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, на основании своего решения от 25 января 2018 года о признании в действиях МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении сроков по выставлению счетов за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 ста­тьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите кон­куренции»,

 

предписывает:

 

  1. МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и осуществлять выставление счетов к оплате за услуги водоснабжения и водоотведения за предыдущий расчетный период в соответствии с пунктом 28 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Марийскому УФАС России с приложением письменных доказательств в срок до 09 апреля 2018 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Председатель Комиссии                                                                   

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                 

 

Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны