Решение б/н решение и предписание от 25 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/16-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/16-2017 в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в самостоятельном установлении платы за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения без установленного государственным органом тарифа на данные услуги, в присутствии представителя МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы А. по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы возбуждено дело № 03-24/16-2017 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в самостоятельном установлении платы за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения без установленного государственным органом тарифа на данные услуги.

На заседании Комиссии представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и указал, что предприятием не осуществлялось возмездное оказание услуг по технологическому присоединению объектов к централизованным сетям водоснабжения, а проводились подрядные работы по врезке объектов к сетям, стоимость которых не подлежит государственному регулированию.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения лица, участвующего в деле, установила следующее.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения с использованием централизованных систем.

Так, согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Холодное водоснабжение и водоотведение согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются услугами, оказываемыми субъектами естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы заключены договоры холодного водоснабжения с ООО «Бытовой сервис» (ХХХ), с ОАО «Континент» (ХХХ), ООО НПФ «Геникс» (ХХХ), с ООО «Стройинвест» (ХХХ), с ООО «СтройИнвест» (ХХХ), с ООО «Дружина» (ХХХ), с ООО фирма «Принстайл» (ХХХ), с ООО «Теплогазстрой» (ХХХ) в отношении объектов, на которые поданы заявления для осуществления технологического присоединения к централизованным сетям водоснабжения.

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг холодного водоснабжения и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «Бытовой сервис» (вх. № ххх), ООО «НПФ «Геникс» (вх. № ххх), ООО «Дружина» (вх. № ххх), ООО «Стройинвест» (вх. № ххх), ОАО «Континент» (вх. № ххх), ООО Фирма «Принстайл» (вх. № ххх), ООО «СтройИнвест» (вх. № ххх), ООО «Теплогазстрой» (вх. № ххх), Б. (вх. № ххх), СНТ «Коммунальник» (вх. № ххх) обратились с заявлением об осуществлении врезки к централизованной системе водоснабжения.

Заявления поданы в отношении следующих объектов: ХХХ (ООО «Бытовой сервис»), ХХХ (ООО «Дружина»), ХХХ (ООО «СтройИнвест»), ХХХ (ОАО «Континент»), ХХХ (ООО Фирма «Принстайл»), ХХХ (ООО «СтройИнвест»), ХХХ (ООО «Теплогазстрой»), ХХХ (Б.), РМЭ, ХХХ (СНТ «Коммунальник»).

Предприятием также представлены документы, отражающие оказание данных услуг и оплату указанными лицами приобретенных услуг:

- акт № ххх, стоимость работ составила ***. и платежное поручение № xxx (ООО «Бытовой сервис»);

- акт № xxx, стоимость услуг составила *** и платежное поручение xxx (ООО НПФ «Геникс»);

- акт № xxx, стоимость услуг составила *** и платежное поручение № xxx (ООО «Дружина»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx (ООО «СтройИнвест»),

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx (ОАО «Континент»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx (ООО Фирма «Принстайл»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx (ООО «СтройИнвест»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx (ООО «Теплогазстрой»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и платежное поручение № xxx, стоимостью работ *** и счет-фактура № xxx (ООО НПФ «Геникс»);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и приходный кассовый орден № xxx (Б.);

- акт № xxx, стоимость услуг *** и приходные кассовые ордеры № xxx (СНТ «Коммунальник»).

Кроме того, предприятием представлены сметы на врезку в сети водопровода с отключением и подключением сетей, с различными работами, определенные предприятием самостоятельно как необходимые для осуществления врезки.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правил № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения представляет собой процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Следовательно, врезка является фактическим подключением объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

В материалах дела имеются технические условия на подключение (технологическое присоединение) строящихся, реконструируемых или построенных объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, выданных МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы ООО «НПФ «Геникс» (№ xxx), ООО «Теплогазстрой» (№ xxx ), ООО «СтройИнвест» (№ xxx), ООО «Бытовой сервис» (№ xxx), ООО Фирма «Принстайл» (№ xxx), ОАО «Континент» (№ xxx), СНТ «Коммунальник» (№ xxx), Б. (№ xxx) в отношении объектов, которые по заявлениям данных лиц были подключены к сетям водоснабжения и в отношении которых предприятием предъявлена соответствующая плата.

Указанные технические условия подтверждают тот факт, что МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы оказаны услуги технологического присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, а не услуги по врезке, как утверждает предприятие при рассмотрении дела.

Целью получения технических условий и подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения объектов является получение доступа именно к услугам по водоснабжению и водоотведению.

Услуга по осуществлению организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий по технологическому присоединению (подключению) к ее водопроводным сетям объекта в отрыве от услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемых этой организацией, самостоятельного значения не имеет.

При этом услуга по технологическому подключению может быть оказана только той организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным сетям которой возможно подключение объекта.

После выдачи технических условий и осуществления соответствующих мероприятий МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы заключило с указанными лицами договоры водоснабжения.

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы осуществлено технологическое присоединение объектов к сетям водоснабжения.

Согласно статье 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, регулированию подлежат тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, регулированию подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Пунктами 5, 6 части 1 статьи 4 Закона № 416-ФЗ установлено, что утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В силу пунктов 81, 82, 83 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом. Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Аналогичные нормы предусмотрены частью 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ.

Пунктом 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, установлена формула, по которой организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), рассчитывается размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.

То есть, в соответствии с нормами действующего законодательства предприятие обязано установить тариф за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной сети холодного водоснабжения, и рассчитать плату за технологическое присоединение объекта к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с установленным тарифом.

В отсутствие тарифа предприятие не вправе взимать плату за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной сети холодного водоснабжения и водоотведения.

В нарушение вышеуказанных норм права, без установления тарифа и расчета платы за технологическое присоединение предприятие оказало и получило с ООО «Бытовой сервис», ООО «НПФ «Геникс», ООО «Дружина», ООО «Стройинвест», ОАО «Континент», ООО Фирма «Принстайл», ООО «СтройИнвест», ООО «Теплогазстрой», Б., СНТ «Коммунальник» необоснованную плату.

На основании изложенного следует, что предприятие, злоупотребляя своим доминирующим положением, самостоятельно устанавливает плату на услуги технологического присоединения объектов к централизованной сети водоснабжения, подменяя их услугами врезки, что приводит к нарушению требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные действия затрагивают права и интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов дела, если нарушение антимонопольного законодательства со стороны ответчика продолжается вправе выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения дела МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не представлено в материалы дела убедительных и достоверных доказательств, отражающих факт прекращения нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (ул. Дружбы, д. 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039, ИНН 1215020390, ОГРН 1021200764331) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем самостоятельного установления платы за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения без установленного государственным органом тарифа на данные услуги.
  2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Предписание № 03-24/16-2017

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«25» января 2018 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодатель­ства в составе: председателя Комиссии заместите­ль руководителя, членов Комиссии: начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, ведущий специалист-экс­перт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, на основании своего решения от 25 января 2018 года о признании в действиях МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем самостоятельного установления платы за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения без установленного государственным органом тарифа на данные услуги, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 ста­тьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите кон­куренции»,

предписывает:

 

  1. МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего осуществлять взимание платы за технологическое присоединение объектов к централизованным сетям холодного водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.
  2. Предоставить сведения об исполнении предписания в срок до 25 марта 2018 года.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны