Решение б/н Решение от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-24/19-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

специалист 1 разряда отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности,

рассмотрев дело № 03-24/19-2015, возбужденное в отношении открытого акционерного общества по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении неправомерного норматива для жилого помещения с холодным водоснабжением без водоотведения,

в присутствии представителей:

от ответчика: по доверенности, по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Открытое акционерное общество.

ОАО осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Медведевского муниципального района.

Согласно Уставу общество является коммерческой организацией, целью деятельности которой является получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности. Деятельность общества направлена на бесперебойное обеспечение жителей и организаций Медведевского района водой, на организацию услуг по водоснабжению и водоотведению, приему и очистке сточных вод.

Согласно п. 3 ст. 7 Устава ОАО осуществляет следующие виды деятельности: обеспечение бесперебойной подачи питьевой воды потребителям в требуемом количестве; эксплуатация сетей водопровода, инженерных сооружений и оборудования; производство, переработка и хранение продуктов питания; иные виды деятельности, не запрещенные законом РФ и РМЭ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОАО является сбор и очистка воды (ОКВЭД 41.00.1), дополнительным — распределение воды (ОКВЭД 41.00.2) и иное.

         Заявитель: Е.В.

         Заинтересованное лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

 

В Марийское УФАС России в порядке переадресации из Прокуратуры Медведевского района поступило заявление Е.В. на действия ОАО по применению неправомерных нормативов при начислении сумм к оплате за потребленное холодное водоснабжение.

Так, ОАО при расчете с данной гражданкой за поставляемое холодное водоснабжение в 2014 году применяло норматив 6,384 м3/мес на 1 чел., а в феврале 2015 года – 7,022 м3/мес на 1 чел.

Заявитель указывает, что обществом при применении норматива при расчете за холодное водоснабжение допущены нарушения приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 19.01.2015 № 23 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл».

Е.В. пояснила, что проживает в доме, не являющимся многоквартирным, в нем отсутствует водоотведение, а холодное водоснабжение осуществляется из уличных водоразборных колонок, поэтому должен применяться норматив на холодное водоснабжение равный 1,976 м3/мес на 1 чел.

На основании вышеизложенного, приказом Марийского УФАС России от 18.06.2015 № 89 в отношении ОАО возбуждено дело № 03-24/19-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении неправомерного норматива для жилого помещения с холодным водоснабжением без водоотведения.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры оказываются хозяйствующими субъектами в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения гражданке Е.В., о чем свидетельствуют платежные документы за январь и февраль 2015 года. Тем самым ОАО является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем.

Таким образом, ОАО является субъектом естественной монополии, а, следовательно, занимает доминирующее положение в границах расположения сетей в географических границах муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

Согласно пояснениям общества, нормативы равные 6,384 куб./м на 1 чел. и 7,022 куб./м. на 1 чел. применялись в соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 25.02.2013 № 98 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 11 декабря 2012 года № 1034» (далее – Приказ № 98) и приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 19.01.2015 № 23 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл» (далее – Приказ № 23) для жилых помещений в многоквартирных домах с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные быстродействующими водонагревателями с многоточечным водоразбором, ваннами, оборудованными душами.

Указанными приказами установлено, что к жилым помещениям с холодным водоснабжением без водоотведения при расчете оплаты за холодное водоснабжение должен применяться норматив равный 1,976 м3/мес. на 1 чел.

Е.В. является собственником жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно техническому паспорту объекта индивидуального жилищного строительства, составленному Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Марий Эл в рассматриваемом жилом доме имеется автономный водопровод, автономная канализация, автономное отопление, центральное газоснабжение и электроснабжение.

Таким образом, в данном жилом доме отсутствует центральный водопровод и центральная канализация.

Кроме того, приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 11.12.2012 № 1034 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Марий Эл» для муниципального образования «Медведевский муниципальный район» категория домов «Жилые помещения с холодным водоснабжением, без водоотведения, оборудованные быстродействующими водонагревателями с многоточечным водоразбором» не предусмотрена.

Также, заинтересованное лицо, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, представило письма, из которых следует, что при расчетах за холодное водоснабжение гражданке Е.В. необходимо применять норматив равный 1,976 куб./м. на 1 чел. Указанная позиция государственного органа также изложена в письме от 19.11.2015.

Таким образом, ОАО неправомерно применяло нормативы, установленные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, что послужило основанием для возложения на потребителя необоснованных расходов за приобретаемый ресурс в размере 1626,24 рублей.

Согласно представленным сведениям и пояснениям заявителя и ответчика в рассматриваемом жилом доме установлен индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения.

Кроме того, согласно платежному документу за июнь 2015 года ОАО осуществило перерасчет Е.В. за холодное водоснабжение в размере 1626,24 руб. за периоды, в которых расчет осуществлялся по завышенным нормативам и применило к гражданке норматив, установленный приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл № 23 для жилых домов без водоотведения. Заявителем указанное обстоятельство не оспаривалось, о чем представлено письмом.

Из указанного следует, что общество добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства и восстановило нарушенные права Е.В. по приобретению услуг холодного водоснабжения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в применении неправомерного норматива для жилого помещения с холодным водоснабжением без водоотведения.

2. Рассмотрение дела № 03-24/19-2015 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                              

 

Члены Комиссии                                                                             

 

                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны