Решение №03-24/19-2017 решение и предписания по делу 03-24/19-2017 от 24 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявители:

ООО «Авто-Альянс»

 

ООО «Первая транспортная компания»

Ответчик:

ООО «Республиканский автовокзал»

Заинтересованные лица:

ИП Ж

ООО «Автовокзалы Марий Эл»

ООО «Автовокзал»

ООО «Автоколонна № 1217»

ИП Ж

ИП С

ИП Ж

ИП С

 МУП «Яранское ПАТП»

ИП Ш

 

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/19-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2018 года

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

заместитель руководителя, председатель Комиссии;

начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-24/19-2017 в отношении ООО «Республиканский автовокзал» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в неправомерном предоставлении права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы (г. Йошкар-Ола, ул.Яналова, д.3а) для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам,

в присутствии на заседании комиссии:

представителя ООО «Автовокзалы Марий Эл» - *** действующего на основании доверенности,

представителя ИП Ж ***, действующего на основании доверенности,

в отсутствии иных лиц, привлечённых к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «Республиканский автовокзал» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в неправомерном предоставлении права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы (г. Йошкар-Ола, ул.Яналова, д.3а) для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам.

В ходе рассмотрения дела ООО «Республиканский автовокзал» факт нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не признало, указало, что общество свободно в заключении договоров с перевозчиками, фактически предоставляет хозяйствующим субъектам право на стоянку транспортных средств на остановочных площадках привокзальной площади, а также услуги по уборке территории. По мнению ООО «Республиканский автовокзал», предупреждение, выданное Марийским УФАС России, обществом исполнено, в действующие договоры внесены изменения, исключены положения о маршрутах, по которым хозяйствующим субъектам предоставляется право на использование остановочных площадок. В настоящее время обществом расторгнуты договоры с лицами, осуществлявшими перевозки по межрегиональным регулярным маршрутам. Кроме того, ООО «Республиканский автовокзал» не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки.

ООО «ПТК», ООО «Авто-Альянс», в ходе рассмотрения дела указали, что ООО «Республиканский автовокзал» необоснованно предоставляет право на осуществление регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным маршрутам.

ООО «Автовокзал», ООО «Автовокзалы Марий Эл» в ходе рассмотрения дела указали, что действия ООО «Республиканский автовокзал» нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов, использующих объект транспортной инфраструктуры – Автовокзал города Йошкар-Олы в качестве остановочного пункта для осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

ИП Ж в ходе рассмотрения дела указал, что ООО «Автовокзалы Марий Эл» и ООО «Республиканский автовокзал» не являются хозяйствующими – субъектами конкурентами, поскольку ООО «Автовокзалы Марий Эл» согласно реестру остановочных пунктов вправе оказывать лишь ограниченный перечень услуг - комната отдыха водителей автобусов, медицинские осмотр водителя, технический осмотр транспортного средства. Кроме того, в рамках проведенной Прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки на Автовокзале г. Йошкар-Олы выявлено несоблюдение требований транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав полученные материалы, документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о том, что действия ответчика ООО «Республиканский автовокзал» являются нарушением статьи 14.8 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступили заявления ООО «ПТК», ООО «Авто-Альянс» от 24.07.2017 вх.№8780, вх.№8781 о неправомерном осуществлении с остановочной площадки части III привокзальной площади (г. Йошкар-Ола, ул.Яналова, д.3а) ООО «Республиканский автовокзал» отправки транспортных средств по межрегиональным маршрутам «г.Йошкар-Ола-г.Москва-г.Йошкар-Ола», «г.Йошкар-Ола-г.Нижний Новгород- г.Йошкар-Ола».

Марийским УФАС России 22.09.2017 ООО «Республиканский автовокзал» выдано предупреждение № 03-29/16-2017 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Согласно данному предупреждению ООО «Республиканский автовокзал» в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения надлежит прекратить нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции путем прекращения предоставления права перевозчикам, осуществляющим перевозки по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам на стоянку транспортных средств, осуществление посадки (высадки) пассажиров, осуществление отправки и въезда транспортных средств на территорию остановочных площадок части II, III привокзальной площади до получения данными объектами статуса остановочных пунктов, которые разрешается использовать при осуществлении пассажирских перевозок по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам.

Предупреждение, выданное ООО «Республиканский автовокзал», обществом не было исполнено, что явилось основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Из части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции следует, что указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон № 220-ФЗ) остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются (части 1,2 статьи 30 Закона № 220-ФЗ).

Использование иных остановочных пунктов согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 220-ФЗ допускается в случае, если: в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция, подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта, расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.

Требования к остановочным пунктам маршрутов регулярных перевозок установлены пунктами 7, 11, 14-19 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила).

Согласно пункту 19 Правил остановочный пункт размещается на территории автостанции, автовокзала, если общее количество отправляемых от остановочного пункта пассажиров согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, составляет от 250 до 1000 человек и более 1000 человек в сутки соответственно и максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа.

Также в соответствии с приказом Минтранса России от 29.12.2015 № 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» установлены минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, обязательные для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании.

Так, в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются: 1) билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов; 2) зал ожидания; 3) комната матери и ребенка; 4) туалет; 5) камера хранения вещей или места для хранения вещей; 6) пункт общественного питания; 7) комната отдыха водителей с местами для сидения. На территории автовокзала, автостанции размещаются: перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы; перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов; площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении). Количество перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы должно обеспечивать возможность стоянки автобусов во время посадки пассажиров для автобусов особо малого, малого и среднего классов не менее 10 минут, для автобусов большого и особо большого классов не менее 15 минут. Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло. На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг наравне с другими пассажирами.

Согласно подпункту «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) объектами транспортной инфраструктуры являются автомобильные вокзалы и станции. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Законом о транспортной безопасности. Также субъектом транспортной инфраструктуры проводится оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с положениями приказа Минтранса России от 12.04.2016 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». На основании проведения вышеуказанных мероприятий разрабатываются и реализуются планы обеспечения транспортной безопасности.

Автовокзал г. Йошкар-Олы является объектом транспортной инфраструктуры, который в соответствии с Законом о транспортной безопасности прошел обязательное категорирование, включен в реестр транспортной инфраструктуры (регистрационный номер АТА 0001138).

На момент выдачи предупреждения ООО «Республиканский автовокзал» с территории Автовокзала отправлялись транспортные средства по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам по следующим направлениям: «АВ Йошкар-Ола-Центральный Автовокзал г. Москвы» (перевозчик ООО «АвтоАльянс»), «АВ Канаш- АВ г. Йошкар-Олы» (перевозчик ИП М.), «АВ г. Йошкар-Ола –АВ Щербинки» (перевозчик ООО «Первая транспортная компания»), «АВ Центральный г.Самара-АВ г.Йошкар-Олы (АО «Евразийская Корпорация автовокзалов»), «АВ Центральный г.Чебоксары – АВ г.Йошкар-Олы» (ИП П), «АВ Центральный г.Чебоксары – АВ г. Йошкар-Олы» (ИП Ч.), «АВ г. Ульяновск-АВ г.Киров» (ИП Н), «АВ г.Канаш-г. Чебоксары-АВ г. Йошкар-Ола» (ИП С), на основании договоров, заключенных между ООО «Автовокзал» и указанными перевозчиками.

Кроме того, в настоящее время с территории Автовокзала отправляются транспортные средства по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам по следующим направлениям: № 666 «АВ Центральный г. Чебоксары-АВ г. Йошкар-Ола» (ИП Ч), № 344 «АС г.Вятские поляны –АВ г.Йошкар-Ола», № 345 «АВ г.Йошкар-Ола-АС г.Яранск», № 503 «АС Центральная г.Москва – АВ г.Йошкар-Ола»(ООО «Тревел-М»), № 093 «АВ Центральный г.Чебоксары – АВ г.Йошкар-Ола», №003 «АВ Центральный г.Чебоксары-АВ г.Йошкар-Ола» (ИП П), №676 «АС г.Новочебоксарск – АВ г. Йошкар-Ола» (ООО «Пегас-21»), №701 «АВ г.Ульяновск –АВ г.Киров» (ИП Н), № 779 «АВ г.Канаш – АВ г.Йошкар-Ола» (ИП Максимова Е.Н.), № 703 «АВ г. Йошкар-Ола-АВ Самара» (ПАО «Евразийская корпорация автовокзалов»), № 705 «АВ г.Йошкар-Ола-АС Центральная г.Москва» (ООО «Авто-Альянс»), № 715 «АВ г.Йошкар-Ола – АВ Щербинки Нижний Новгород» (ООО «ПТК») на основании договоров, заключенных между ООО «Автовокзалы Марий Эл» и указанными перевозчиками.

ООО «Автовокзалы Марий Эл» фактически предоставляет хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки, места для посадки и высадки пассажиров, услуги по реализации билетов через кассы Автовокзала и иные услуги.

Автовокзал города Йошкар-Олы является единственным остановочным пунктом в городе Йошкар-Оле, который может использоваться для осуществления перевозок по межсубъектным маршрутам. Пропускная способность Автовокзала способна выдержать существующие как межмуниципальные, так и межрегиональные маршруты регулярных перевозок. Интенсивность движения по улицам и автомобильным дорогам, в границах которых расположен подъезд к Автовокзалу не превышает нормативного значения.

Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 №7-н установлен перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Для города Йошкар-Олы в качестве остановочных пунктов, которые разрешается использовать при осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам установлены, в том числе следующие остановочные пункты: «остановочная площадка часть II привокзальной площади», «остановочная площадка часть III привокзальной площади», Автовокзал.

«Остановочная площадка часть II привокзальной площади», «остановочная площадка часть III привокзальной площади» являются частью привокзальной площади города Йошкар-Олы. Указанные объекты используются ООО «Республиканский автовокзал» на основании договора аренды, заключенного с ООО «Перрон».

Согласно Уставу ООО «Республиканский автовокзал», целью учреждения общества и основными видами деятельности являются в том числе деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом, предоставление услуг по перевозкам, деятельность прочего сухопутного транспорта, не включенная в другие группировки, деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

Остановочные площадки привокзальной площади используются для осуществления стоянки, посадки и высадки пассажиров, отправки транспортных средств по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам на основании договоров, заключенных между ООО «Республиканский автовокзал» и перевозчиками.

Так, ООО «Республиканский автовокзал» в течение 2017 года были заключены и действовали договоры на предоставление услуг по транспортному обслуживанию по межрегиональным маршрутам со следующими перевозчиками: ООО «Автоколонна 1217» (по направлению «Йошкар-Ола-Киров», «Киров-Чебоксары», договор от 26.01.2017  №17), МУП «Шарангское ПАП» (по направлению «Йошкар-Ола-Шаранга», договор №18 от 27.01.2017), ИП К (по направлению «Йошкар-Ола-Москва», договор от 30.01.2017 №20), ИП Ж (по направлению «Йошкар-Ола-Яранск», «Йошкар-Ола-Котельнич», договор от 30.01.2017 №23, договор от 01.10.2017 №48), ИП С (по направлению «Йошкар-Ола-Яранск», договор от 30.01.2017 №24, от 01.10.2017 №44), ИП Ж (по направлению «Йошкар-Ола-Яранск», договор от 30.01.2017 №26), ИП Ш (по направлению «Йошкар-Ола-Вятские поляны», договор от 22.02.2017 №28, от 01.10.2017 №49), ИП Г (по направлению «Йошкар-Ола-Москва», договор от 13.03.2017 №30, от 01.10.2017 №45), ИП Ж (по направлению «Йошкар-Ола-Москва», договор от 13.03.2017  №30, от 01.10.2017 №49), ИП Ш («Йошкар-Ола-Самара», «Йошкар-Ола-Пермь», «Йошкар-Ола-Ярославль», «Йошкар-Ола-Санкт-Петербург», договор от 03.05.2017 №37), ИП С («Йошкар—Ола-Чебоксары», договор от 24.07.2017  №41, от 24.07.2017 №41).

При этом из реестра межрегиональных маршрутов на территории Российской Федерации Минтранса России (по состоянию на 06.10.2017) следует, что маршруты № 669 «АВ г. Киров – АВ «Центральный» г. Чебоксары», №590 «АВ г. Киров – АВ г. Йошкар-Ола» являются регулярными маршрутами и обслуживаются ООО «Автоколонна № 1217», маршрут №210 «АС г. Яранск – АВ г. Йошкар-Ола» является регулярным маршрутом и обслуживается ИП Ж, маршрут №505 «АВ г. Йошкар-Ола – АС г. Яранск» является регулярным маршрутом и обслуживается ИП С, ИП Ж, маршрут №625 «АВ г. Йошкар-Ола – АС г. Вятские Поляны» является регулярным маршрутом и обслуживается ИП Ш, маршрут №726 «АВ  "Центральный" г. Чебоксары – АВ  "Центральный"  г. Самара» включен в реестр регулярных маршрутов и обслуживается ИП Ш, по указанному маршруту предусмотрен заезд в город Йошкар-Ола, маршрут №574 «АВ г. Йошкар-Ола – АВ  "Центральный" г. Чебоксары» является регулярным маршрутом и обслуживается ИП С.

Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что многие перевозчики осуществляют регулярные перевозки под видом заказных по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с остановочных площадок ООО «Республиканский автовокзал». Так, решением от 09.03.2017 по делу № 03-24/04-2016 Марийским УФАС России действия ИП Л, выразившиеся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по маршруту «Йошкар-Ола-Нижний Новгород» признаны актом недобросовестной конкуренции, индивидуальному предпринимателю выдано обязательное для исполнения предписание. Также в ходе рассмотрения дела №03-24/18-2017 Марийским УФАС России в действиях ИП Л, выразившихся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по маршруту «Йошкар-Ола-Москва» с остановочных площадок привокзальной площади города Йошкар-Олы установлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (приказ от 02.11.2017 №165). Кроме того, в действиях ИП Ж, ИП Г установлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции выразившиеся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по маршруту «Йошкар-Ола-Москва» с остановочных площадок привокзальной площади города Йошкар-Олы (предупреждения от 19.04.2018 №03-29/13-2018 и от 13.04.2018 №03-29/12-2018 соответственно).

В антимонопольный орган поступили и иные заявления, материалы, свидетельствующие о предоставлении ООО «Республиканский автовокзал» права на осуществление перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с остановочных площадок привокзальной площади. Так, ИП Ш осуществляла перевозку по маршруту «Йошкар-Ола-Вятские Поляны» с остановочных площадок привокзальной площади города Йошкар-Олы, о чем свидетельствуют видеозаписи от 12.10.2017, 17.10.2017, представленные ООО «Тревел-М» в заявлении от 24.10.2017 вх. №13126. Кроме того, ИП Ж осуществляет перевозку по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» с остановочных площадок привокзальной площади города Йошкар-Олы, о чем свидетельствуют видеозаписи, путевые листы индивидуального предпринимателя за сентябрь –октябрь 2017 года, видеоматериалы, представленные ООО «Тревел-М» в заявлении от 25.10.2017 вх. №13174.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозки по межрегиональным маршрутам, подтвердили, что осуществляли перевозки по межрегиональным маршрутам с остановочных площадок ООО «Республиканский автовокзал» по маршрутам №669 «Киров - Чебоксары», №590 «Киров-Йошкар-Ола» в период с февраля по сентябрь 2017 года (письменные пояснения ООО «Автоколонна №1217» от 26.10.2017 вх.№12092), по регулярному маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» (письменные пояснения ООО «Яранское ПАТП» от 08.11.2017 вх.№13581), по межрегиональным маршрутам «Йошкар-Ола-Яранск», «Йошкар-Ола-Котельнич» (письменные пояснения ИП Ж от 09.11.2017 вх.№13634), по маршруту №574 «Йошкар-Ола-Чебоксары» (письменные пояснения ИП С от 10.11.2017 вх.№13699).

ООО «Республиканский автовокзал» фактически не прекратило в настоящее время предоставление остановочных площадок привокзальной площади для осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам, поскольку на территории остановочных площадок размещаются транспортные средства, которые используются в качестве пунктов продажи билетов по межрегиональным маршрутам, кроме того, осуществляется отправка транспортных средств, посадка и высадка пассажиров по межрегиональным маршрутам.

Так, например, в период октябрь 2017 года – февраль 2018 года на остановочных площадках II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы зафиксировано расположение транспортных средств, оборудованных указателями маршрутов, до населенных пунктов, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации (например, «Шаранга», «Вятские Поляны»), посадка, высадка пассажиров, отправление транспортных средств по межрегиональным маршрутам (например, по маршрутам «Йошкар-Ола-Чебоксары», «Йошкар-Ола-Вятские Поляны, «Йошкар-Ола-Чебоксары-Козьмодемьянск», «Йошкар-Ола-Киров», «Йошкар-Ола-Москва»), на информационных стендах размещено расписание перевозок по межубъектным маршрутам (например, по маршрутам «Йошкар-Ола-Киров», «Йошкар-Ола-Яранск», «Йошкар-Ола-Котельнич», «Йошкар-Ола-Чебоксары», «Йошкар-Ола-Вятские Поляны», «Йошкар-Ола-Самара», «Йошкар-Ола-Чебоксары-Козьмодемьянск»), что подтверждается видеозаписями, письменными пояснения ООО «Авто Альянс» от 14.11.2017 вх.№13847, ООО «ПТК» от 14.11.2017 вх.№13848, ООО «Автовокзалы Марий Эл» от 04.12.2017 вх.№14549, от 13.12.2017 вх.№14814, от 12.02.2018 вх.№1332).

Кроме того, в антимонопольный орган поступили материалы дел об административных правонарушениях из Территориального отдела УГАДН по Республике Марий Эл в отношении водителей, действующих на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок, из которых следует, что при осуществлении рейдовых проверок на территории привокзальной площади города Йошкар-Олы в период январь-февраль 2018 года установлены факты нарушения действующего законодательства при осуществлении перевозок по маршрутам «Йошкар-Ола-Волжск-Зеленодольск» (водители ООО «Волжские пассажирские перевозки» ***. привлечены к административной ответственности за осуществление посадки пассажиров в неустановленном месте), по маршруту «Киров-Йошкар-Ола-Чебоксары» (водитель ИП К *** привлечен к административной ответственности за осуществление посадки пассажиров в неустановленном месте), по маршруту «Йошкар-Ола-Чебоксары» (водитель ИП С *** привлечен к административной ответственности за осуществление посадки пассажиров в неустановленном месте), по маршруту «Йошкар-Ола-Москва» (водитель ИП Ж *** привлечен к административной ответственности за осуществление посадки пассажиров в неустановленном месте), по маршруту «Чебоксары-Ярославль» (водитель ИП *** привлечен к административной ответственности за осуществление посадки пассажиров в неустановленном месте).

Таким образом, ООО «Республиканский автовокзал» фактически продолжает предоставлять право на осуществление пассажирских перевозок по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам с «остановочной площадки части II привокзальной площади» и «остановочной площадки части III привокзальной площади».

Марийским УФАС России отклоняются доводы ООО «Республиканский автовокзал» о том, что общество предоставляет лишь право на стоянку транспортных средств, а также услуги по проведению уборки территории. Из материалов дела следует, что фактически остановочные площадки части II, III привокзальной площади используются не для стоянки транспортных средств, а для посадки и высадки пассажиров, отправки транспортных средств. Общество, осуществляя использование остановочных площадок части II, III привокзальной площади, имеет возможность осуществлять контроль за деятельностью лиц, с которыми заключены договоры аренды. Кроме того, при заключении договоров с перевозчиками у ООО «Республиканский автовокзал» имеется возможность выяснять цели, для которых перевозчиком будут использоваться предоставленные в аренду места, в том числе информации о направлениях (маршрутах), по которым осуществляются перевозки, о чем свидетельствует включение наименований направлений (маршрутов), по которым осуществляют перевозки хозяйствующие субъекты в текст заключаемых договоров.

Также Комиссией Марийского УФАС России отклоняются доводы ИП Ж, о том, что между ООО «Автовокзалы Марий Эл» и ООО «Республиканский автовокзал» отсутствуют конкурентные отношения.

ООО «Автовокзалы Марий Эл», использующее объекты транспортной инфраструктуры Автовокзала города Йошкар-Олы, и ООО «Республиканский автовокзал», использующее остановочные площадки привокзальной площади г. Йошкар-Олы, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, действующими на одном рынке по предоставлению транспортной инфраструктуры при осуществлении регулярных перевозок.

ООО «Автовокзалы Марий Эл» фактически предоставляет комплекс услуг на объекте транспортной инфраструктуры Автовокзале города Йошкар-Олы-  услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный транспорт, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, услуги камер хранения багажа, услуги по предоставлению информации на автовокзалах и автостанциях, прочие услуги автовокзалов и автостанций (зал ожидания, услуги пункта медпомощи, услуги перрона для посадки и высадки, услуга комнаты матери и ребенка, услуга комнаты отдыха водителей, услуги контролёра по выпуску транспортных средств) (письменные пояснения ООО «Автовокзалы Марий Эл» от 10.04.2018 вх.№3396).

Также согласно ответу ФБУ «Росавтотранс» от 04.04.2018 вх.№3212, ООО «Автовокзалы Марий Эл» вправе оказывать на объекте транспортной инфраструктуры –Автовокзале города Йошкар-Олы и иные услуги, не внесенные в реестр остановочных пунктов, которые разрешается использовать для осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам.

Поскольку остановочные площадки части II, III привокзальной площади не являются объектами транспортной инфраструктуры, которые могут использоваться для осуществления перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам, действия ООО «Республиканский автовокзал» по предоставлению права на осуществление регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам нарушают действующее законодательство, предоставляют обществу необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит требованиям добропорядочности, разумности, ведет к убыткам хозяйствующих субъектов, которые вправе осуществлять указанную деятельность на законных основаниях. Указанные действия являются недобросовестной конкуренцией на рынке и нарушают требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения антимонопольным органом сведений о прекращении ООО «Республиканский автовокзал» использования остановочных площадок привокзальной площади для осуществления посадки и высадки пассажиров, отправления транспортных средств по межрегиональным маршрутам, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Республиканский автовокзал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в части прекращения предоставления остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) в установленном указанным Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

ООО «Республиканский автовокзал» в ходе рассмотрения дела представило сведения о размере выручки, полученной обществом от исполнения договоров, заключенных ООО «Республиканский автовокзал» с хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки по межрегиональным маршрутам, из которых следует, что выручка общества, полученная от различных хозяйствующих субъектов, составила: от ИП Жилина Г.А. за период оказания услуг 13.03.2017-14.12.2017 - 271 000,00 рублей, от ООО «Автоколонная №1217» за период 02.02.2017-06.10.2017 - 95900,00 рублей, от ИП Ж за период 09.12.2016- 23.10.2017 - 89000,00 рублей, от ИП С за период 09.12.2016 - 14.12.2017 - 159500,00 рублей, от ИП Ж за период 11.12.2016-31.07.2017 - 80600,00 рублей, от ИП Ш за период 02.03.2017-14.12.2017 - 166500,00 рублей, от ИП С за период 01.08.2017-14.12.2017 - 24200,00 рублей, от МУП «Яранское ПАТП» за период 14.12.2016-12.10.2017 - 208200,00 рублей, от ИП Ш за период 16.06.2017-14.12.2017 - 97600,00 рублей (сведения, представленные ООО «Республиканский автовокзал» в письмах от 09.04.2018 вх.№3348, от 02.04.2018 вх.№3147).

Таким образом, ООО «Республиканский автовокзал» в совокупности получена выручка от оказания услуг хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по межрегиональным маршрутам в размере 1 192 500, 00 (один миллион сто девяносто две тысячи пятьсот) рублей. Указанная сумма является незаконно полученной и подлежит перечислению в бюджет.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России выдает ООО «Республиканский автовокзал» предписание о перечислении в бюджет незаконно полученного дохода от осуществления деятельности по реализации билетов до промежуточных остановочных пунктов, не зарегистрированных в расписании по межрегиональным маршрутам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 14.8, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Республиканский автовокзал» (ИНН 1215214131, ОГРН 1161215062150) факт нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в неправомерном использовании и предоставлении права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам.
  2. Выдать ООО «Республиканский автовокзал» (ИНН 1215214131, ОГРН 1161215062150, обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Выдать ООО «Республиканский автовокзал» (ИНН 1215214131, ОГРН 1161215062150) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                    

 

 

Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 03-24/19-2017

 

«26» апреля 2018 года                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

заместитель руководителя, председатель Комиссии;

начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

на основании своего решения от 26 апреля 2018 года по делу №03-24/19-2018 о признании в действиях ООО «Республиканский автовокзал» факта нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном предоставлении права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

 

  1. ООО «Республиканский автовокзал» (ИНН 1215214131, ОГРН 1161215062150) прекратить в десятидневный срок с момента получения предписания нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», для чего прекратить предоставление права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы (для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам (стоянка транспортных средств, осуществление посадки (высадки) пассажиров, осуществление отправки и въезда транспортных средств на территорию) до получения данными объектами статуса остановочных пунктов, которые разрешается использовать при осуществлении пассажирских перевозок по межсубъектным (межрегиональным) маршрутам.
  2. В трехдневный срок с момента получения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение данного предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии                                                                                   

Предписание по делу законодательства № 03-24/19-2017 о нарушении антимонопольного законодательства о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

26 апреля 2018 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

– заместитель руководителя, председатель Комиссии;

начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

на основании своего решения от 26 апреля 2018 года по делу №03-24/19-2018 о признании в действиях ООО «Республиканский автовокзал» факта нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном предоставлении права на использование объектов транспортной инфраструктуры - остановочных площадок части II, III привокзальной площади города Йошкар-Олы для осуществления регулярных пассажирских перевозок по межрегиональным (межсубъектным) маршрутам, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

  1. ООО «Республиканский автовокзал» (ИНН 1215214131, ОГРН 1161215062150) в тридцатидневный срок с момента получения предписания перечислить в федеральный бюджет сумму дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 1192500 (Один миллион сто девяносто две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

 

Председатель Комиссии                                                                                   

Члены Комиссии                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны