Решение б/н Решение от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-24/20-2015

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«06» ноября 2015 года                                    г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 06ноября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Члены Комиссии:

специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

специалист 1 разряда отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности,

рассмотрев дело № 03-24/20-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя А.Н. по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

от заявителя - В.Н., паспорт <...> Е.В., доверенность,

от ответчика – не явились, надлежащим образом извещены,

от заинтересованного лица - В.А., доверенность

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление индивидуального предпринимателя  В.Н. о нарушении индивидуальным предпринимателем А.Н. антимонопольного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту без заключения с уполномоченным органом договора на транспортное обслуживание населения.

В заявлении изложены доводы о том, что по итогам открытого конкурса 31.10.2014 с индивидуальным предпринимателем В.Н. заключены договоры на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки по маршрутам № 1, 2, 3.Однако одновременно с индивидуальным предпринимателем В.Н. пассажирские перевозки по маршруту № 3 осуществлял индивидуальный предприниматель А.Н., который не заключил договор на транспортное обслуживание с администрацией муниципального образования «Городское поселение Морки».

По мнению заявителяв действиях индивидуального предпринимателя   А.Н. присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, поскольку осуществление незаконной деятельности по перевозке пассажиров нарушает его права и законные интересы, приводит к убыткам при осуществлении предпринимательской деятельности.

При рассмотрении дела заявитель указал, что индивидуальный предприниматель А.Н. осуществлял незаконные пассажирские перевозки по маршруту№ 3 в течение длительного времени: с 31.10.2014 до июля 2015 года. В настоящее время предприниматель прекратил перевозить пассажиров по рассматриваемому муниципальному маршруту.

Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» в письменных пояснениях указала, что по состоянию на 10 декабря 2014 года индивидуальным предпринимателем А.Н. осуществлялись перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярного сообщения № 2,3.

При рассмотрении дела заинтересованное лицо, администрация муниципального образования «Городское поселение Морки», пояснило, что в настоящее время индивидуальный предприниматель А.Н. прекратил пассажирские перевозки по маршрутам № 2, 3. При этом отметило, что индивидуальный предприниматель В.Н. непрерывно осуществлял перевозки по маршрутам № 2, 3 с момента заключения договора по настоящее время.

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив по­зиции лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении индивидуальным предпринимателем А.Н. части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Приведенный в данной норме закона перечень нарушений не является исчерпывающим.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам определяются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (статья 20 Устава автомобильного транспорта).

В главе 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112) приведены основные требования к осуществлению регулярных перевозок. Так, в соответствии с пунктом 29 указанных Правил транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства либо на заднем окне транспортного средства. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписанию (пункт 3 Правил №112).

Исходя из положений Устава автомобильного транспорта, Правил № 112 основными признаками регулярных пассажирских перевозок являются: 1) осуществление перевозок по утвержденному маршруту следования; 2) осуществление перевозок по утвержденному расписанию; 3) осуществление перевозок при условии выдачи билета, установленного образца; 4) посадка и высадка пассажиров в начальном и конечном пунктах осуществляется на территории автовокзала, 5) посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах по пути следования или по требованию пассажира; 6) обязательное наличие у перевозчика паспорта маршрута следования и карточек допуска транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажиров; 7) наличие договора с уполномоченным органом в сфере транспорта на транспортное обслуживание пассажиров, заключенного на конкурсной основе.

На основании статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 14.07.2009 № 39-3 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Марий Эл» одним из основных принципов организации и осуществления транспортного обслуживания населения является равный доступ на рынок транспортных услуг перевозчиков в едином правовом и экономическом порядке.

В силу пункта 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Статьями 5, 6 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, осуществления деятельности по организации дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Городское поселение Морки», к вопросам местного значения поселения относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

12.08.2014 постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение Морки» № 199 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Городское поселение Морки» (далее – Положение № 199)

В соответствии с пунктом 6.1 Положения № 199 администрация муниципального образования городское поселение «Морки» в пределах своей компетенции принимает решение об открытии, изменении и закрытии муниципальных маршрутов, утверждает паспорта муниципальных маршрутов регулярного сообщения, утверждает графики движения маршрутных транспортных средств, организует конкурсы на право заключения договора на транспортное обслуживание пассажиров по муниципальным маршрутам муниципального образования «Городское поселение Морки», не включенным в муниципальный заказ, заключает с перевозчиками договоры на транспортное обслуживание пассажиров и муниципальные контракты на транспортное обслуживание пассажиров по муниципальным маршрутам регулярного сообщения муниципального образования «Городское поселение Морки» (пункты 6.1.3 – 6.16, 6.1.11, 6.1.15 статьи 6 указанного положения).

В силу статьи 7 Положения № 199 перевозчик пассажиров в муниципальном образовании «Городское поселение Морки» обязан организовать и осуществлять транспортное обслуживание населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Городское поселение Морки» и условиями заключенного муниципального контракта на транспортное обслуживание пассажиров по муниципальным маршрутам регулярного сообщения муниципального образования «Городское поселение Морки» или договора на транспортное обслуживание пассажиров.

По смыслу приведенных нормативных правовых актов на территории муниципального образования «Городское поселение Морки» осуществление транспортного обслуживания пассажиров возможно только на основании заключенного договора на транспортное обслуживание пассажиров.

Кроме того, в силу пунктов 7.2.2 -7.2.3 Положения № 199 перевозчик пассажиров обязан получить разрешение на право работы по муниципальному маршруту регулярного сообщения муниципального образования «Городское поселение Морки» (удостоверение допуска к работе по маршруту), получить в установленном порядке на каждое транспортное средство маршрутную карту (карточку допуска).

Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» провела открытый конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл. По результатам конкурса победителем конкурса 31.10.2014 администрацией заключены договоры с индивидуальным предпринимателем Васильевым Валерием Никифоровичем на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки по маршрутам № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков», № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ), № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Больница (ЦРБ)».

Индивидуальный предприниматель В.Н. имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек. Также индивидуальному предпринимателю В.Н. администрацией муниципального образования «Городское поселение Морки» утверждены паспорта маршрутов № 2, 3. Кроме того, предпринимателю выдано разрешение на право работы по маршрутам № 2, 3 на период с 31.10.2014 по 31.10.2017, а также маршрутные карты с указанием типа и марки транспортных средств для работы по каждому маршруту.

Таким образом, индивидуальный предприниматель А.Н., заключивший договор на транспортное обслуживание населения с администрацией муниципального образования «Городское поселение Морки», является единственным перевозчиком, который на законных основаниях вправе перевозить пассажиров по маршруту № 3 «Комбикормовый завод –Центр – Вокзал – Больница (ЦРБ)», по маршруту № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ)».

С момента заключения договоров на транспортное обслуживание населения индивидуальный предприниматель А.Н. начал осуществлять пассажирские перевозки по указанным муниципальным маршрутам, что подтверждается представленными путевыми листами.

Однако одновременно с индивидуальным предпринимателем В.Н. по маршрутам № 2 и №3 перевозку пассажиров осуществлял индивидуальный предприниматель А.Н.

Согласно представленным в материалы дела путевым листам индивидуального предпринимателя А.Н. от 13-15.01.2015, 26.01.2015, 02 - 04.02.2015, 17-19.02.2015 транспортные средства предпринимателя осуществляли перевозки пассажиров по рассматриваемым маршрутам.

Перевозка по указанным маршрутам осуществлялась индивидуальным предпринимателем микроавтобусом ГАЗ-322132, автобусом ПАЗ 32053, которые принадлежат на праве собственности А.Н., что подтверждается представленными в материалы дела паспортами транспортных средств, а также сведениями Управления ГИБДД по Республике Марий Эл.

Кроме того, материалами проверки, проведенной Министерством внутренних дел Российской Федерации по Моркинскому району совместно с Администрацией муниципального образования «Городское поселение Морки», подтверждается, что индивидуальный предприниматель А.Н. незаконно занимался перевозкой пассажиров по маршруту №2 на территории поселка Морки, о чем составлен акт проверки от 17.12.2014.

Также администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» в письменных пояснениях и на заседаниях комиссии отрицала факт заключения договора на транспортное обслуживание населения с индивидуальным предпринимателем А.Н. по маршруту № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал – Больница (ЦРБ) и по маршруту № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ). Кроме того, у предпринимателя А.Н. отсутствует разрешение на право работы по маршруту, не оформлены карточки допуска транспортных средств, отсутствуют утвержденные паспорта маршрутов № 2,3.

Таким образом, индивидуальный предприниматель А.Н. вопреки требования нормативных правовых актов осуществлял пассажирские перевозки по маршрутам№ 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ)», № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал – Больница (ЦРБ)» без заключения с администрацией муниципального образования «Городское поселение Морки» договора на транспортное обслуживание населения и оформления разрешительных документов.

Индивидуальные предприниматели В.Н. и А.Н., осуществляющие регулярные пассажирские перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам№ 2 и № 3 городского поселения «Морки», являются конкурентами, поскольку действуют на одном рынке регулярных пассажирских перевозок.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров индивидуальным предпринимателем А.Н. приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект, работающий на маршрутах № 2, 3,несет (может нести) определенные убытки, что является одним из признаков недобросовестной конкуренции.

Осуществление пассажирских перевозок индивидуальным предпринимателем А.Н. без заключения договора на транспортное обслуживание населения направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и может причинить убытки другому хозяйствующему субъекту.

На основании изложенного, действия индивидуального предпринимателя А.Н. при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам № 2, 3 без заключения договора на транспортное обслуживание населения являются актом недобросовестной конкуренции в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку изъятие части пассажиров у перевозчика, осуществляющего перевозки на основе заключенного договора на транспортное обслуживание с уполномоченныморганом, несет (может нести) определенные убытки указанному хозяйствующему субъекту.

При рассмотрении дела заявитель, индивидуальный предприниматель В.Н. и заинтересованное лицо, администрация муниципального образования «Городское поселение Морки», сообщили, что в настоящее время индивидуальный предприниматель А.Н. прекратил деятельность по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам № 2, 3.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства приходит к итоговому выводу о нарушении индивидуальным предпринимателем А.Н. части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по маршрутам № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ)», № 3 «Комбикормовый завод – Центр - Налоговая-Больница (ЦРБ)» без заключения договора на транспортное обслуживание населения, и необходимости прекращения производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях индивидуального предпринимателя А.Н. факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая – Больница (ЦРБ)», № 3«Комбикормовый завод – Центр–Вокзал -Больница (ЦРБ)» без заключения договора на транспортное обслуживание населения.

 

2. Рассмотрение дела № 03-24/20-2015 прекратить в связи с добровольным устранением индивидуальным предпринимателем А.Н. нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии             

 

Члены Комиссии             

Связанные организации

Связанные организации не указаны