Решение б/н РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства по дел... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-24/24-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2016 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/24-2015 по признакам нарушения Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании представителей:

от ответчика, ГБУ РМЭ ЦЦС,

от ответчика, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» - не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела;

от заинтересованных лиц – не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральная антимонопольная служба направила Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поручение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным нормативам на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации.

Приказом Марийского УФАС России № 155 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

При рассмотрении дела ответчик, государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе» (далее – ГБУ РМЭ ЦЦС), в письменных пояснениях от 23.10.2015 № 280/п, от 14.01.2016 № 01/п, от 24.02.2016 № 39/п, от 24.03.2016 № 53/п, от 12.04.2016 № 66/п, от 04.06.2016 № 120п сообщил, что в соответствии с уставом разрабатывает территориальную сметно – нормативную базу Республики Марий Эл. Деятельность учреждения контролируется министерством. До 2012 года разработка ТСНБ ТЕР – 2001, изменений и дополнений к ним осуществлялась в расчетной компьютерной программе, а затем с заключением договора – оферты от 02.03.2012 на интернет - портале НО «НАСИ». Технически возможной для учреждения исходя из условий разработки ТСНБ ТЕР-2001 на портале была ее передача Минстрой и ЖКХ РМЭ для размещения в интернете в PDF - формате. Учреждение было вынуждено подписать тройственное соглашение. Министерство и учреждение руководствовались в своих действиях указаниями вышестоящих федеральных органов по размещению в интернете ТСНБ ТЕР-2001 в PDF-формате.

Письмо о расторжении договоров с контрагентами возмездного оказания услуг по распределению ТСНБ ТЕР – 2001 направлено адресатам электронной почтой. Договорные отношения продолжены только с тремя контрагентами по их просьбе. В настоящее время договоры на предоставление нормативно-технической информации заключены с ООО «СтройСофт-Регион» (договор от 02.07.2012 на предоставление нормативно-технической информации), ООО «ПрофСофт» (от 09.01.2013 на предоставление нормативно-технической информации) и ООО «ГрандСервис» (договор от 02.07.2012 возмездного оказания услуг).

Ответчик, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее – Минстрой и ЖКХ РМЭ), при рассмотрении дела в письменных пояснениях от 22.10.2015 № 8328, от 14.01.2016 № 144, от 12.04.2016 № 2395 отметил, что соглашения с НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» министерство не заключало. Ограничение доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации проектно-сметной документации, разработки и реализации проектно-сметной документации министерством не осуществлялось. Нормативные правовые акты не устанавливают требования к формату размещаемой на официальном интернет-портале Республики Марий Эл информации. Территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл были размещены Минстроем и ЖКХ РМЭ в формате PDF, поскольку в таком формате их представили разработчики. Размещение в ином формате невозможно, так как территориальные сметные нормативы содержат множество таблиц, при формировании будут нарушены их границы и формат, что приведет к трудностям при прочтении текста. Формат PDF позволяет осуществлять поиск текста в файле. В случае открытия файла PDF с помощью интернет-браузера Mozilla Firefox возможно также копирование текста. На основании изложенного, в действиях министерства отсутствуют факты нарушения антимонопольного законодательства, министерством приняты все меры для недопущения нарушения законодательства, нарушения прав третьих лиц на получение необходимой информации о территориальных сметных нормативах и деятельности министерства в указанной сфере.

Ответчик, некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»), при рассмотрении дела в письменных пояснениях от 24.03.2016, от 08.06.2016 указал, что ассоциация не заключала соглашений, которые могли бы привести к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации Республики Марий Эл. Положения приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 № 470 не распространяется на информацию, размещаемую на сайтах органов власти субъектов Российской Федерации. Размещение изображений, текстовых и графических копий документов в формате PDF не препятствует ознакомлению и использованию содержащейся в документе информации. Размещение информации в формате PDF направлено на обеспечение целостности документа и его содержания. Наличие у НО «НАСИ», ГБУ РМЭ ЦЦС исключительных прав на базу данных не может являться обстоятельством, нарушающим права третьих лиц, заинтересованных в использовании такой базы данных или сметных нормативов, составляющих ее содержание, или ограничивающим конкуренцию. Факт заключения лицензионных договоров не свидетельствует о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции. Заключение лицензионных договоров является одним из установленных законом способом распоряжения правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на базу данных.

Ответчик, общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее - ООО  Госнорматив»), в письменных пояснениях при рассмотрении дела вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, полностью поддержал позицию НО «НАСИ» по делу.

Заинтересованное лицо, ООО «ГРАНД», в письменных пояснениях сообщило, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с распространением сметных программ, а также электронных баз данных в их составе. За период с 2008 года по настоящее время обществом были заключены договоры с ГБУ РМЭ ЦЦС.

Заинтересованное лицо, ООО НПКП «Багира», в письменных пояснениях указало, что организация занимается разработкой программ для персональных компьютеров в области ценообразования в строительстве. Обществом был заключен договор с учреждением в 2010 году и расторгнут по инициативе учреждения 28.05.2012. Первый договор с ООО «Госнорматив» о распространении базы ТЕР заключен 03.07.2012. В настоящее время действует общий договор с ООО «Госнорматив» о распространении ТЕР разных регионов, включая ТЕР Республики Марий Эл.

Заинтересованное лицо, ООО «АРОС СПб» в письменных пояснениях от 24.02.2016 пояснило, что для осуществления уставной деятельности были заключены договоры с ГБУ РМЭ ЦЦС (в настоящее время расторгнут) и ООО «Госнорматив». Указанные договоры обеспечивают получение исходных баз данных в универсальном формате (UF) для переработки (модификации) данных в итоговые базы данных с правом на их последующее воспроизведение (тиражирование) и распространение в составе и формате программного продукта. Территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл, индексы изменения сметной стоимости, размещенные на интернет – портале Республики Марий Эл могут быть использованы для самостоятельного использования в составе компьютерной программы по созданию строительно-сметной документации путем занесения нормативов в программу вручную конечным пользователям.

Заинтересованное лицо, ООО «Компания Инфострой» в письменных пояснениях указало, что является компанией-разработчиком программного обеспечения и специализируется на разработке программных продуктов для решения комплекса задач сметного дела и производственного учета, а также сопутствующих задач обмена и анализа сметных данных. Общество в своей работе предпочитает заключать договоры с непосредственными разработчиками и правообладателями баз данных.

Заинтересованное лицо, ЗАО «Визардсофт», в письменных пояснениях от 24.02.2016 № 0185 указало, что юридическое лицо занимается разработкой и распространением сметного программного комплекса SmetaWIZARD. Обществом заключен договор с ООО «Госнорматив» от 01.06.2013 № ЕД-03/2013 о распространении базы данных ТСНБ ТЕР-2001 Республики Марий Эл.

Заинтересованное лицо, ООО «Гранд – Сервис» в письменных пояснениях от 08.02.2016 б/н сообщило, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с распространением сметных программ, а также электронных баз данных в их составе. За период с 2008 по настоящее время были заключены договоры с ГБУ РМЭ ЦЦС.

 

 Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении министерством, учреждением, некоммерческой организацией и обществом антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (часть 4).

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении договора строительного подряда подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы.

В соответствии с подпунктом 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 11 проектной документации «смета на строительство объектов капитального строительства» разрабатывается в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 30 указанного Положения установлено, что сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемого полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов. Сметная документация составляется в двух уровнях цен: в базисном уровне цен и в ценах, сложившихся ко времени ее составления. Под базисным уровнем цен понимаются цены по состоянию на 01.01.2000. Такие цены зафиксированы в сметных нормативах.

В силу пункта 16 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.04.2011 № 99, предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, согласно которой текущий уровень сметных цен определяется на основе базисного уровня цен, приведенных в сборнике сметных норм и расценок, и индексов изменения стоимости, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах.

Согласно пункту 2.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выявления соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ все зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

В соответствии с пунктом 10 Положения о Минстрое и ЖКХ РМЭ, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 № 194, в функции ведомства входит проведение политики ценообразования при формировании стоимости капитального строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений и финансируемого из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

Согласно приложению к Положению о Минстрое и ЖКХ РМЭ в перечень организаций, относящихся к ведению министерства, относится ГБУ РМЭ ЦЦС.

В соответствии с пунктом 2.1 устава ГБУ РМЭ ЦЦС, утвержденного приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 06.09.2011 № 825, предметом деятельности ГБУ РМЭ ЦЦС является выполнение работ, оказание услуг в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Для достижения целей, поставленных перед ГБУ РМЭ ЦЦС, учреждение в числе прочего (пункт 2.4 устава): занимается разработкой, совершенствованием и внедрением территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, принимает участие в формировании всероссийской сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве; занимается разработкой, совершенствованием и внедрением территориальных норм и расценок в жилищно-коммунальном хозяйстве; обеспечивает ежеквартальную регистрацию текущего уровня цен на применяемых в строительстве ресурсы и строительную продукцию на территории Республики Марий Эл; оказывает методическую и информационно-консультационную помощь участникам инвестиционно-строительного процесса, организовывает и проводит семинары по актуальным вопросам ценообразования и сметного нормирования, принимает участие в профессиональной аттестации инженеров-сметчиков; производит проверки сметной и первичной учетной документации, специализированную экспертизу по вопросам ценообразования в строительстве, осуществляемом за счет средств бюджета любого уровня и внебюджетных источников; разрабатывает текущие и прогнозные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ и элементов затрат в строительстве; формирует региональный информационный банк данных по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве; формирует исходные данные для выпуска информационно-справочных изданий по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве; распространяет нормативно-методическую документацию и литературу по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве; распространяет и внедряет автоматизированные программы сметных расчетов для определения стоимости строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Минстрой и ЖКХ РМЭ утвердило 28.12.2011, 27.01.2014 и 12.01.2015 ГБУ РМЭ ЦСС государственные задания на 2012 год и плановый период 2013 и 2014, на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 год, на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе в части разработки, обеспечения функционирования территориальной сметно-нормативной базы Республики Марий Эл, исполнение которых подтверждается аналитическими записками ГБУ РМЭ ЦСС за 2012 – 2015 годы.

Приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 30.07.2010 № 961 «О введении в действие территориальных сметных нормативов Республики Марий Эл» с 1 августа 2010 года введены в действие территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве; территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств; территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы; территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы; территориальные единичные расценки на монтаж оборудования; территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования; территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы. Также приказом рекомендовано при составлении сметной документации базисно-индексным методом с 1 августа 2010 года применять территориальных сметные нормативы Республики Марий Эл, приведенные в соответствие с государственными сметными нормативами.

Территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл и изменения к ним были утверждены приказами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 08.06.2010 № 650, от 25.07.2011 № 659, от 17.05.2012 № 467, от 17.08.2015 № 432, включены Минрегионом России в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (от 30.06.2010 № 27, от 24.08.2011 № 95, от 19.06.2012 № 133).

Индексы изменения сметной стоимости ежеквартально утверждаются распоряжениями Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Марий Эл (распоряжения № 34-р от 28.10.2014, № 26-р от 15.07.2014 и др.).

Таким образом, сметные нормативы обязательны для применения при формировании сметной документации объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет государственных и муниципальных бюджетов. Территориальные сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены Республики Марий Эл являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Марий Эл. Доступ к ним не должен быть ограничен.

В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр, утвержденный приказом Госстроя от 05.02.20013 № 17/ГС, сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанные сведения подлежат размещению на официальном сайте Госстроя в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляются заявителем без взимания платы в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в Госстрое соответствующего письменного запроса.

Кроме того, согласно Федеральному закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон о доступе к информации) органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечивать доступ к информации об их деятельности, созданной в пределах своих полномочий либо поступившей в указанные органы установленными данным законом способами.

Способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является, в том числе обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» на официальном сайте органа государственной власти (статьи 6, 10 Закона о доступе к информации).

Доступ к информации о деятельности государственных органов обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами (статья 9 Закона о доступе к информации).

Согласно пункту 1 приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» (далее – Приказ Минэкономразвития России № 470) информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

а) должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

б) должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы;

в) не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.

Информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме») (пункт 3 приказа Минэкономразвития № 470).

При этом программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны: обеспечивать немедленный и свободный доступ пользователей к информации, размещенной на официальном сайте. Пользование информацией, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлено требованием использования пользователями информацией определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей информацией программного обеспечения, специально созданного для доступа к информации, размещенной на официальном сайте; предоставлять пользователям информации возможность беспрепятственного поиска и получения всей текстовой информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документа среди всех документов, опубликованных на сайте, по его реквизитам, содержанию документа, а также по фрагментам текста, содержащегося в размещенном на официальном сайте документе (пункт 4 приказа Минэкономразвития России № 470).

В соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 01.04.2010 № 63 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Марий Эл» интернет-портал является официальным электронным информационным ресурсом Республики Марий Эл общего пользования, на который распространяется действие нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Марий Эл.

В силу пунктов 5, 12 Регламента информационного сопровождения официального интернет-портала Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 01.04.2010 № 63, государственные органы Республики Марий Эл участвуют в информационном сопровождении интернет-портала. Должностное лицо (работник) по размещению информационных материалов на страницах сайта своей организации выполняет следующие функции: осуществляет сбор и подготовку информации для размещения в одном или нескольких разделах сайта своей организации; размещает и обновляет информацию в закрепленных за ним разделах сайта своей организации в течение одного рабочего дня со дня получения информации, утвержденной к размещению на сайте в установленном государственным органом Республики Марий Эл порядке.

Приказом Минстрой и ЖКХ РМЭ от 16.11.2010 № 1993 утвержден перечень информации о деятельности министерства, размещаемой на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, в который входят и территориальные сметные нормативы.

Следовательно, территориальные сметные нормативы должны быть в общем доступе как для населения, так и для хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Их отсутствие устраняет возможность участвовать в разработке сметных программ и создаются условия, при которых для получения территориальных сметных нормативов необходимо обращаться к определенным закрытым от всеобщего обозрения ресурсам.

При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что на интернет-портале Республики Марий Эл по адресу http://mari-el.gov.ru/ (Министерства и ведомства/Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства/Иная информация/ГБУ РМЭ «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе») территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл и изменения к ним размещены в формате PDF, не позволяющем копировать и преобразовывать данную информацию. При размещении указанной информации использован парольный метод защиты файла с запретом на печать, копирование содержимого, извлечение страницы, компоновку документа и т.д. При рассмотрении дела Минстрой и ЖКХ РМЭ и ГБУ РМЭ ЦЦС подтвердили указанную информацию и не оспаривали ее. В соответствии с пояснениями сторон в ином виде информация о территориальных сметных нормативах на интернет-портале не опубликовывалась.

Ссылка Минстрой и ЖКХ РМЭ на возможность копирования территориальных сметных нормативов с помощью интернет-браузера Mozilla Firefox является несостоятельной, поскольку такое размещение не отвечает задачам и целям доведения информации до пользователей на официальных сайтах государственных органов в сети «Интернет». Более того, возможность копирования сметных нормативов с помощью интернет-браузера Mozilla Firefox не доведена до потенциальных пользователей информации.

Размещение сметных нормативов в формате PDF затрудняет их использование. Указанный вывод, в частности подтверждается письменными пояснениями ООО «АРОС СПб» от 24.02.2016 о том, что территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл, индексы изменения сметной стоимости, размещенные на интернет – портале Республики Марий Эл могут быть использованы непосредственно в составе компьютерной программы по созданию строительно-сметной документации путем занесения нормативов в программу вручную конечными пользователями. ООО «ВинСмета» в письменных пояснениях от 27.06.2006 № 03-13/4618 также указало, что информация, размещенная на сайтах органов исполнительной власти Республики Марий Эл, представляет собой печатный вариант и сложна для преобразования в формат сметной программы. Кроме того, ООО «Компания Инфострой» в письменных пояснениях сообщило, что документы формата PDF необходимо обрабатывать и конвертировать в текстовый формат типа TXT либо в форматы MS Word и MS Excel. При обработке и конвертации требуются дополнительные усилия по очистке полученных данных от сопроводительных данных из вышеперечисленных форматов. Документы формата PDF выкладываются в закрытом виде, в том числе невозможно раскрыть структуры и конвертировать данный формат. Официальные сайты предоставляют информацию, которую необходимо либо дополнительно обрабатывать либо вводить вручную, что требует привлечения дополнительных ресурсов.

Более того, в соответствии с письменными пояснениями ГБУ РМЭ ЦСС от 24.03.2016 № 53/п территориальные сметные нормативы и изменения не передаются в справочно-правовую систему «Консультант Плюс». Указанное также подтверждают письменные пояснения ООО «Консультант Плюс Марий Эл» от 08.04.2016 № 108, из которых следует, что территориальные сметные нормативы, индексы изменений к ним не включены в ИБ «Консультант Плюс: законодательство Республики Марий Эл».

При этом ГБУ РМЭ ЦЦС в целях разработки территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости и средних сметных цен Республики Марий Эл был заключен договор с НО «НАСИ» от 03.04.2009 № СД-20/2009, согласно условиям которого ГБУ РМЭ ЦЦС обязуется сопровождать (актуализировать) ТСНБ ТЕР- 2001 (база данных новой редакции территориальной сметно-нормативной базы); по окончании работ передавать экземпляр переведенной ТСНБ ТЕР-2001 в формате программного продукта НО «НАСИ»; НО «НАСИ» взяло на себя обязательства предоставить ГБУ РМЭ ЦЦС эталонную базу (федеральная эталонная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве); обладателями исключительного права на электронный вариант ТСНБ ТЕР-2001 являются совместно ГБУ РМЭ ЦЦС и НО «НАСИ» (п. 3.2).

В силу пункта 5.1.7 ГБУ РМЭ ЦЦС обязуется распространять ТСНБ ТЕР-2001 в формате и составе программных продуктов, имеющих свидетельство ФГУ «ФЦЦС» о включении программного продукта в перечень программ, осуществляющих внедрение эталонной сметно-нормативной базы на основании договоров, заключенных с НО «НАСИ». В случае исключения программного продукта из числа перечня программ, осуществляющих внедрение эталонной базы, незамедлительно прекратить тиражирование ТСНБ ТЕР-2001 в формате исключенной сметной программы.

01.06.2010 ГБУ РМЭ ЦЦС передало НО «НАСИ» на материальном носителе один экземпляр Сборников ТСНБ ТЕР-2001. При этом исключительные права на созданные в рамках Соглашения Сборники ТСНБ ТЕР – 2001 принадлежат ГБУ РМЭ ЦЦС и НО «НАСИ» (акт приема – передачи Базы данных к соглашению о сотрудничестве от 03.04.2009 № МД-20/2009).

Также ГБУ РМЭ ЦЦС заключен договор возмездного оказания услуг с ООО «Госнорматив» от 20.07.2010 № РКГН-06/2010, согласно положениям которого ООО «Госнорматив» в соответствии с полномочиями, предоставленными ему правообладателем эталонной базы (НО «НАСИ»), являющимся также одним из правообладателей ТСНБ ТЕР-2001, по заданию ГБУ РМЭ ЦЦС оказывает услуги по организации и осуществлению выпуска сертификатов и ведению их реестрового учета (формирование Реестра сертификатов) (пункт 2.1), а ГБУ РМЭ ЦЦС обязуется распространять ТСНБ ТЕР-2001, ТССЦ и индексы к ТСНБ ТЕР-2001 в формате и составе программных продуктов, правообладатели и продавцы которых имеют соответствующие права (лицензии) на воспроизведение эталонной базы, являющейся неотъемлемой частью ТСНБ ТЕР-2001 (п. 3.2.2).

При выявлении случаев распространения ТСНБ ТЕР-2001 с нарушением подпунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6 ООО «Госнорматив» вправе потребовать от ГБУ РМЭ «ЦЦС» выплаты в пользу ООО «Госнорматив» штрафа в размере пятидесятикратной стоимости ТСНБ ТЕР-2001, ТССЦ, индексов к ТСНБ ТЕР-2001 для конечных пользователей, распространённой без сертификатов, а ГБУ РМЭ «ЦЦС» обязан уплатить такой штраф в течение 5 (пяти) банковских дней с даты предъявления ООО «Госнорматив» требований (пунктов 5.4).

При этом под ТСНБ ТЕР-2001 понимается утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальной сметно-нормативной базы Республики Марий Эл, созданная и актуализируемая ГБУ РМЭ «ЦЦС» и НО «НАСИ» на основе эталонной базы, согласно договору от 03.04.2009 № СД-20/2009. ТССЦ – это текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства, выпускаемые для ТСНБ ТЕР-2001 Республики Марий Эл. Индексы к ТСНБ ТЕР-2001 - индексы пересчета сметной стоимости в различные уровни цен, периодически выпускаемые для ТСНБ ТЕР-2001 Республики Марий Эл.

Исполнение указанного договора подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг актами сдачи – приемки оказанных услуг, отчетами, актами приема-сдачи регистрационных карт к заявке.

28.05.2012 в связи с необходимостью заключения лицензионного договора (НО «НАСИ», ГБУ РМЭ ЦЦС, ООО «Госнорматив» на право использования ТСНБ ТЕР-2001, дополнений, индексов и ССЦ) ГБУ РМЭ ЦЦС направило извещение № 108/п о расторжении договора возмездного оказания услуг по распространению ТСРБ ТЕР-2001, дополнений и ССЦ с 01.07.2012 и возможности заключения нового договора с ООО «Госнорматив» следующим контрагентам: ООО «ИНАС+», ООО «Компания Инфострой», ООО «Адепт», ООО «Арос – СПб», ООО «ГосСтройСмета», ЗАО «Визардсофт», ООО НПКП «Багира», ООО «Дата Базис», ООО «Центр строительных программ «Эрикос».

В последствии заключен лицензионный договор с НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» от 02.07.2012 № ТГН-35/2012, в соответствии с условиями которого ГБУ РМЭ ЦЦС и НО «НАСИ», являясь правообладателями ТСНБ ТЕР-2001 (утверждённая в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Республики Марий Эл), индексов (индексы пересчета сметной стоимости в различные уровни цен, текущие цены на всю или часть данных ТСНБ ТЕР-2001 и/или ФЕР-2001, в электронном виде, выпускаемые периодически), ТССЦ (базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства, выпускаемые периодически), предоставляют ООО «Госнорматив» простую (неисключительную) лицензию на право их использования.

ООО «Госнорматив» в силу условий договора обязано обеспечить распространение ТСНБ ТЕР-2001, индексов и ТССЦ в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право воспроизведения эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ». В случае прекращения действия права на воспроизведение эталонной базы - незамедлительно прекратить тиражирование и распространение ТСНБ ТЕР-2001, индексов и ТССЦ, в формате и в составе программного продукта, в отношении которого такое право прекратило свое действие (пункт 4.6.4).

На основании пункта 4.3.5 ГБУ РМЭ ЦЦС в случае самостоятельного распространения баз данных обязано соблюдать все условия по распространению, в том числе положения о распространении в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право на воспроизведение эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ».

В соответствии с условиями лицензионного договора от 02.07.2012 № ТГН-35/2012 ГБУ РМЭ ЦЦС передал ООО «Госнорматив» базу данных ТСНБ ТЕР-2001 (утвержденную в установленном порядке эталонную базу данных территориально сметно-нормативной базы Республики Марий Эл) в электронном виде на материальном носителе и средствами электронных коммуникаций (акт приема-передачи баз данных по лицензионному договору от 02.07.2012 № ТГН-35/2012).

Исполнение указанного договора подтверждено актами сдачи-приемки оказанных услуг к лицензионному договору от 02.07.2012 № ТГН – 35/2012.

На основании лицензионного договора между НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», ГБУ РМЭ ЦЦС от 31.08.2013 № ТГН-35/2013 НО «НАСИ» и ГБУ РМЭ ЦЦС, являясь правообладателями исходных баз данных ТСНБ ТЕР-2001 (утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Республики Марий Эл), индексов (индексы пересчета сметной стоимости в различные уровни цен, текущие цены на всю или часть данных ТСНБ ТЕР-2001 и/или ФЕР-2001 в электронном виде), ТССЦ (текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства, периодически выпускаемые для ТСНБ ТЕР-2001 в электронном виде), предоставляют ООО «Госнорматив» простую (неисключительную) лицензию на право их использования (пункт 2.1 договора).

В свою очередь ООО «Госнорматив» обязано обеспечить распространение исходных баз данных в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право на воспроизведение эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ». В случае прекращения действия права на воспроизведение эталонной базы, незамедлительно прекратить тиражирование и распространение исходных баз данных в составе в формате и в составе программного продукта, в отношении которого такое право прекратило свое действие (п. 4.6.4 договора).

ГБУ РМЭ ЦЦС в случае самостоятельного распространения исходных баз данных обязано соблюдать все условия по распространению, в том числе положения о распространении в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право воспроизведение эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ» (п. 4.3.3).

Также ГБУ РМЭ ЦЦС заключен договор с НО «НАСИ» посредством акцепта учреждением публичной оферты НО «НАСИ» о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных от 02.03.2012, размещенной по адресу http://www.ascsi.ru. ГБУ РМЭ ЦЦС акцептировало оферту НО «НАСИ» 18.04.2012. Предметом заключенного договора является разработка территориальной сметно-нормативной базы Республики Марий Эл (территориальных сметных нормативов Республики Марий Эл), являющейся производным произведением от эталонной базы данных, исключительные права на которую принадлежат НО «НАСИ».  В соответствии с п. 6.2 публичной оферты НО «НАСИ» исключительные права на итоговую базу данных (территориальную сметно-нормативную базу Республики Марий Эл) принадлежат ГБУ РМЭ ЦЦС и НО «НАСИ» совместно.

Также в ответ на коммерческое предложение ООО «Госнорматив» на выполнение работ по разработке проектов территориальных сметных нормативов от 04.03.2014 № ГН-71/А ГБУ РМЭ «ЦЦС» письмом № 58/и сообщило о согласии сотрудничества с ООО «Госнорматив» по варианту № 1 в рамках действующей оферты с НО «НАСИ» от 02.03.2012 (вариант сотрудничества с ООО «Госнорматив», при котором ГБУ РМЭ «ЦЦС» самостоятельно осуществляет привязку ТЕР с применением системы «Банк данных сметных нормативов», общие положения и приложения формируются в формате Word типового шаблона).

Согласно пункту 27 ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденного приказом Минрегиона России № 44 от 11.04.2008 (действовал до 30.03.2013), проекты территориальных сметных нормативов должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно действующему Порядку разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденному приказом Госстроя России №75/ГС от 04.12.2012, разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов (пункт 3 Порядка), то есть, в том числе, в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно вышеуказанным договорам для разработки территориальных сметных нормативов ГБУ РМЭ ЦЦС использует базу данных НО «НАСИ», содержащую государственные сметные нормативы, а не текст государственных сметных нормативов, утвержденный приказами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минрегион России, Минстрой России).

Вследствие этого совладельцем исключительных прав на ТСНБ ТЕР-2001 (территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл) наряду с ГБУ РМЭ ЦЦС стало НО «НАСИ». Дальнейшее распространение территориальных сметных нормативов Республики Марий Эл осуществляется по согласованию с НО «НАСИ», что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

Согласно п. 6 письма ГБУ РМЭ ЦЦС от 15.12.2014 № 451/п на основании вышеуказанных договоров НО «НАСИ» и ГБУ РМЭ «ЦЦС» являются обладателями исключительных прав на ТСНБ ТЕР-2001 в электронном виде (сметные нормативы, индексы, средние сметные цены и др., как база данных для ЭВМ).

Кроме того, ГБУ РМЭ ЦЦС пояснило, что согласно лицензионному договору № ТГН-35/2013 от 31.08.2013, третьей стороной которого является «лицензиат» ООО «Госнорматив», территориальные сметные нормативы и текущие средние сметные цены распространяются им в формате программных продуктов через дилеров сметных программ на возмездной основе. Так, исходя из условий сублицензионного договора от 01.06.2013 № ЕД-03/2013, дополнительного соглашения к нему от 01.10.2013, заключенных между ООО «Госнорматив» (лицензиат) и ЗАО «ВизардСофт.РУ» (сублицензиат), лицензиат предоставляет сублицензиату простую (неисключительную) лицензию на право использования исходных баз данных, в том числе ТСРБ ТЕР-2001 Республики Марий Эл. Аналогичный сублицензионный договор заключен 01.06.2013 № УД-06/2013 с РПКП «Багира».

Таким образом, совместными обладателями исключительного права на ТСНБ ТЕР – 2001 (территориальные сметные нормативы), индексы к ТСРБ ТЕР – 2001 (индексы перерасчета сметной стоимости), ТССЦ ТЕР – 2001 (базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов в строительстве) являются НО «НАСИ» и ГБУ ЦЦС РМЭ, неисключительные права – ООО «Госнорматив». При этом ТСНБ ТЕР – 2001 являются производным произведением, неотъемлемой и основной частью которого является эталонная база, исключительным правом на которую обладает НО НАСИ.

Вместе с тем на сегодняшний момент процесс составления сметной документации является автоматизированным, для чего активно используются компьютерные программы по созданию строительной сметной документации. Сметная программа представляет собой многофункциональный «калькулятор», а сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены используются в качестве наполнения программы. Поскольку сметные нормативы представляют собой объемные по содержанию документы и, как правило, изначально формируются в форме таблиц, в составе сметных программ указанная информация используется в форме электронных баз данных.

Таким образом, сметные нормативы, индексы пересчета сметной стоимости и средние сметные цены являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и на рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, а сметная программа является дополнительным компонентом для доступа на товарный рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

При этом государственные органы утверждают не базу данных, а текст государственных сметных нормативов. Утвержденный текст государственных сметных нормативов не является интеллектуальной собственностью.

Минстрой и ЖКХ РМЭ, являясь уполномоченным органом по разработке сметных нормативов, фактически не осуществляло функции по разработке сметных нормативов, допустило и способствовало передаче исключительных прав на них хозяйствующим субъектам. В целях закрепления за ГБУ РМЭ ЦЦС, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» прав на исходные базы данных министерство создавало условия для ограничения доступа к территориальным сметным нормативов путем опубликования сметных нормативов в формате PDF без возможности копирования информации, что не соответствует требованиям к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов государственной власти по смыслу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органом и органов местного самоуправления», приказа Минэкономразвития № 470. При этом министерство пренебрегло имеющимися у него полномочиями по организации разработки сметных нормативов, в том числе контрольными полномочиями за процессом по организации разработки сметных нормативов, позволяло своему подведомственному учреждению заключать вышеуказанные договоры, работать по ним в течение длительного периода времени и продолжало способствовать закрытию доступа к общественно значимой информации, что подтверждает факт заключения антиконкурентного соглашения.

Отсутствие в свободном доступе сметных нормативов затрудняет доступ к созданию сметных программ. Для этого, как минимум, необходимо перевести информацию, размещенную на сайте http://mari-el.gov.ru в формате PDF, в формат, доступный для работы с ней. Данный процесс является затратным по трудовым и временным ресурсам, что не всегда выгодно для хозяйствующего субъекта.

Закрепление прав за НО НАСИ, ГБУ ЦЦС, ООО «Госнорматив» на базы данных дает указанным хозяйствующим субъектам неоправданные конкурентные преимущества, выраженные в обладании наиболее полным количеством баз данных, содержащих сметные нормативы, а также в получении их в приоритетном порядке (еще до включения сметных нормативов в Федеральный реестр сметных нормативов), представления их в унифицированной форме. Участники антиконкурентного соглашения (НО «НАСИ», ГБУ ЦЦС, ООО «Госнорматив», Минстрой и ЖКХ РМЭ) своими действиями фактически принуждали разработчиков сметных программ использовать вместо территориальных сметных нормативов базы данных, содержащие территориальные сметные нормативы, права на которые принадлежат НО «НАСИ», ГБУ ЦЦС, ООО «Госнорматив».

Таким образом, территориальные сметные нормативы, индексы и средние сметные цены Республики Марий Эл, в соответствии с которыми должна составляться сметная документация на объекты строительства, являются интеллектуальной собственностью, НО «НАСИ» и ГБУ ЦЦС, что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами, и, следовательно, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

Заключение соглашения могло привести или привело к ограничению конкуренции (устранению хозяйствующих субъектов с товарного рынка, ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов) на товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной документации и товарном рынке разработке и реализации строительной проектно-сметной документации.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.
  2. Выдать Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны