Решение №03-26/01-2018 решение по делу №03-26/01-2018 от 26 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении законодательства о торговле

по делу № 03-26/01-2017

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2018 года

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства  о торговле Российской Федерации в составе:

Козел П.А. –  руководитель управления, председатель Комиссии;

Ерошкина О.В. – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

Антропова Э.В. – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-26/01-2018 в отношении администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район», администрации МО «Хлебниковское сельское поселение», администрации МО «Городское поселение Мари-Турек»  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившимся в не размещении на официальном сайте органа местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов,

в отсутствии ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,

установила:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в действиях администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район», администрации МО «Хлебниковское сельское поселение», администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» выразившиеся в не размещении на официальном сайте органа местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, что послужило основанием для возбуждения дела № 03-26/01-2018.

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»  (далее – Закон о торговле).

Согласно статьи 1 Закона о торговле одной из целей данного  Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о торговле в качестве нестационарного торгового объекта понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанной прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Нормой статьи 10 Закона о торговле установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.

В силу части 1 статьи 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопрос срока размещения таких объектов определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о торговле утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Положение части 6 статьи 10 Закона о торговле направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4 Закона о торговле государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством антимонопольного регулирования в этой области.

В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона о торговле органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о торговле органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных пoкaзaтeлeй состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении).

Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 Закона о местном самоуправления, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст.34). Местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст.37).

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении).

В пункте 10 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания соответственно.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении  к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере регулирования торговой деятельности на территории Республики Марий Эл, регулируются Законом Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года № 36-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности».

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 данного закона к полномочиям Правительства Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности относится установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Республике Марий Эл схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.12.2010 № 324 «О схемах размещения нестационарных торговых объектов» (вместе с «Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления в Республике Марий Эл схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований») правительство Республики Марий Эл рекомендует органам местного самоуправления в Республике Марий Эл размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также представлять в Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований и внесенные в них изменения в электронном виде по форме согласно приложению к настоящему постановлению в десятидневный срок со дня их утверждения.

Таким образом, на органы местного самоуправления Республики Марий Эл возложена обязанность по размещению на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет  схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Марийским УФАС России установлено, что постановлением администрации МО «Хлебниковское сельское поселение» от 30.12.2013 № 148 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Хлебниковского сельского поселения» разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов

Пунктом 2 постановления от 30.12.2013 № 148 администрации МО «Хлебниковское сельское поселение» определено, что постановление подлежит опубликованию (обнародованию) и вступает в силу со дня его опубликования (обнародования).

 Кроме того, постановлением администрации МО «Городское поселение Мари-Турек от 30.12.2013 №534 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Городское поселение Мари-Турек» разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.

Пунктом 2 постановления от 30.12.2013 №534 администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» определено, что постановление подлежит опубликованию (обнародованию) и вступает в силу со дня его опубликования (обнародования).

Таким образом, указанные постановления подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 7 Устава МО «Хлебниковское сельское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Хлебниковское сельское поселение» от 23 декабря 2005 года № 19, к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 7 Устава МО «Городское поселение Мари-Турек», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» от 20 декабря 2005 года № 19 к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания.

На основании системного толкования вышеуказанных норм, с учетом положения абзаца 5 части 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении, предусматривающим что в границах муниципального района местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, принимая во внимание тот факт, что создание условий для обеспечения жителей услугами торговли относится к компетенции поселения, детально конкретизированный характер схемы размещения нестационарных торговых объектов, следует, что полномочия по утверждению данной схемы и ее размещении в сети Интернет  относятся к предмету ведения поселений.

Таким образом,   в действиях администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» отсутствуют признаки нарушения законодательства о торговле.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Марий Эл законодательства о торговле проведен мониторинг официального сайта администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» http://mari-el.gov.ru/mturek/gp_mturek.

Так, по результатам  осмотра Интернет-ресурса Марийским УФАС России  (протокол от 06.10.2018) Комиссией Марийского УФАС России установлено, что на сайте http://mari-el.gov.ru/mturek не опубликована следующая информация:

-постановление от 30.12.2013 №534 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек»;

-постановление от 30.12.2013 №148 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Хлебниковского сельского поселения».

Из письменных объяснений администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» вх.11532 от 29.10.2018 следует, что постановлением администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» от 30.12.2013 №534 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Городское поселение Мари-Турек» разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.

Из письменных пояснений администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» следует, что в связи с переходом в 2018 году на новый сайт муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» администрацией Мари-Турекского муниципального района 26.12.2017 был заключен договор с ГБУ РМЭ «Информсреда» на оказание услуг по технической поддержке сайта МО «Мари-Турекский район» в рамках официального Интернет-портала органов государственной власти Республики Марий Эл, куда включены мероприятия по созданию, модификации и настройке шаблонов сайта, плановое, оперативное и техническое обслуживание, регулярное обновление и др.

Постановлением администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» № 267 от 15.06.2018 «Об официальном сайте Мари-Турекского муниципального района» была утверждена структура сайта МО «Городское поселение Мари-Турек» и основные его разделы. В связи с большой загруженностью постановление администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» от 30.12.2013 №534 размещено только 29.10.2018.

Из письменных пояснении администрации МО «Хлебниковское сельское поселение» вх.11532 от 29.10.2018 следует, что постановлением администрации МО «Хлебниковское сельское поселение» от 30.12.2013 № 148 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Хлебниковского сельского поселения» разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.

Администрация МО «Хлебниковское сельское поселение» в письменных пояснениях от 07.11.2018 № вх. 11914 поддержала позицию администрации МО «Городское поселение Мари-Турек». Дополнительно пояснила, что постановление администрации                                    МО «Хлебниковское сельское поселение» №148 от 30.12.2013 размещено на официальном сайт  только 24.10.2018.

Более того, Марийским УФАС России, с учётом представленных письменных доказательств, установлено, что переход на новый официальный сайт осуществлен в момент издания постановления администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» № 267 от 15.06.2018 «Об официальном сайте Мари-Турекского муниципального района». Следовательно, к незамедлительному размещению на официальном сайте подлежат постановления администраций, которые в силу действующего законодательства подлежат обязательному опубликованию.

Вместе с тем, в результате бездействия со стороны администраций                                              МО «Хлебниковское сельское поселение», администрации МО «Городское поселение Мари-Турек» указанные постановления не размещены на официальном сайте http://mari-el.gov.ru/mturek/gp_mturek в установленный срок.

Бездействие со стороны администраций  могло привести к нарушению законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, потенциально имеющих возможно осуществлять предпринимательскую деятельность на торговых объектах, указанных в схеме размещения  нестационарных торговых объектов на территории  МО «Хлебниковское сельское поселение», МО «Городское поселение Мари- Турек»  либо участвовать в конкретных процедурах для последующего внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Следовательно, бездействие администрации МО «Хлебниковское сельское поселение», МО «Городское поселение Мари- Турек» по факту не размещения на официальном сайте  http://mari-el.gov.ru/mturek/gp_mturek постановлений от 30.12.2013 №534, от 30.12.2013                  № 148 соответственно нарушает часть 1  статьи 15 Закона о торговле.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.ст. 23, 41, 49, Закона «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении законодательства о торговле,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях администрации МО «Городское поселение Мари-Турек», администрации «МО «Хлебниковское сельское поселение» факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в бездействии по не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов.
  2. Рассмотрение дела № 03-26/01-2018 в отношении Администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о торговле.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны