Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-28/01-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Верзун Ю.С. – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-28/01-2014 в отношении ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предъявлении Т. требования о необходимости согласования технического условия ТУ-491 с владельцем газопровода (ТСЖ «Кленовая») для осуществления подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения,

в присутствии лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель — гражданка Т..

Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (далее — ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола»), адрес места регистрации юридического лица: ул. Я. Эшпая, д. 145, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424002. Запись о создании юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц внесена 01.07.2002 ИФНС России по г. Йошкар-Оле, ИНН 1215058620, ОГРН 1021200752935, КПП 121550001.

Общество осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного решением общего собрания участников от 29.04.2014, протокола № 1 (18).

Согласно уставу основной целью общества является извлечение прибыли, а основными видами деятельности являются:

а) поставка, транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Республики Марий Эл;

б) организация безопасного и бесперебойного обеспечения газом объектов в соответствии с заключенными договорами;

в) оперативное управление режимами газопроводов;

г) реализация сжиженного и природного газа населению РФ, коммунально-бытовым, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям РФ;

д) техническое обслуживание и ремонт подземных газопроводов, газового оборудования объектов и предприятий газового хозяйства городов и других населенных пунктов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является производство газообразного топлива (ОКВЭД 40.20.1).

Заинтересованное лицо - Товарищество собственников жилья «Кленовая» (далее — ТСЖ «Кленовая»).

ТСЖ «Кленовая» (ул. Кленовая, д. 4, г. Волжск, Республика Марий Эл, 425000) действует на основании устава, утвержденного протоколом собрания членов ТСЖ «Кленовая» от 21.08.2004 № 1. Запись о создании юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц внесена 11.11.2004, ИНН 1216013438, ОГРН 1041205003476.

         В адрес Марийского УФАС России поступило заявление Т. (вх. № 169-Т от 28.10.2013) на действие ТСЖ «Кленовая» и ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», которое выразилось в создании препятствий для подключения к газораспределительной сети, которая принадлежит ТСЖ «Кленовая».

         В заявлении указано, что 20.08.2013 Т. было получено техническое условие (далее - ТУ) № 491 на подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения по адресу: ул. 4-я Кленовая, д. 6, г. Волжск, РМЭ, в соответствии с которым владельцем газопровода является ТСЖ «Кленовая».

         Т. обратилась в адрес ТСЖ «Кленовая» с заявлением о согласовании ТУ № 491, выданного ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола». Однако 20.09.2013 гражданкой был получен ответ от ТСЖ «Кленовая», согласно которому для согласования технической возможности на подключение жилого дома по адресу: ул. 4-я Кленовая, д. 6, г. Волжск, Республика Марий Эл, 425000 к сетям газоснабжения, владельцем которого является ТСЖ «Кленовая» Т., необходимо вступить в Товарищество собственников жилья «Кленовая».

         18.10.2013 Т. обратилась в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» с запросом о подтверждении согласования ТУ-491 от 20.08.2013 с ТСЖ «Кленовая».

         Письмом от 22.10.2013 исх. № 336 ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» База «Волжскгаз» указало, что данные технические условия необходимо согласовать с владельцем газопровода.

     Марийским УФАС России направлен запрос ТСЖ «Кленовая» (исх. № 03-34/5699 от 06.11.2013) относительно обстоятельств по которым ТСЖ «Кленовая» отказывает в согласовании Т. ТУ в связи с необходимостью вступления в члены Товарищества.

ТСЖ «Кленовая» представила в Марийское УФАС России пояснение от 04.12.2013 вх. № 7095 и от 15.01.2014 вх. № 160, из которых следует, что для получения доступа к сетям газоснабжения необходимо вступить в ТСЖ «Кленовая» и внести часть денежных средств, компенсировав расходы членов ТСЖ «Кленовая», израсходованных на строительство сетей газоснабжения.

Марийским УФАС России также направлен запрос в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (исх. № 03-34/5700 от 06.11.2013) относительно возможности подключения жилого дома гражданки Т. к газопроводу, расположенному по адресу: ул. 4-я Кленовая, д. 6, г. Волжск, Республика Марий Эл.

ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» письмом от 14.11.2013 вх. № 6595 представило в Марийское УФАС России пояснения, из которых следует, что возможность и резерв пропускной способности у рассматриваемого газопровода имеется и гражданке Т. необходимо согласовать подключение с ТСЖ «Кленовая».

В процессе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

Т. является собственником земельного участка. Согласно разрешению администрации ГО «Город Волжск» от 17.07.2013 № RU 12316000- «74» ее жилой дом введен в эксплуатацию.

Для осуществления газоснабжения данного жилого дома гражданкой Т. 20.08.2013 получено от ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» ТУ-491, а 22.10.2013 исх. № 336 получено письмо от общества, согласно которому данные технические условия необходимо согласовать с владельцем газопровода.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите   конкуренции   необходимо   доказать,   что   на  соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к видам деятельности естественных монополий.

Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены следующие понятия:

- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

- потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

В соответствии с п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.05.2002 № 317  (далее — Правила № 317) газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях; газораспределительная организация - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам между ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» и ТСЖ «Кленовая» заключен договор № 7478-10 на техническое обслуживание и ремонт газопроводов, газового оборудования и КИПиА газоиспользующих установок котельных, промышленных, сельскохозяйственных, коммунально-бытовых предприятий, групповых установок сжиженного углеводородного газа от 04.12.2013, согласно которому общество оказывает услуги по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации рассматриваемой системы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее — Правила № 83) в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

Согласно пункту 13 Правил № 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 указанных Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Кроме того, ФСТ России, являясь государственным органом в сфере ценообразования  на услуги по транспортировке газа по трубопроводам указала, что транспортировку газа по газопроводам осуществляет только газораспределительная организация.

Таким образом, ТСЖ «Кленовая» не является газораспределительной организацией и не осуществляет деятельность по транспортировке газа. В данном случае газораспределительной организацией является ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», которое осуществляет транспортировку газа по газораспределительным сетям и согласно ст. 4  Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке.

По общему правилу надлежащим субъектом, обязанным предоставить технические условия о возможности подключения к сетям по запросу заинтересованного лица является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Вместе с тем, пунктом 17 Правил № 83 установлено, что допускается предоставление технических условий иным лицом в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании данному лицу, которое при этом является потребителем соответствующего вида ресурса, то есть основным абонентом, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разрабатывать ресурсоснабжающая организация.

Согласно п. 10 Правил № 83, действующих на момент выдачи технических условий гражданке Т. и направления письма от 22.10.2013 исх. № 336, технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

         П. 16 Правил № 317, действующих на дату выдачи ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» гражданке Т.  технических условий и направления письма от 22.10.2013 исх. № 336  технические условия на присоединение к газораспределительной системе должны содержать следующие сведения: а) место присоединения к газопроводу; б) максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения этого давления; в) требования по учету расхода газа; г) иные условия подключения к газораспределительной системе, учитывающие конкретные особенности проектов и систем газоснабжения.

Кроме того, данные правила не возлагают на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность требовать от заявителей, подавших запрос о выдаче технических условий, предоставления дополнительной информации и документов, но не лишают права их запросить самостоятельно газораспределительной организацией.

Таким образом, включение иных сведений в технические условия и направление дополнительных писем, разъясняющих порядок исполнения данных технических условий законодательством не предусмотрено.

Кроме того, п. 28 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и изменениями в основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314), вступивших в законную силу с 01.03.2014 установлено, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка (часовой расход газа), сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, срок действия технических условий.

Данные правила также подтверждают отсутствие у ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» возможности включения в технические условия и в разъясняющие письма для исполнения технических условий дополнительных сведений и обязательств для Т.

Однако в письмах от 22.10.213 исх. № 336 и 14.11.2013 исх. № 2583 ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» настаивает на осуществлении Т. согласования подключения с ТСЖ «Кленовая», ставя исполнение гражданкой ТУ-491 от 20.08.2013 в зависимость от согласия товарищества.

         Вместе с тем, при осуществлении подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в силу части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные указанным Кодексом.

Таким образом, у ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» отсутствовали законные основания требования согласования ТУ-491 от 20.08.2013 с ТСЖ «Кленовая».

Кроме того, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 15 Правил № 83 осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, определены Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (далее - Правила № 360).

         В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, исполнителем     по     договору     о     подключении     является     организация коммунального комплекса,  выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил № 360).

По договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению  (пункт 2 Правил № 360).

Таким образом, на законодательном уровне не предусмотрена обязанность газораспределительной организации по предварительному согласованию с третьими лицами, собственниками оборудования газораспределительной сети, осуществления подключения (присоединения) к существующей сети газоснабжения. В данном случае является достаточным последующее уведомление газораспределительной организацией этих третьих лиц о каждом свершившемся факте подключения (присоединения).

         На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

         Как подтверждено материалами дела, пояснениями Т. и представителя ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» жилой дом  гражданки не подключен к газораспределительной сети и общество настаивает на согласовании ТУ-491 от 20.08.2013 с ТСЖ «Кленовая», следовательно, нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» продолжается, в связи с этим Комиссия Марийского УФАС России на основании статьи 23 Закона о защите конкуренции принимает решение выдать ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

        

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

        1. Признать в действиях ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» ( ул. Я. Эшпая, д. 145, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424002, ИНН 1215058620, ОГРН 1021200752935, КПП 121550001, зарегистрировано в качестве юридического лица:  01.07.2002) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предъявлении Т. требования о необходимости согласования технического условия  от 20.08.2013 № 491 с владельцем газопровода (ТСЖ «Кленовая») для осуществления подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения.

         2. Выдать ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание о совершении  действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

         3. Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                         О.В. Ерошкина

 

                                             Ю.С. Верзун

 

 

Предписание № 03-28/01-2014

о прекращении нарушения антимонопольного

законодательства

 

10 ноября 2014 года                                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела №03-28/01-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В. – заместителя руководителя-начальника отдела, членов Комиссии: Ерошкиной О.В. –  ведущего специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Верзун Ю.С. – специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 10.11.2014 по делу № 03-28/01-2014 о нарушении ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

 

  1. ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в десятидневный срок с момента получения предписания  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  «О защите конкуренции», выразившееся в предъявлении гражданке Т. требования о необходимости согласования технического условия  № 491 от 20.08.2013 с владельцем газопровода (ТСЖ «Кленовая») для осуществления подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения;

            2. ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в десятидневный срок с момента получения предписания  совершить действия, направленные на осуществление присоединения жилого дома гражданки Т. к газораспределительной сети.

            3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

            Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                                             М.В. Фадеева

Члены Комиссии                                                                                                       О.В. Ерошкина

                                                                                                                                        Ю.С. Верзун

Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны