Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/10-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2015 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 20 июля 2015 года.

 

«20» июля 2015 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

заместитель руководителя управления – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, председатель Комиссии;

специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, член Комиссии;

специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, член Комиссии;

рассмотрев дело № 03-28/10-2015, возбужденное по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительного соглашения от 16.01.2015 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 без проведения в установленном порядке отбора перевозчиков

с участием представителей:

от заявителя;

от ответчика, Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл,

от ответчика, ООО «Пассажирские перевозки- город»,

от заинтересованного лица, Министерства финансов Республики Марий Эл,

от заинтересованного лица, Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 11 февраля 2015 года поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кузнецовой Галины Михайловны на действия Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл при проведении отбора перевозчиков по осуществлению социальных перевозок на территории Республики Марий Эл на период с 1 января по 31 декабря 2015 года.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл рассмотрело жалобу в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20.02.2015 по делу о нарушении процедуры проведения торгов жалоба индивидуального предпринимателя Кузнецовой Галины Михайловны признана необоснованной (пункт 1)

В силу пункта 2 решения жалоба предпринимателя передана для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20.04.2015 № 64 в отношении Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город» возбуждено дело №03-28/10-2015 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительного соглашения от 16.01.2015 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 без проведения в установленном порядке отбора перевозчиков.

 

Заявитель, индивидуальный предприниматель Кузнецова Галина Михайловна, в заявлении и при рассмотрении дела пояснил, что дополнительное соглашение от 16 января 2015 года № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15 января 2015 года, изменяющее маршруты следования транспортных средств с № 1 на № 1к (коммерческий), право на осуществление пассажирских перевозок по которому предоставлено предпринимателю в установленном порядке до 14.06.2016, и предоставляющее, таким образом, ООО «Пассажирские перевозки – Город» право использования маршрута без проведения предусмотренной процедуры отбора перевозчиков, нарушает статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Ответчик, Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, в письменных пояснениях и при рассмотрении дела указал, что процедура проведения отбора на право заключения договоров на осуществление социальных перевозок соблюдена, отбор проведен с соблюдением всех требований, установленных нормативно-правовыми актами.

 

Ответчик, ООО «Пассажирские перевозки –город», в письменных пояснениях и при рассмотрении дела, поддержал позицию министерства, а также отметил, что дополнительное соглашение от 16.01.2015 № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 в настоящее время действует и исполняется сторонами.

 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» и Министерство финансов Республики Марий Эл.

Заинтересованное лицо, Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», в письменных пояснениях и при рассмотрении дела указало, что в соответствии с Порядком открытия, изменения и закрытия муниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного постановлением мэра города Йошкар-Олы от 25.01.2008 № 122, реестром маршрутов регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», автобусный маршрут № 1 относится к муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», включенному в муниципальный (государственный) заказ. Автобусный маршрут № 1к относится к муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола, не включенному в муниципальный (государственный) заказ.

Перевозчики, заключившие договор с министерством на осуществление социальных перевозок обязаны осуществлять перевозки отдельных категорий граждан, указанных в договоре, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены меры социального обеспечения в области транспортного обеспечения.

Заинтересованное лицо, Министерство финансов Республики Марий Эл, в письменных пояснениях и при рассмотрении дела сообщило, что после заключения дополнительного соглашения от 16.01.2015 № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 предмет договора на осуществление социальных перевозок существенным образом не изменился. В настоящее время договор на осуществление социальных перевозок сторонами исполняется. Оплата суммы договора производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет перевозчика не позднее 25 числа каждого месяца.

В заседании Комиссии от 30.06.2015 в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» объявлялся перерыв до 07.07.2015.

 

Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

По результатам открытого конкурса 15 июня 2011 года между индивидуальным предпринимателем Кузнецовой Галиной Михайловной (перевозчиком) и администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» (заказчиком) заключен договор на транспортное обслуживание населения № 81-пр, в соответствии с условиями которого перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки населения по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», не включенного в муниципальный (государственный) заказ, № 1к (Профессиональная – Республиканская больница - Профессиональная).

Договор на транспортное обслуживание населения № 81-пр вступил в силу с 15.06.2011 и действует по 14.06.2016 (пункт 6.1), заключен в соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением XVIII сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26.12.2006 № 362-IV.

На основании вышеуказанного договора администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» предпринимателю выдано разрешение на право работы по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1к, паспорт маршрута № 1к.

19.12.2014 Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на основании приказа № 198 был объявлен отбор перевозчиков на осуществление социальных перевозок на территории Республики Марий Эл на период с 01.01.2015 по 31.12.2015, о чем 23.12.2014 на официальном сайте министерства было размещено информационное сообщение.

По итогам отбора Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город» заключен договор на осуществление социальных перевозок № 35 от 15.01.2015, предметом которого является предоставление права на осуществление перевозки пассажиров по маршруту № 1.

16 января 2015 года между Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город» подписано дополнительное соглашение № 1, которым внесены изменения в Приложение № 1 к договору № 35 от 15.01.2015, в соответствии, с условиями которого обществу предоставлено право на осуществление перевозок пассажиров по коммерческому маршруту № 1к, а также изменено количество допущенных на маршрут транспортных средств (35), вместо заявленных в отборе (15).

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении министерством и обществом антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для признания органа государственной власти и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с дополнительным соглашением от 16.01.2015 № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 ООО «Пассажирские перевозки – город» предоставлено право на осуществление социальных перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1к (Профессиональная – Республиканская больница - Профессиональная).

В соответствии с выпиской из реестра маршрутов регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола» автобусный маршрут № 1к относится к муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», не включённому в муниципальный (государственный заказ).

Организация конкурса на право заключения договоров на транспортное обслуживание пассажиров по муниципальным маршрутам городского округа «Город Йошкар-Ола», не включенным в муниципальный заказ, отнесена к компетенции администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (статья 6.1.14).

Порядок проведения открытых конкурсов по размещению муниципальных маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный заказ на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержден постановлением мэра от 27.11.2006 № 3035. При этом договором на транспортное обслуживание пассажиров является договор, заключенный муниципальным заказчиком транспортного обслуживания населения городского округа «Город Йошкар-Ола» с перевозчиком, не предусматривающий финансирования за счет бюджетных средств (статья 3).

Таким образом, автобусный маршрут № 1к (Профессиональная – Республиканская больница - Профессиональная) является коммерческим, финансирование за счет бюджетных средств не предусмотрено.

С учетом изложенного, дополнительное соглашение № 1 от 16.01.2015 к договору на осуществление социальных перевозок № 35 от 15.01.2015 заключено Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл как неуполномоченным лицом без проведения открытого конкурса.

Заключение дополнительного соглашения от 16.01.2015 № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 с нарушением требований действующего законодательства, порядка заключения договоров на транспортное обслуживание населения исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги, в том числе индивидуального предпринимателя Кузнецовой Галины Михайловны, участвовать в отборе перевозчиков, следовательно, действия по заключению вышеуказанного соглашения могли привести к устранению конкуренции.

Увеличение количества транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршруту, изменение схемы маршрута также ставит других перевозчиков в невыгодные условия по сравнению с обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город».

Следовательно, соглашение, достигнутое министерством и обществом, носит антиконкурентный характер, поскольку привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта ООО «Пассажирские перевозки- город» при осуществлении перевозок по маршруту № 1к.

Соглашение между обществом и органом государственной власти Республики Марий Эл прямо нарушило требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  • результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения действия дополнительного соглашения от 16.01.2015 № 1 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015, заключенного Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и ООО «Пассажирские перевозки- город», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать Министерству промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и ООО «Пассажирские перевозки- город» обязательные для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  • статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город» факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительного соглашения от 16.02015 к договору на осуществление социальных перевозок от 15.01.2015 без проведения в установленном порядке открытого конкурса.

2. Выдать Министерству промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки – город» обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                      

 

                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны