Решение б/н О нарушении антимонопольного законодательства от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/11-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-28/11-2014, возбужденное в отношении ООО по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном взимании комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда по маршрутам междугороднего сообщения,

с участием представителей ответчика,

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках исполнения предоставленных полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл осуществлена оценка деятельности общество с ограниченной ответственностью, в ходе которой установлено следующее.

ООО оказывает населению города Йошкар-Олы услуги автовокзала, в том числе услуги по продаже билетов на автотранспортные средства регулярного сообщения. Стоимость билета в день отправления автобуса соответствует сумме, определенной перевозчиком в качестве платы за проезд. Однако при заблаговременном приобретении проездных документов (за день и более до отправления автотранспортного средства) ответчик дополнительно взимает с граждан комиссионный сбор в размере от 10 до 20 рублей с каждого проданного билета в зависимости от стоимости билета.

Действия автовокзала по взиманию комиссионного сбора за предварительную продажу билетов по маршрутам междугороднего сообщения квалифицированы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл как имеющие признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), в связи с чем на основании пункта 3 части 2 статьи 39, части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции 22.04.2014 приказом № 126 в отношении общества с ограниченной ответственностью возбуждено дело № 03-28/11-2014.

При рассмотрении дела ответчик, ООО, в письменных пояснениях возражал против наличия в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, поскольку общество не занимает доминирующее положение на товарном рынке.

Общество на заседаниях комиссии настаивало, что вправе взимать плату за дополнительную услугу по бронированию (закреплению) определенного билета с указанием места за определенным пассажиром. Действующим законодательством не предусмотрено, что услуга по предварительному заказу билетов на автомобильный транспорт должна быть бесплатной.

При этом на заседаниях комиссии 28.05.2015 и 19.06.2015 автовокзал сообщил, что комиссионный сбор за предварительный заказ билетов в настоящее время не взимается и просил прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ООО предметом деятельности юридического лица является, в том числе деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.).

В соответствии с Правилами пользования услугами автовокзала ООО «Объединения автовокзалов и автостанций», утвержденными исполнительным директором общества 01.06.2013, на автовокзале пассажирам оказываются следующие услуги продажа билетов, хранение ручной клади и багажа, предоставление справочной информации и прочие услуги (пункт 4).

Продажа билетов на проезд и провоз багажа на междугородные, межмуниципальные и пригородные маршруту на все направления осуществляется во всех кассах, расположенных в основном здании автовокзала и в кассе допродажи, расположенной на территории автовокзала. Продажа билетов в кассах автовокзала начинается за 10 суток до отправления автобусов. При продаже билетов могут оказываться дополнительные услуги за дополнительную плату (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.5).

Приказом ООО от 01.02.2013 № 03 установлен комиссионный сбор за предварительный заказ билета, а именно за услуги по бронированию места в автобусе регулярного сообщения от стоимости билета: до 70 рублей – 10 рублей, от 70 рублей до 110 рублей – 15 рублей, от 110 рублей и выше – 20 рублей. При этом под предварительным заказом билета в соответствии с приказом понимается заказ билета на автобус, следующий по маршруту регулярного сообщения не позднее суток до даты отправления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбит­ражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толко­вания положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реали­зации контрагентами своих прав.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обраще­ния товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23.04.2013 № 108 ООО включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) ОКВЭД 63.21.21 с долей более 50% в границах городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, применительно к статье 5 Закона о защите конкуренции ООО  занимает доминирующее положение на рынке терминалов (автобусных станций и т.д.), и является хозяйствующим субъектом, на которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Взимание комиссионного сбора за предварительную продажу билетов является нарушением антимонопольного законодательства.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в том числе при осуществлении пассажирских перевозок, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав). Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила), проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 Правил).  В соответствии с пунктом 51 Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» на территории Республики Марий Эл предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом устанавливаются постановлениями Правительства Республики Марий Эл.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.06.2013 № 201 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа отдельными видами общественного транспорта (транспорта общего пользования)» (далее – Постановление № 201) предельный (максимальный) уровень тарифа за перевозку пассажиров в автобусах междугородных (межмуниципальных) сообщений за каждый километр пути устанавливается в размере 2,07 рубля независимо от комфортабельности автобусов (пункт 10).

Пунктом 11 Постановления № 201 установлено, что за перевозку пассажиров в автобусах междугородных (межмуниципальных) сообщений при протяженности маршрута более 50 километров плата устанавливается в размере не более 2,33 рубля за каждый километр пути свыше 50 километров. Стоимость проезда в автобусах пригородных, междугородных сообщений рассчитывается исходя из расстояния перевозки, определенного в паспорте автобусного маршрута, и дополнительно включает 1 рубль за услуги по реализации билета. Стоимость билета в пригородных и междугородных сообщениях устанавливается кратной 1 рублю (пункт 13 указанного постановления).

В случаях, когда в соответствии с тарифами установлены предельные уровни тарифов, конкретные размеры тарифов устанавливаются перевозчиками в установленных тарифами пределах (пункт 15 Постановления № 201).

Таким образом, указанные нормативные – правовые акты не предусматривают каких-либо дополнительных сборов за предварительную продажу билетов. Иные действующие нормативные акты, регламентирующие вопросы организации пассажирских перевозок общественным транспортом, также не предусматривают взимания с граждан дополнительных (помимо оплаты проезда) денежных средств в случае приобретения ими билетов заблаговременно, не в день отправления автобуса.

При этом из пункта 51 Правил следует, что продажа билетов в любой день, как за 10 суток до отправления автотранспортного средства, так непосредственно и в день его отправления, определяется как текущая.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что при продаже билетов на междугородние маршруты ранее дня отправления автобуса сверх стоимости услуги по пассажирской перевозке ООО взимало комиссионный сбор с каждого проданного билета в зависимости от стоимости билета: до 70 рублей – 10 рублей, от 70 до 100 рублей - 15 рублей, от 110 рублей и выше - 20 рублей. Размер комиссионного сбора утвержден приказом исполнительного директора ООО 01.03.2013.

Факт взимания комиссионного сбора также подтверждается от 04.02.2014 по маршруту «Йошкар-Ола – Киров», от 12.03.2014 по маршруту «Йошкар-Ола – Волжск», от 16.04.2014 «Йошкар-Ола – Приволжский».

Размер дохода от взимания комиссионного сбора на территории города Йошкар-Олы за период с февраля по декабрь 2013 года составил 112 000 руб., за период с января по июнь 2014 года – 408 000 руб.

Довод ответчика о том, что при предварительной продаже билета пассажирам предоставляется дополнительная услуга, заключающаяся в бронировании/закреплении за пассажиром определенного места в автотранспортном средстве, несостоятелен и не принимается комиссией антимонопольного органа по следующим обстоятельствам.

По смыслу положений статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации единственным назначением билета является удостоверение факта заключения договора перевозки пассажира. Согласно договору перевозчик обязан перевезти пассажира до места назначения, а пассажир, соответственно, оплатить денежные средства за оказанные услуги перевозки.

В соответствии с частью 4 статьи 25 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения. Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства (часть 2 статьи 25 Устава).

Согласно форме и обязательным реквизитам билетов (приложение №1 к Правилами) разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления в обязательном случае содержит указание на место для сидения в автотранспортном средстве.

Таким образом, вне зависимости от дня приобретения билета в автобус, следующий по маршруту регулярного междугороднего сообщения, пассажиру в силу закона гарантируется предоставление места для сидения. При предварительной продаже билетов работники автовокзала каких-либо дополнительных, по отношению к продаже билета в день отправления автобуса, действий не совершают; пассажиры в любой день приобретения билета получают одну и ту же услугу.

Взимание платы за закрепление за гражданином пассажирского места в автотранспортном средстве при предварительной продаже билетов противоречит действующему законодательству.

Совершая данные действия, ООО вышло за пределы осуществления гражданских прав, злоупотребив своим доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг автовокзала. Указанное нарушение привело к ущемлению интересов граждан, предварительно приобретавших в кассах автовокзалов билеты на автобусы, следующие по маршрутам регулярного сообщения.

Таким образом, действия ООО, выразившиеся в необоснованном взимании комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда по маршрутам междугороднего сообщения Комиссия Марийского УФАС России расценивает как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела ООО отменило с 01.05.2015 приказ от 01.02.2013 №3 «Об утверждении тарифов комиссионного сбора», что подтверждается приказом директора общества от 30.04.2015 № 2, а также отчетами по предварительной продаже за период с 1.05.2015 по 10.06.2015.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства приходит к итоговому выводу о нарушении ООО части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном взимании комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда по маршрутам междугороднего сообщения, и необходимости прекращения производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном взимании комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда по маршрутам междугороднего сообщения.

2. Рассмотрение дела № 03-28/11-2014 прекратить в связи с добровольным устранением обществом с ограниченной ответственностью нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                               

 

Члены Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны