Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/12-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела,

члены Комиссии:

ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

с участием представителей:

от заявителя - не явились, надлежащим образом извещены,

от ответчика - глава администрации,

от заинтересованного лица — не явились, надлежащим образом извещены,

рассмотрев дело № 03-28/12-2014, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

П. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл с заявлением о нарушении порядка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Краснооктябрьский Республики Марий Эл.

Заявитель пояснил, что вывоз твердых бытовых отходов от частных домовладений осуществляется без договора и актов приема-передачи выполненных работ, а также в отсутствие согласия граждан. Организация, осуществляющая вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора, выбрана администрацией муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение».

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания комиссии по месту жительства, на рассмотрение дела не явился. На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело рассмотрено в его отсут­ствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.

 

Ответчик, администрация муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл (далее - Администрация МО «Краснооктябрьское городское поселение», администрация поселка, ответчик), в письменных пояснениях и при рассмотрении дела указал, что состав организаций, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселка Краснооктябрьский ограничен следующими организациями: ООО КУК «ЖКХ Сервис», ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ», ООО МУК «Жилкомсервис», ООО «Чистый город».

До 2012 года вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Краснооктябрьский фактически осуществляло ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ». В связи с его ликвидацией с 2013 года и по настоящее время сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка осуществляет ООО МУК «Жилкомсервис».

В 2012 году ответчик предлагал ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Чистый город» заключить договоры с населением и оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов, однако согласия от указанных организаций не поступило.

Заключить договор оказания возмездных услуг с ООО МУК «Жилкомсервис» собственник индивидуального жилого дома может в администрации поселка.

 

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена организация, осуществляющая вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора - общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис».

Заинтересованное лицо, общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» (далее — ООО МУК «Жилкомсервис»), при рассмотрении дела и в письменных пояснениях указало, что с апреля 2013 года является правопреемником ООО «Краснооктябрьская управляющая компания «ЖКХ Сервис» и осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории поселка Краснооктябрьский, в том числе и с территории частного сектора.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте заседания комиссии, на рассмотрение дела не явилось. Дело рассмотрено в его от­сутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения ответчика, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Краснооктябрь­ское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 03.02.2012 № 103 утверждено Положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» (далее - Положение о вывозе отходов), которое устанавливает порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2).

В силу пункта 3.1 Положения о вывозе отходов администрация муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» организует сбор и вывоз отходов и мусора.

В целях реализации Положения о вывозе отходов 16.02.2012 распоряжением администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл № 04 утверждены места расположения площадок для контейнеров коллективного пользования, а именно: 3 контейнера расположено по ул. Комсомольская у дома № 4б; 1 – ул. Комсомольская у дома № 3; 3 - перекресток ул. Комсомольская — ул. Советская; 6 - ул. Лесозаводская у дома № 1; 4 - ул. Транспортная у дома № 27; 2 - ул. О. Кошевого у дома № 22; 3 - перекресток ул. Пионерская - ул. Зеленая; 1 - перекресток ул. Зеленая — ул. З. Козьмодемьянской у дома № 2; 2 - перекресток ул. Пионерская - ул. Строителей; 2 - ул. Строителей у дома № 33, 1 - ул. Дружбы у дома № 3; 1 - ул. Мира у дома № 1, 3 - ул. Нахимова у дома № 12, 2 - ул. Суворова у дома № 8, 6 - ул. Фабричная у дома № 2; 2 - ул. Заводская у дома № 4.

В 2012 году проведены уличные собрания граждан муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, о чем составлены протоколы от 03.02.2012, от 27.06.2012, от 28.06.2012, от 03.07.2012, от 28.09.2012, от 30.10.2012. На указанных собраниях присутствовали глава администрации, генеральный директор ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ», юрисконсульт ООО КУК «ЖКХ Сервис», главный специалист администрации и жители (не более 60 человек). В протоколах собрания зафиксировано, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора осуществляет ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ».

18.07.2012 Собранием депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл принято решение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» № 127, в котором рекомендовано физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям заключать с ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ», ООО КУК «ЖКХ Сервис» и иными специализированными организациями договоры о вывозе бытовых отходов и мусора.

В связи с ликвидацией ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ» и реорганизацией ООО Краснооктябрьская управляющая компания «ЖКХ Сервис» в форме присоединения к ООО МУК «Жилкомсервис» 11.01.2013 ООО МУК «Жилкомсервис» направило в администрацию предложение о вывозе твердых бытовых отходов, складирующихся в контейнеры на территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение». Также в письме от 11.01.2013 № 10 общество сообщило, что в адрес жителей частного сектора ежемесячно будет направляться квитанция об уплате оказанных услуг.

11.01.2013 администрация муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» согласовала предложение ООО МУК «Жилкомсервис» осуще­ствлять вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора и направила обществу сведения о месте расположения контейнерных площадок в п. Красногорский и их количество, а именно: ул. Комсомольская у дома № 4б - 3 контейнера, ул. Комсомольская у дома № 3 - 1, перекресток ул. Комсомольская — ул. Советская — 3, ул. Лесозаводская у дома № 1 — 6, ул. Транспортная у дома № 27 — 4, ул. О. Кошевого у дома № 22 — 2, перекресток ул. Пионерская — ул. Зеленая — 3, перекресток ул. Зеленая — ул. З. Козьмодемьянской у дома № 2, перекресток ул. Пионерская — ул. Строителей — 2, ул. Строителей у дома № 33 — 2, ул. Дружбы у дома № 3 — 1, ул. Мира у дома № 1 — 1, ул. Нахимова у дома № 12 — 3, ул. Суворова у дома № 8 - 2, ул. Фабричная у дома № 2 — 6, ул. Заводская у дома № 4 — 2 (письмо от 11.01.2013 № 10).

14.01.2013 принято распоряжение администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл № 01«О вывозе твердых бытовых отходов частного сектора», которым на ООО МУК «Жилкомсервис» возложена обязанность по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов с частного сектора Краснооктябрьского городского поселения.

Также 01.04.2013 распоряжением администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл № 06 «О вывозе твердых бытовых отходов частного сектора» орган местного самоуправления выразил согласие на вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора Краснооктябрьского городского поселения ООО МУК «Жилкомсервис».

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив по­зиции лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении Администрацией муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от­ходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями статей 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза быто­вых отходов и мусора.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправле­ния в области обращения с отходами. Согласно частям 1, 2 статьи 13 указанного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из вопросов местного значения, решаемым поселением в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 18 статьи 6 Устава муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу статьи 32 Устава муниципального образования администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции на территории поселения. К полномочиям администрации поселения могут быть отнесены иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством и уставом.

В пункте 3.1 Положения о вывозе отходов предусмотрено, что администрация муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» организует сбор и вывоз отходов и мусора.

Таким образом, администрация поселка является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами в пределах муниципального образования, в том числе с территории частного сектора.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Краснооктябрьский осуществляли сначала ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ», а затем после ликвидации акционерного общества ООО МУК «Жилкомсервис».

Однако перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, не может быть ограничен юридическими лицами, осуществляющими вывоз твердых бытовых отходов от многоквартирных домов, как фактически сложилось в муниципальном образовании «Краснооктябрьское сельское поселение».

С целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов, антимонопольным органом направлены требования о предоставлении информации соответствующим хозяйствующим субъектам.

В ответ на запрос антимонопольного органа муниципальное унитарное предприятие «Город» в письме от 05.06.2014 № 488 сообщило, что имело возможность оказывать услуги по удалению и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл. Однако от администрации городского поселения не поступало соответствующих предложений, следовательно, общество не оказывало услуги по удалению и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора.

Также ООО «Чистый город» в письме от 05.06.2014 указало, что общество могло в 2013 году осуществлять вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» при условии сбора твердых бытовых отходов в стандартные контейнеры объемом 0,75 куб.м., расположенных на обустроенных контейнерных площадках при наличии заключенных договоров на вывоз отходов. Общество не располагает информацией о направлении в адрес общества предложений администрации поселения.

При этом Комиссия Марийского УФАС России учитывает, что на основании договора от 01.04.2013 № 3с ООО МУК «Жилкомсервис» вывоз отходов осуществляла иная специализированная организация – ООО «МедведевоМонтажСтрой», что также свидетельствует расширении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

Таким образом, на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов действовали иные хозяйствующие субъекты, которые могли и имели намерение осуществлять вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Краснооктябрьский.

Однако Администрация МО «Краснооктябрьское городское поселение» не исследовала состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение», а, напротив последовательно своими действиями определила единственную организацию - ООО МУК «Жилкомсервис», осуществляющую вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора.

Администрация ограничила доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора путем принятия муниципальных актов и решений.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации.

Администрацией поселка приняты распоряжения от 14.01.2013 № 01 «О вывозе твердых бытовых отходов частного сектора», 01.04.2013 № 06 «О вывозе твердых бытовых отходов частного сектора», на основании которых только ООО МУК «Жилкомсервис» предоставлено право вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Красногорский. Более того, органом местного самоуправления принято 11.01.2013 решение о согласовании предложения ООО МУК «Жилкомсервис» осуществлять вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора. При этом обществу сообщены адреса контейнерных площадок, с которых необходимо вывозить твердые бытовые отходы. Иные хозяйствующие субъекты лишены возможности без соответствующих материальных и временных затрат осуществлять деятельность по вывозу отходов в том объеме и порядке, который предоставлен ООО МУК «Жилкомсервис».

Также факт ограничения доступа на товарный рынок подтверждается длительным отсутствием иных хозяйствующих субъектов, на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора при наличии возможностей у других юридических лиц.

Таким образом, администрацией муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» определена единственная организация по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Краснооктябрьский. В результате названных действий ООО МУК «Жилкомсервис» получило возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке с использованием всех контейнерных площадок в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок. Кроме того, акты и решение органа местного самоуправления привели к установлению неравных условий участникам рынка по сбору твердых бытовых отходов, создало дополнительные административные барьеры для реализации вновь заключаемых договоров на выполнение услуг по вывозу твердых бытовых отходов, с учетом того, что граждане могут заключить договоры в администрации поселка.

При этом проведение уличных собраний граждан не свидетельствует о проведении мероприятий, направленных на привлечение на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов, поскольку одной из цели их проведения являлось повышение уровня оплаты гражданами услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территорией частного сектора поселка ОАО «Краснооктябрьское ЖЭУ», то есть увеличения доходов конкретного хозяйствующего субъекта.

Также администрация поселения ссылается на проведение в декабре 2012 года выездной рабочей совместной комиссии в составе директора ООО «Чистый город», сотрудника ООО МУК «Жилкомсервис» Бойкова Е.А., водителя, осуществляющего вывоз твердых бытовых отходов Ахматынова А., главного специалиста администрации Крас­нооктябрьского городского поселения Козлова Т.Г., которая объезжала контейнерные площадки в поселении, обсуждала график вывоза твердых бытовых отходов, количество необходимых контейнеров, стоимость услуги.

Однако названные действия документально не подтверждены. Более того, данные мероприятия также не учитывают полный состав хозяйствующих субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по вывозу твердых бытовых отходов.

Таким образом, действия администрации поселка привели к ограничению гражданских прав потенциальных участников товарного рынка по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора, устранению конкуренции в указанной сфере товарного рынка, лишили потребителей услуги по вывозу твердых бытовых отходов свободного выбора контрагента по договору.

На основании изложенного, администрация муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления ограничения доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, а также выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора.

По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения органом местного самоуправления неправомерных действий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся установлении ограничения доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, а также выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора.

 

2. Выдать администрации муниципального образования «Краснооктябрьское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному специалисту Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                            

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны