Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-28/14-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2015 года

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Фадеева М.В. –заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Журавлева Н.В. – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

 

рассмотрев дело № 03-28/14-2014, возбужденное в отношении                     общества с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая компания» (далее – ООО «МТсК») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии:

- представителей лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 06.02.2014 года поступило заявление гражданина, проживающего в многоквартирном жилом доме №… (вх. № 64-А) на действия ООО «МТсК», по установлению завышенных цен по стоимости услуг тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Марийским УФАС России направлен запрос в адрес общества (исх. № 03-13/1074 от 24.02.2014) относительно данных обстоятельств.

ООО «МТсК» письмом (вх. № 1526 от 07.03.2014) указало, что расчет данному гражданину произведен согласно нормативов, так как индивидуальный прибор учета на горячее водоснабжение не установлен, а на тепловую энергию индивидуальные приборы учета не устанавливаются.

В связи с полученными сведениями Марийским УФАС России направлен запрос ООО «УК «ЖЭУ «Центр» (исх. № 03-13/2496 от 08.04.2014) для представления обществом сведений относительно индивидуального прибора учета горячего водоснабжения. Управляющая компания указала, что индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения данному гражданину не установлен.

Из представленных ООО «МтсК» сведений следует, что данному гражданину расчет потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется согласно нормативов, в связи с чем в действиях общества по расчетам к оплате за тепловую энергию и горячее водоснабжение нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Вместе с тем, ООО «МтСК» представлены сведения относительно установки общедомового прибора учета, стоимость которого составила 246110,96 рублей. Указанный прибор учета ООО «МТсК» установлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении»

Данному гражданину в связи с установкой общедомового прибора учета начислена плата в размере 3694,86 рублей, также дана рассрочка платежа на 5 лет с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, в связи с чем указанная сумма разделена и ежемесячный платеж составил 75,36 рублей с учетом общей площади жилой квартиры. Однако данная сумма, по мнению Марийского УФАС России, является необоснованной.

На основании вышеизложенного, приказом Марийского УФАС России от 06.05.2014 № 141 в отношении ООО «МТсК» возбуждено дело № 03-28/14-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела ООО «МТсК» пояснило, что стоимость установки общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя определена в соответствии со сметной документацией, разработанной на основании программного комплекса для автоматизированного расчета объектов строительства «АРОС-Лидер» и включение в локальные сметы конкретных работ и затрат обусловлены объемом фактически выполненных работ, затраченных материалов и трудозатрат.

Кроме того, в материалы дела обществом представлены заключения ГБУ РМЭ «Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе», согласно которым расчеты, содержащиеся в сметной документации ООО «МТсК», выполнены по сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов и сметная документация рекомендуется для формирования договорной цены.

ООО «МТсК» в письменных пояснениях от 23.03.2015 исх. № 173 указало, что узлы учета тепловой энергии расположены в подвальных помещениях многоквартирного дома (далее – МКД), где отсутствуют обслуживающий персонал эксплуатирующих организаций, и представители потребителя. В работе приборов учета возникают нештатные ситуации и неисправности, которые влияют на корректность учета и требуют непрерывного контроля со стороны общества.

Установление адаптера сотовой связи (АССВ-030) необходимо для построения беспроводных систем учета и диспетчеризации. Диспетчерская система, построенная на основе адаптеров АССВ-030, является одним из вариантов информационно-измерительной системы ВЗЛЕТ ИИС. Без адаптера сотовой связи невозможно своевременно определить сбои в работе приборов учета и количество потребленной тепловой энергии. Основной целью диспетчеризации является передача данных в эксплуатирующие организации и представителям потребителя, а также в энергоснабжающую организацию для контроля параметров и своевременной выдаче рекомендаций по наладке систем теплопотребления. Общество считает, что установка адаптеров сотовой связи АССВ-030 и внешних антенн была произведена в интересах граждан.

Иные ресурсоснабжающие организации, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, поддержали позицию ООО «МТсК» и указали, что в действиях общества признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», действия субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, при их вступлении в гражданско-правовые отношения не должны приводить к злоупотреблению доминирующим положением и нарушать ограничения, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии оказываются хозяйствующими субъектами в состоянии естественной монополии.

ООО «МТсК» в г. Волжск Республики Марий Эл оказывало услуги по передаче тепловой энергии, что подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями к оплате за теплоснабжение и не оспаривалось обществом при рассмотрении дела

Таким образом, ООО «МТсК» является субъектом естественной монополии, а, следовательно, занимает доминирующее положение в границах расположения тепловых сетей.

Кроме того, ООО «МТсК» приказом Марийского УФСА России № 107 от 23.04.2013 внесено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение с долей более 50% в границах расположения тепловых сетей.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, ООО «МТсК», являясь организацией, осуществляющей теплоснабжение жилых домов г. Волжска Республики Марий Эл обязано в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению многоквартирных домов ОДПУ в случаях, когда собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета самостоятельно.

ООО «МТсК» во исполнение указанного федерального закона осуществило обследование многоквартирных домов г. Волжска Республики Марий Эл на предмет возможности установки ОДПУ, о чем представило соответствующие акты и разработало локальные сметные расчеты по всем многоквартирным жилым домам.

На основании изложенного, Комиссией Марийского УФАС России в рамках рассмотрения данного дела анализировались действия ООО «МТсК» по соблюдению антимонопольного законодательства при установлении стоимости установки общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя по всем жилым домам, в которые общество осуществляет поставку тепловой энергии.

В локальные сметные расчеты на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные ООО «МТсК» в качестве обоснования стоимости установки ОДПУ в многоквартирных домах в г. Волжск, включены, в том числе, оборудование (средства), используемое для подключения ОДПУ к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, в частности - адаптер сотовой связи АССВ-030 и внешняя антенна.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанности, предусмотренные частью 5 Закона об энергосбережении, если это потребовало от сетевой организации совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

Законом об энергосбережении установлено, что собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее – Порядок).

Порядком определены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).

Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Из письменного пояснения ЗАО «Взлет» от 12.03.2015 исх. № Вз/Исх-308/15, являющегося производителем приборов учета, установку которых осуществляет ООО «МТсК», следует, что данные архивов могут быть либо выведены на дисплей, либо переданы по последовательному интерфейсу (RS-232) на внешние устройства. Согласно письму ЗАО «Взлет» от 11.09.2014 исх. № Вз/Исх-1159/14, представленному в рамках взаимодействия с Пензенским УФАС России следует, что указанные приборы учета можно эксплуатировать без средств автоматической передачи данных, то есть данные с прибора можно получить следующими способами: переписать информацию с индикатора вторичного прибора на бумажный носитель, с помощью считывателя архивных данных АСДВ-020, с помощью ноутбука посредством использования адаптера USB-RS232/RS-485.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации произвести принудительную установку приборов учета коммунальных ресурсов, в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирных домах такая обязанность не исполнена.

Оборудование (средства), используемое для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, не является составной частью приборов учета коммунальных ресурсов, в силу чего на него не распространяются положения Закона об энергосбережении, в части, обязывающей ресурсоснабжающую организация осуществлять его принудительную установку, а собственников помещений многоквартирного дома – оплачивать расходы ресурсоснабжающей организации на его установку.

В силу изложенного и в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, оснащение общедомовых приборов учета теплоснабжения оборудованием (средствами), используемым для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, оборудование (средства), используемое для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, не может быть установлено совместно с приборами учета коммунальных ресурсов без соответствующего согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Однако ООО «МТсК» согласия собственников помещений многоквартирных жилых домов на размещение дополнительного оборудования, а именно средст автоматической передачи данных при установлении общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не получало.

Соответственно, включение в состав платы, выставляемой гражданам за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, без соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома, является необоснованным.

Кроме того, подпунктом «е» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель коммунальных услуг обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Действия ООО «МТсК» по установке оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов привели к тому, что ООО «МТсК» фактически дублирует функцию исполнителя коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК) по снятию показаний с общедомового прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность собственников помещений многоквартирных домов устанавливать общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, оборудованные средствами, используемыми для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов.

Действия ООО «МТсК» по необоснованному включению в состав платы, выставляемой гражданам за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, повлекли ущемление интересов собственников в многоквартирных домах г. Волжска Республики Марий Эл, в которых были установлены данные общедомовые приборы учета в рамках реализации обществом положений Закона об энергосбережении.

В результате рассматриваемых действий ООО «МТсК», собственники помещений в многоквартирных домах г. Волжска Республики Марий Эл вынуждены нести необоснованные расходы на оплату оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов и его установку.

Таким образом, действия ООО «МТсК» по включению в состав платы, выставляемой гражданам за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, и работ по его установке (монтажу), были произведены с нарушением требований, установленных действующим законодательством, и повлекли за собой ущемление интересов других лиц.

         Кроме того, Комиссий Марийского УФАС России установлено, что рассматриваемые в рамках дела обстоятельства, а именно включение в плату, выставляемую собственникам помещений в многоквартирных домах г. Волжск Республики Марий Эл с 2013 года за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, необоснованно включенной стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов не устранены обществом на дату вынесения данного решения, в связи с чем Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

   1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» (пр. Ленинский, д. 24Г, 3 этаж,, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, ИНН 1215165477, ОГРН 1121215005251, КПП 121501001) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном включении в состав платы, выставляемой гражданам за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов, и работ по его установке (монтажу), которые повлекли ущемление интересов других лиц.

         2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                          М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                                   О.В. Ерошкина

 

                                                                                                                Н.В. Журавлева

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-28/14-2014

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

03 апреля 2015 года                                                                               г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Журавлева Н.В. – специалист 1 раздела отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 03.04.2015 по делу № 03-28/14-2014 о нарушении ООО «МТсК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

1.  В течение 1 месяца с момента получения настоящего предписания осуществить действия направленные на устранение нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем исключения из платы, выставляемой собственникам помещений в многоквартирных домах г. Волжска Республики Марий Эл за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя необоснованно включенной стоимости оборудования (средств), используемого для подключения приборов учета к автоматизированной системе коммерческого учета энергетических ресурсов и работ по его установке (монтажу).

  1. О выполнении указанного предписания ООО «МТсК» сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                                   О.В. Ерошкина

                                                                                     

                                                                                                               Н.В. Журавлева

 

Примечание:

В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны