Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/22-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  

председатель Комиссии:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

Журавлева Н.В. - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

с участием представителей:

от заявителя — не явились, надлежащим образом извещены,

от ответчика — по доверенности от 25.12.2013,

от заинтересованного лица: по доверенности от 25.12.2014 № 42 и по доверенности от 25.12.2014 № 37. От иных заинтересованных лиц представители не явились, надлежащим образом извещены,

рассмотрев дело № 03-28/22-2014, возбужденное в отношении ОАО «Мариэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 19.05.2014 года поступило заявление Прокуратуры Оршанского района (вх. № 3857) на действия ОАО «Мариэнергосбыт» (далее – гарантирующий поставщик, общество) в связи с установлением гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии.

Прокуратурой Оршанского района представлены сведения и документы относительно гражданки М., которая согласно договору энергоснабжения, заключенного в устной форме, потребляла поставляемую гарантирующим поставщиком электрическую энергию. В связи с задолженностью за потребляемую коммунальную услугу за период сентябрь-декабрь 2013 года 28 марта 2014 года ОАО «Мариэнергосбыт» осуществлено ограничение электроснабжения жилого дома данной гражданки.

Согласно представленным сведениям и документам ОАО «Мариэнергосбыт» приказом от 29.01.2014 № 15 утверждена величина расходов по оплате стоимости действий по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии для потребителей, присоединенных к электрическим сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ООО «ВСК», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Энергия» на период с 01.02.2014.

В соответствии с указанным приказом предусматривается взимание платы с граждан – потребителей электрической энергии, поставщиком которой является ОАО «Мариэнергосбыт», за действия по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии.

В рамках рассмотрения дела установлено, что ОАО «Мариэнергосбыт» приказом от 22.05.2014 № 102 утверждена величина расходов по оплате стоимости действий по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии для потребителей, присоединенных к электрическим сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ООО «ВСК», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Энергия» на период с 01.06.2014.

ОАО «Мариэнергосбыт» в письменных пояснениях от 18.06.2014 вх. № 4947 указало, что данный приказ утвержден обществом в соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, регулирующим правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее — Правила № 442).

По мнению ответчика, установление платы связано с наличием у гарантирующего поставщика права на взыскание расходов, связанных с осуществлением процедуры отключения (подключения) электрической энергии, а право требовать возмещения соответствующих расходов закреплено п. 24 Правил № 442.

При этом, правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не содержат запрета на возмещение соответствующих расходов.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены гражданка М., МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ООО «ВСК», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Энергия» (далее – сетевые организации).

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в письменных пояснениях от 30.09.2014 исх. № 28-18/6903 указало, что в соответствии с п. 24 Правил № 442 расходы по введению ограничения (возобновления) электрической энергии должны компенсироваться инициатором введения ограничения – ОАО «Мариэнергосбыт», что в полной мере соответствует условиям заключенного между обществами договора оказания услуг по передаче электоэнергии от 01.01.2013 № М-1.

ОАО «Энергия» в письменных пояснениях от 29.09.2014 исх. № 870, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в письме от 29.09.2014 исх. № 06-5642 и ООО «Волжская сетевая организация» в отзыве от 30.09.2014 исх. № 845 также  указали на положения п. 24 Правил № 442 и считает, что инициатор введения ограничения вправе потребовать с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления компенсации расходов на оплату сетевой организации по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению.

Вместе с тем, по мнению заявителя, требования гарантирующего поставщика об оплате стоимости отключения и в последствии подключения электрической энергии после погашения задолженности в полном объеме гражданам-потребителям электрической энергии, поставляемой в качестве коммунальной услуги являются незаконными.

С учетом изложенного, 20.08.2014 приказом руководителя Марийского УФАС России № 327 в отношении ОАО «Мариэнергосбыт» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограниче­ние, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбит­ражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толко­вания положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления домини­рующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из пере­численных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкурен­ции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (без­действие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать поло­жения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реали­зации контрагентами своих прав.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением при­знается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствую­щих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее тако­му хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обраще­ния товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия признания лица, занимающим доминирующее положение на рынке опре­деленного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конку­ренции, в том числе территориальными пределами), определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Приказом Марийского УФАС России от 30.06.2005 № 46 с изменениями от 07.12.2007 № 101, от 08.06.2009 № 55, от 18.04.2011 № 129 ОАО «Мариэнергосбыт» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными зако­нами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «купля-продажа (поставка) электрической энергии» с долей бо­лее 50% на территории Республики Марий Эл.

Постановлениями Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 03.10.2006 № 74 и от 12.03.2007 № 36 ОАО «Мариэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего постав­щика на территории Республики Марий Эл, за исключением зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, применительно к статье 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Мариэнергосбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии, и является хозяйствующим субъектом, на которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Однако ОАО «Мариэнергосбыт» в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции приказами от 29.01.2014 № 15 и от 22.05.2014 № 102 утвердило величину расходов по оплате стоимости действий по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии для граждан-потребителей, присоединенных к электрическим сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ООО «ВСК», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Энергия» с 01.02.2014 и с 01.06.2014 соответственно.

Указанные приказы утверждены в рамках представленных сетевыми организациями калькуляций на соответствующие виды работ, а именно на введение ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии.

В соответствии с п. 24 Правил № 442 инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», «ж» и «к» пункта 2 данных Правил, компенсации расходов на оплату действий исполнителя по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных  указанными Правилами.

Между тем, Правила № 442 не могут быть применены к отношениям сторон договора энергоснабжения, заключенного в целях поставки коммунального ресурса гражданам-потребителям.

В соответствии с п. 20 Правил № 442, введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством РФ.

В данном случае применяется постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) которые не предусматривают взимание с граждан-потребителей платы за услуги по возобновлению и ограничению подачи электрической энергии.

В рамках рассмотрения дела ОАО «Мариэнергосбыт» представлен перечень лиц, которым осуществлено ограничение (возобновление) режима потребления электрической энергии в связи с неоплатой данными гражданами-потребителями своевременно услуг по приобретению у гарантирующего поставщика коммунальной услуги в виде электрической энергии. Указанным лицам ОАО «Мариэнергосбыт» выставлялись счета к оплате за оказанные действия в соответствии с установленными приказами от 29.01.2014 № 15 и от 22.05.2014 № 102.

Однако ОАО «Мариэнергосбыт» надлежало осуществлять ограничение (возобновление) режима потребления данным гражданам-потребителям в соответствии с Правилами № 354, то есть бесплатно после погашения гражданами-потребителями задолженности по приобретенной электрической энергии.

Таким образом, действия ОАО «Мариэнергосбыт» по установлению гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии противоречат п. 20 Правил № 442 и Правилам № 354, что свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением ОАО «Мариэнергосбыт».

 

В процессе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Мариэнергосбыт» нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не устранено на дату вынесения данного решения, в связи с чем Комиссией Марийского УФАС России принято решение выдать соответствующее предписание.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях открытого акционерного общества «Мариэнергосбыт» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», выразившегося в установлении гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии.

2. Выдать открытому акционерному обществу «Мариэнергосбыт» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                             О.В. Ерошкина

                                                                                                

                           Н.В. Журавлева

 

Предписание № 03-28/22-2014

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«14» апреля 2015 года                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодатель­ства в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В. – заместите­ль руководителя - начальник отдела, членов Комиссии: Ерошкиной О.В. - ведущий специалист-экс­перт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Журавлева Н.В. – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, на основании своего решения от 13 апреля 2015 года о признании в действиях ОАО «Мариэнергосбыт» факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», выразившегося в установлении гражданам-потребителям платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 ста­тьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите кон­куренции»,

 

предписывает:

 

1. Открытому акционерному обществу «Мариэнергосбыт» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», для чего в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить действия по установлению и взиманию с граждан-потребителей Республики Марий Эл платы по введению ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии.

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Марийскому УФАС России с приложением письменных доказательств в трехдневный срок со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                             О.В. Ерошкина                                                                                                                    

 

Н.В. Журавлева

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны