Решение б/н О нарушении антимонопольного законодательства от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: Открытое страховое акционерное общество

 

Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «

 

Заинтересованные лица:

Управление Судебного департамента

Страховое открытое акционерное общество

 Открытое акционерное общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/24-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии,

члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

специалист первой категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе,

с участием представителей:

заявитель – по доверенности,

ответчик – по доверенности,

заинтересованное лицо, Управления Судебного департамента – по доверенности,

заинтересованное лицо, страхового открытого акционерного общества - не явились, надлежащим образом извещены,

заинтересованное лицо, страхового открытого акционерного общества - не явились, надлежащим образом извещены,

рассмотрев дело № 03-28/24-2014, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Открытое страховое акционерное общество в лице филиала (далее – ОСАО) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее — Марийское УФАС России) с заявлением об умышленном необоснованном занижении обществом с ограниченной ответственностью страховых тарифов при участии в запросе котировок на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности автотранспортных средств районных судов Республики Марий Эл.

По мнению заявителя, ответчик, рассчитывая страховую премию, необоснованно применил понижающие коэффициенты, исходя из территории преимущественного использования транспортных средств заказчика, в связи с чем нарушил постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» и часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

Указанные действия ООО нарушают права заявителя и других добросовестных страховщиков, лишая возможности честной победы в закупочной процедуре, нарушает нормальные условия конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, создает дополнительные конкурентные преимущества путем нарушения законодательства в части занижения регулируемых тарифов по рассматриваемому виду страхования.

 

Ответчик, общество с ограниченной ответственностью в лице филиала, в письменных пояснениях и при рассмотрении дела указало, что общество участвовало в запросе котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).

При расчете сумм страховых премий общество руководствовалось действующими на момент заключения контракта правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Поскольку в приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок транспортные средства заказчика числились за конкретными районными судами, поэтому обществом для автомобилей Йошкар-Олинского городского суда применен коэффициент 1,3; для автомобилей Волжского городского суда – 1, для автомобилей Медведевского, Звениговского, Моркинского, Советского, Сернурского районных судов - 0,7.

При этом ответчик отмечает, что при описании объекта закупки заказчик акцентировал внимание на необходимость оказания услуг обязательного страхования автогражданской ответственности для автотранспорта районных судов Республики Марий Эл.

 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены заказчик – Управление Судебного департамента, а также иные участники запроса котировок – страховое открытое акционерное общество, открытое акционерное общество.

Заинтересованное лицо, Управление Судебного департамента, при рассмотрении дела и в письменных пояснениях указало, что 06.05.2014 опубликовало извещение о проведении запроса котировок оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности автотранспорта районных судом Республики Марий Эл с начальной (максимальной) ценой контракта. Заявки на участие в запросе котировок подало четыре участника. По результатам рассмотрения и оценки заявок победителем запроса котировок признано ООО, предложившее наиболее низкую цену контракта. Заказчик при проведении запроса котировок руководствовалось статьей 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которой победителями запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Заинтересованное лицо, страховое открытое акционерное общество (далее - СОАО), при рассмотрении дела и в письменных пояснениях отметило, что ответчик необоснованно занизил страховые тарифы по ОСАГО при проведении спорного запроса котировок, что нарушает законные права и интересы общества и влечет негативные последствия в виде отсутствия возможности быть признанным победителем в условиях добросовестной конкуренции.

Заинтересованное лицо, открытое акционерное общество (далее - ОАО) в письменных пояснениях и при рассмотрении дела пояснило, что являлось участником запроса котировок. В случае, если ООО необоснованно занизило страховые тарифы по ОСАГО, то указанные действия не могут нарушать права и законные интересы общества, поскольку заявке ОАО присвоен последний номер.

 

Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Управление Судебного департамента разместило на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности автотранспорта районных судов Республики Марий Эл. Начальная (максимальная) цена контракта.

В указанном извещении содержалась информация о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхования, которая включала в себя: марку, тип, идентификационный номер <...> год выпуска, государственный номерной знак, мощность двигателя л/с, номер паспорт транспортного средства, период страхования, а также сведения о наименовании судов.

На основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 15.05.2014 для участия в запросе котировок поступило четыре котировочные заявки: ООО, СОАО, ОАО, ОСАО.

Согласно заявкам на участие в запросе котировок страховые организации представили следующие ценовые предложения: ООО - 33 535,25 руб., СОАО - 49 823 руб., ОАО - 52 157,14 руб., ОСАО - 50 462,11 руб. Победителем запроса котировок признано ООО.

По результатам запроса котировок Управление Судебного департамента и ООО заключили контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности автотранспорта районных судов Республики Марий Эл.

Полагая, что действия ООО являются недобросовестной конкуренцией, ОСАО обратилось в антимонопольный орган.

По результатам рассмотрения заявления приказом Марийского УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в незаконном получении конкурентных преимуществ путем занижения страховых тарифов при участии в закупке на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Участники закупки ООО, СОАО, ОАО, ОСАО являются страховыми организациями, о чем им выданы соответствующие лицензии, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Указанные хозяйствующие субъекты оказывают услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Марий Эл, а, следовательно, являются конкурентами по отношению к друг другу.

Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Приведенный в данной норме закона перечень нарушений не является исчерпывающим.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующие на основании указанного закона.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с этим законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей на момент проведения торгов) страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно статье 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (пункт 1).

Исходя из пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с названным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Уменьшение страховых тарифов путем изменения базовых ставок страховых тарифов и входящих в состав страховых тарифов коэффициентов свидетельствует о недобросовестной конкуренции.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в частности в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства (часть 2 статьи 9 Закона об ОСАГО в редакции на дату проведения торгов).

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства установлен для города Волжска Республики Марий Эл - 1, для города Йошкар-Олы – 1,3; для прочих городов и населенных пунктов – 0,7.

На основании пункта 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Согласно паспортов транспортных средств транспортные средства Ford Focus; Kia Spectra; ГАЗ-2217; Chevrolet Niva; Ford Focus, Chevrolet Niva, Chevrolet Cruze, KIA Ceed зарегистрированы в г. Йошкар-Оле, транспортное средство Шевроле Нива - в п. Сернур.

ООО при расчете страховой премии установило следующие коэффициенты: Chevrolet Cruze и Chevrolet Niva - «1,3», KIA Ceed - «1», а другие транспортные средства - «0,7». В то время как СОАО, ОСАО, ОАО применили при расчете страховой премии коэффициент «1,3», который предусмотрен для города Йошкар-Олы.

Таким образом, в нарушение норм закона размер страховой премии был занижен ООО с учетом необоснованно примененного коэффициента в зависимости от территории преимущественного использования транспортных средств.

Применив заниженный коэффициент страхового тарифа по территории преимущественного использования транспортного средства, общество получило преимущество перед другими участниками по результатам участия в конкурсе, а также привело к невозможности заключения контракта с другим страховщиком.

Данные действия общества антимонопольным органом квалифицируются как недобросовестная конкуренция, что является нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

По смыслу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции обязательным признаком недобросовестной конкуренции является наличие или угроза наступления соответствующих последствий, а именно причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение вреда их деловой репутации.

По смыслу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции обязательным признаком недобросовестной конкуренции является наличие или угроза наступления соответствующих последствий, а именно причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение вреда их деловой репутации.

Из материалов дела следует, что совокупный размер страховых премий за первое полугодие 2014 года на территории Республики Марий Эл составил для СОАО 4 523 744,38 руб., ОСАО - 208 072 руб., ОАО - 95 161,96 руб. Начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемому запросу котировок составляет 53 037,06 руб.

Незаконное изъятие части страховой премии ответчиком приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном товарном рынке, лишается возможности заключить договор ОСАГО со страхователем и несет (может нести) определенные убытки.

Таким образом, действия ООО, выразившиеся в незаконном получении конкурентных преимуществ путем занижения страховых тарифов при участии в закупке на право заключить контракт на оказание услуг, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Респуб­лике Марий Эл расценивает как нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конку­ренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать, ООО обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью в лице филиала в Республике Марий Эл факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном получении конкурентных преимуществ путем занижения страховых тарифов при участии в закупке на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                     

 

 

 

Предписание № 03-28/24-2014

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«31» марта 2015 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии– заместитель руководителя – начальник отдела; членов Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; – специалист первой категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе, на основании своего решения от 31.03.2015 № 03-28/24-2014 о признании в действиях общества с ограниченной ответственностью факта нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном получении конкурентных преимуществ путем занижения страховых тарифов при участии в закупке на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью в лице филиала в Республике прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания осуществлять исчисление размера страховой премии при участии в закупках на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью в лице филиала в Республике, в случае участия в закупках на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл о порядке исчисления страховой премии и представить расчёт страховой премии до «25» декабря 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                      

Члены Комиссии                                                                                  

 

                                                                                                      

 

 

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

                                                                                              ООО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание № 03-28/24-2014

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«31» марта 2015 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела; членов Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; – специалист первой категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе, на основании своего решения от 31.03.2015 № 03-28/24-2014 о признании в действиях общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» факта нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном получении конкурентных преимуществ путем занижения страховых тарифов при участии в закупке на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью в лице филиала прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания осуществлять исчисление размера страховой премии при участии в закупках на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью в лице филиала, в случае участия в закупках на право заключить контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл о порядке исчисления страховой премии и представить расчёт страховой премии до «25» декабря 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                      

 

Члены Комиссии                                                                                  

 

 

 

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны