Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/25-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя – начальника отдела, председатель Комиссии;

члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист- эксперт аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Журавлева Н.В. – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

рассмотрев дело № 03-28/25-2014, возбужденное в отношении ОАО «Энергия» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в изменении месторасположения прибора учета электрической энергии, а именно переноса данного прибора учета на фасад здания без согласия гражданина,

с участием представителей:

от заявителя — не явились, надлежащим образом извещены,

от ответчика:

- Тарасовой Е.М. – представителя ОАО «Энергия», действующей на основании доверенности от 01.09.2014 № 24;

 - Салихова Н.М. – представителя ОАО «Энергия», действующего на основании доверенности от 20.01.2015 № 01,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) 06.06.2014 поступило заявление гражданина о переносе ОАО «Энергия» без его ведома прибора учета электрической энергии на фасад здания.

В своем заявлении гражданин указывает, что при заключении договора от 04.10.2001 № 79 на энергоснабжение с ОАО «Мариэнергосбыт» установлена граница балансовой принадлежности и определена точка на которой устанавливается прибор учета электрической энергии. Однако 14.04.2014 ОАО «Энергия» самовольно изменило месторасположение прибора учета, перенеся его на фасад здания.

В письменных пояснениях от 22.07.2014 вх. № 6178 указал, что согласие на перенос прибора учета электрической энергии на фасад здания не давал и не согласившись с данными действиями обратился в ОАО «Энергия», но ответ обществом гражданину не направлен.

По результатам рассмотрения заявления гражданина на основании приказа Марийским УФАС России от 11.09.2014 № 371 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Энергия» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в изменении месторасположения прибора учета электрической энергии, а именно переноса данного прибора учета на фасад здания без согласия гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может быть установлено в соответствии с нормой ст. 5 Закона о защите конкуренции о том, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Энергия» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и на данное лицо, распространяются требования, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Одной из процедур технологического подключения является заключение договора (пункт 7 Правил).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

Пунктом 25.1 Правил № 861 установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 указанных Правил, должны быть указаны, в том числе точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В соответствии с пунктом 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) Правил должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В силу пункта 148 Основных положений, сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

- отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

- несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

За исключением случаев, указанных в пункте 148 Основных положений, согласование с сетевой организацией мест установки приборов учета не требуется.

Таким образом, в случае отсутствия возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, потребитель вправе самостоятельно определить место установки прибора учета.

Однако в данном случае согласно ранее заключенного договора энергоснабжения точка установки прибора учета определена в доме, но не на фасаде жилого дома и в течении 4 лет находилась именно там, что означает о существовании технической возможности.

Кроме того, средний срок службы прибора учета электрической энергии Меркурий 201.5, установленный гражданину, согласно паспорту счетчика, составляет 30 лет. Межповерочный интервал составляет 16 лет. Корпус защиты прибора учета, установленный заявителю согласно паспорту, предназначен для защиты от механических и климатических неблагоприятных факторов воздействия, от несанкционированного доступа, защиты от поражения электрическим током в результате короткого замыкания или перегрузки на электрической линии. Однако срок эксплуатации корпуса защиты составляет 25 лет, что на 5 лет меньше срока службы прибора учета электрической энергии, перенесенного с жилого дома на фасад здания.

Таким образом, ОАО «Энергия» своими действиями возложило на гражданина дополнительное бремя содержания корпуса защиты прибора учета, срок эксплуатации которого не совпадает со сроком службы установленного прибора учета.

Учитывая изложенное, в действиях ОАО «Энергия» по переносу прибора учета электрической энергии без ведома заявителя на фасад здания установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако в рамках рассмотрения дела ОАО «Энергия» указало, что прибор учета электрической энергии перенесен с фасада здания и установлен в жилом доме (на месте ранее установленного). По указанным обстоятельствам не возражал, а подтвердил в письменных пояснениях от 28.07.2014 вх. № 6319.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Энергия» (ИНН 1215098823; адрес места нахождения: ул. Зарубина, д. 51, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003; дата регистрации: 01.12.204) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в изменении месторасположения прибора учета электрической энергии, а именно переноса данного прибора на фасад здания без согласия гражданина.

2. Рассмотрение дела № 03-28/25-2014 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «Энергия».

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                                О.В. Ерошкина

 

                                                                                                        Н.В. Журавлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны