Предупреждение б/н Предупреждение № 03-29/02-2018 о прекращении нарушения антим... от 19 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/02-2018
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«19» марта 2018 года г. Йошкар-Ола

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» письмом от 07.02.2018 вх. № 1112 представило в Марийское УФАС России форму договора энергоснабжения с гражданами-потребителями.

Марийским УФАС России установлено, что на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл»: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/ размещена типовая форма договора энергоснабжения с гражданами-потребителями.

Однако Марийским УФАС России установлено, что условия, содержащиеся в данном договоре, не соответствуют положения пунктов 34 и 81 (13) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а, следовательно в действиях общества содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 20.03.2017 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в 2016 году занимало доминирующее положение.

В этой связи на ПАО «ТНС энерго Марий Эл» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Проанализировав типовую форму договора энергоснабжения с гражданами - потребителями, представленную ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в антимонопольный орган и размещенную на официальном сайте общества, Марийским УФАС России установлено, что гарантирующий поставщик навязывает потребителям дополнительные обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Пункт 3.3.5 данного договора предусматривает, что гражданин-потребитель обязан обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав гарантирующего поставщика о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки.

При этом Марийским УФАС России установлено, что данный пункт типовой формы договора энергоснабжения противоречит положениям пункта 81 (13) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), исключающего обязанность потребителя извещать гарантирующего поставщика о повреждении коллективного (общедомового) прибора учета, нарушения целостности его пломб, а также по обеспечению в течение месяца с момента выхода его из строя, нарушения целостности его пломб восстановления надлежащего учета и введение его в эксплуатацию.

Пунктом 3.3.7 типового договора энергоснабжения на потребителя возложена обязанность по информированию гарантирующего поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении (жилом доме), не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.

Однако подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 исключается обязанность всех потребителей информировать гарантирующего поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении (жилом доме), не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Более того, данная обязанность может быть возложена только на потребителей, у которых жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Также на потребителя неправомерно возложена обязанность по письменному уведомлению гарантирующего поставщика за 7 дней до прекращения прав владения или пользования жилым помещением (домовладением) и произведения полного расчета за потребленную электрическую энергию с гарантирующим поставщиком на дату прекращения права владения или пользования жилым помещением (домовладением) (пункт 3.3.8 договора).

Указанный вывод сделан в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена данная обязанность в отношении потребителей электрической энергии.

Таким образом, обязанности, установленные ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в пунктах 3.3.5, 3.3.7 и 3.3.8 типовой формы договора энергоснабжения, размещенной на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (по адресу: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/), противоречат требованиям, изложенным в Правилах № 354.

Действия ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по включению в типовой договор энергоснабжения данных пунктов свидетельствует о навязывании гражданам-потребителям невыгодных и прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами условий договора энергоснабжения, что содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «ТНС энерго Марий Эл» о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем приведения пунктов 3.3.5, 3.3.7 и 3.3.8 типовой формы договора энергоснабжения, размещенной на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (по адресу: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/), в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель

Связанные организации

Связанные организации не указаны