Предупреждение б/н предупреждение № 03-29/11-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/11-2017
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«11» мая 2017 года г. Йошкар-Ола

Марийским УФАС России в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл»: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/ установлено размещение типового договора энергоснабжения с гражданами-потребителями, содержащего невыгодные условия, что свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 20.03.2017 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» занимает доминирующее положение с долей более 80 %.

В этой связи на ПАО «ТНС энерго Марий Эл» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Проанализировав типовую форму договора энергоснабжения с гражданами - потребителями, размещенную на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл», Марийским УФАС России установлено, что гарантирующий поставщик навязывает потребителям дополнительные обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Пункт 3.3.3 данного договора предусматривает, что при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета нарушения целостности их пломб потребитель обязан немедленно сообщать об этом гарантирующему поставщику, а пунктом 3.3.4 установлено, что в течение месяца с момента выхода из строя коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, нарушения целостности его пломб, потребитель обязан обеспечить восстановление надлежащего учета и введение его в эксплуатацию.

Однако данные пункты типовой формы договора энергоснабжения противоречат положениям пункта 81 (13) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), исключающего обязанность потребителя извещать гарантирующего поставщика о повреждении коллективного (общедомового) прибора учета, нарушения целостности его пломб, а также по обеспечению в течение месяца с момента выхода его из строя, нарушения целостности его пломб восстановления надлежащего учета и введение его в эксплуатацию.

Пункт 3.3.5 типовой формы договора устанавливает, что при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета потребитель обязан ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца передавать гарантирующему поставщику или уполномоченному им лицу полученные показания, в том числе дистанционными способами: на сайте https://mari-el.tns-e.ru/population/, в том числе через личный кабинет потребителя; по номерам телефонов, указанным в платежных документах.

Однако указанный пункт не соответствует подпункту «к» (1) пункта 33 Правил № 354, в соответствии с которой на потребителя возлагается право, а не обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пункт 3.3.5 рассматриваемого договора энергоснабжения определен гарантирующим поставщиком в редакции Правил № 354, действующей до 01.06.2013. Между тем, в настоящее время данная обязанность не возложена действующим законодательством на граждан-потребителей.

Пунктом 3.3.8 типовой формы договора энергоснабжения определено, что потребитель обязан допускать гарантирующего поставщика в занимаемое жилое помещение (домовладение) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования (внутридомового оборудования и оборудования домовладения), проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем гарантирующему поставщику сведений о показаниях таких приборов учета.

Вместе с тем, указанный пункт не соответствует подпункту «ж» пункта 34 Правил № 354, который предусматривает возможность допуска гарантирующего поставщика в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 Правил № 354, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Пунктом 3.3.9 типового договора энергоснабжения на потребителя возложена обязанность по информированию гарантирующего поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении (жилом доме), не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.

Однако подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 исключается обязанность всех потребителей информировать гарантирующего поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении (жилом доме), не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Более того, данная обязанность может быть возложена только на потребителей, у которых жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Также на потребителя неправомерно возложена обязанность по письменному уведомлению гарантирующего поставщика за 7 дней до прекращения прав владения или пользования жилым помещением (домовладением) и произведения полного расчета за потребленную электрическую энергию с гарантирующим поставщиком на дату прекращения права владения или пользования жилым помещением (домовладением) (пункт 3.3.10 договора). Между тем данная обязанность в отношении потребителей электрической энергии действующим законодательством не предусмотрена.

Пунктом 3.3.13 типового договора энергоснабжения на потребителя возложена обязанность по представлению согласия на получение информации рекламного характера любыми способами. При этом в рассматриваемом договоре отсутствует указание на возможность отказа от получения информации рекламного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе платежных документов.

Информация, необходимая для указания в платежном документе, установлена в пункте 69 Правил № 354; информация рекламного характера не подлежит указанию в платёжном документе.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» необоснованно включило пункт 3.3.13 в типовую форму договора энергоснабжения в отсутствии волеизъявления потребителя, а также в отсутствии у потребителя возможности отказаться от включения его в договор энергоснабжения.

Кроме того, из раздела 3.1 типовой формы договора следует, что обязанности гарантирующего поставщика перед потребителем изложены в меньшем объёме, вопреки требованиям пункта 31 Правил № 354.

Таким образом, обязанности, установленные ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в пунктах 3.3.3- 3.3.5, 3.3.8-3.3.10 и 3.3.13 типовой формы договора энергоснабжения, размещенной на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (по адресу: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/), противоречат требованиям, изложенным в Правилах № 354.

Действия ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по включению в типовой договор энергоснабжения данных пунктов свидетельствует о навязывании гражданам-потребителям невыгодных и прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами условий договора энергоснабжения, что содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «ТНС энерго Марий Эл» о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем приведения пунктов 3.3.3- 3.3.5, 3.3.8-3.3.10, 3.3.13, а также раздела 3.1 типовой формы договора энергоснабжения, размещенной на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (по адресу: https://mari-el.tns-e.ru/population/contract/), в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель

Связанные организации

Связанные организации не указаны