Предупреждение б/н предупреждение № 03-29/36-2016 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/36-2016
О ПРЕКРАЩЕНИИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«08» сентября 2016 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

В Марийское УФАС России поступило заявление АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» от 28.07.2016 вх. № 9523 на действия                                       МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» по отказу в заключении договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод.

Так, 28.06.2016 АО «ГУ ЖКХ» были направлены в адрес МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» проекты договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод на 2016 год.

Однако предприятием письмом от 08.07.2016 исх. № 1299 отказано обществу в подписании данных договоров.

Согласно договору о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 30.10.2015 № БП/ГУЖКХ-ВКХ-7 АО «ГУ ЖКХ» во временном безвозмездном пользовании находятся сети холодного водоснабжения, водоотведения и канализационная насосная станция/160, расположенные по адресу: ул. Лебедева, д. 2, в/г 10А, г. Йошкар-Ола и сети холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся по адресу: ул. Лобачевского, д. 2, в/г 10, г. Йошкар-Ола.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011                   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644                 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила  № 644) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как «транзитная организация». Пункт 46 Правил № 644 устанавливает, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Таким образом, заключение договоров транспортировки воды и сточных вод для гарантирующей организации является обязательным в силу прямого указания закона.

На основании вышеизложенного, АО «ГУ ЖКХ» является транзитной организацией, а МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» - гарантирующей организацией, которая в свою очередь обязана заключить с АО «ГУ ЖКХ» договоры на транспортировку воды и сточных вод.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что существенными условиями договора по транспортировке сточных вод являются сроки и порядок оплаты оказанных услуг по договору. Аналогичные положения закреплены и в подпункте «з» пункта 48 и подпункте «е» пункта 52 Правил № 644.

Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пункт 3 статьи 16 Закона о водоснабжении устанавливает, что оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.

Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (пункт 3 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу пункта 5 статей 16 и 17 указанного закона, а также пункта 45 Правил № 644 договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды и типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». Согласно пункту 8 указанного нормативно-правового акта типовой договор по транспортировке сточных вод предусматривает указание в договоре тарифа на транспортировку воды и сточных вод, установленного на момент заключения договора.

Согласно приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25.11.2015 № 257-Т АО «ГУ ЖКХ» установлены тарифы на транспортировку воды и транспортировку сточных вод.

В проекте договора на транспортировку холодной воды указан тариф в размере 3,02 руб./куб.м, а в проекте договора на транспортировку сточных вод тариф равный 12,33 руб./куб.м., которые соответствуют установленным государственным органом тарифам.

Таким образом, договоры АО «ГУ ЖКХ» на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод соответствуют типовой форме договоров на предоставление данного рода услуги, а отказ МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» от заключения данных договоров (письмо от 08.07.2016 исх. № 1299), противоречит положениям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, что согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является услугой, оказывающей субъектами естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг холодного водоснабжения и на предприятие возлагается обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства и возникает обязанность в заключении обязательного в соответствии с пунктами 1 и 2 Правил № 644 договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод.

Отказ МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» от заключения указанных договоров содержит признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения п. 5 ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает МУП «Водоканал» о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем повторного рассмотрения заявления АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» от 28.07.2016 исх. № 01-05/246 о заключении договора по транспортировке холодной воды и договора по транспортировке сточных вод и направления в адрес общества подписанных проектов указанных договоров.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Вр.и.о. руководителя                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны