Предупреждение б/н предупреждение № 03-29/55-2016 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-29/55-2016
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«06» декабря 2016 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в порядке переадресации из Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления, также из Прокуратуры города Йошкар-Олы поступило заявление от 26.09.2016 вх. № 11974 на действия ОАО «Контакт», выразившиеся в навязывании ПАО «Нижегородский телевизионный завод им В.И. Ленина» и ОАО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» невыгодных условий договоров поставки резисторов.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.  

Вместе с тем Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон о государственном оборонном заказе) установлены особенности признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

В соответствии со статьей 3 Закона о государственном оборонном заказе под головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, признается лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Кооперацией головного исполнителя является совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.

Между ОАО «Контакт» и ПАО «НИТЕЛ» заключен договор от 18.11.2014 № 478-46 на поставку резисторов.

Между ОАО «Контакт» и АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» заключен договор от 11.01.2016 № 48-46 на поставку резисторов.

 Продукция по договорам является элементом военной продукции, изготовляемой во исполнение гособоронзаказа.

Согласно письму Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации № 1666 от 02.12.2016 вх. № 14422 ОАО «Контакт» является единственным производителем резисторов СП5-2ВА, СП5-16ВА, СП5-2ВБ, СП5-16ВБ, СП5-16ВВ, СП5-2В, ППБ-3А, ППБ-16Г, ППБ-25Г; СП5-3В, СП5-ВА. Информация представительством заказчика представлена из Перечня электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. (Перечень ЭКБ 11-2015 утвержден Министерством промышленности и торговли Российской Федерации).

Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации от 22.03.2016 исх. № 210/3/2/2216 серийным изготовителем и поставщиком резисторов категории качества «ВП»: СП5-16ВА, СП5-16ВБ, СП5-16ВВ, СП5-16ВГ ОЖО.468.519 ТУ, СП5-2В, СП5-2ВА, СП5-2ВБ, СП5-3В, СП5-3ВА (ОЖО.468.539ТУ), и категории качества «ОС»: ОС СП5-16ВВ (ОЖО.468.519ТУ, ОЖО.468.560ТУ), ОС СП5-2В, ОС СП5-2ВА, ОС СП5-2ВБ, ОС СП5-3ВЭ, ОС СП5-3ВА (ОЖО.468.539ТУ, ОЖО.468.560 ТУ) является ОАО «Контакт». Сведений о других поставщиках указанных изделий на территории Российской Федерации министерство не имеет.

Таким образом, ОАО «Контакт» является единственным производителем рассматриваемых резисторов, которые применяются при производстве продукции военного назначения, а, следовательно, общество занимает доминирующее положение на рынке производства и реализации указанных резисторов в географических границах территории Российской Федерации. В этой связи на ОАО «Контакт» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пп. 3 ч. 1. ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» осуществление расчетов между хозяйствующими субъектами в рамках государственного оборонного заказа должно осуществляться с использованием отдельного банковского счета.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель обеспечивает поставку продукции по государственному оборонному заказу, заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении, для каждого контрагента открывает отдельный банковский счет.

Статьей 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлено, что режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, а также списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях, устаноавленных пп «а»-«з» ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ  «О государственном оборонном заказе».

В целях соблюдения указанных требований ПАО «НИТЕЛ» 12.11.2015 исх. № 129-1835, 10.12.2015 исх. № 129-2227, 18.12.2015 исх. № 129-2392, 25.12.2015 исх. № 129-2666, 20.01.2016 исх. № 129-379, 22.01.2016 исх. № 129-583, 02.02.2016 исх. № 129-804 и 04.02.2016 исх. № 129-876 обратилось к ОАО «Контакт» с требованием о необходимости открытия отдельного банковского счета для осуществления расчетов по приобретаемым ПАО «НИТЕЛ» товарам у ОАО «Контакт».

Однако ОАО «Контакт» письмами от 26.11.2015 исх. № 46-5/478, от 29.01.2016 исх. № 46-5/478, от 11.01.2016 исх. № 46-5/478, от 11.02.2016 исх. № 46-5/478 отказало в удовлетворении заявленного требования.

Также АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» 06.10.2015 исх. № 260-4647 обратилось к ОАО «Контакт» с требованием о необходимости открытия отдельного банковского счета для осуществления расчетов по приобретаемым АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» товарам у ОАО «Контакт».

Вместе с тем, ОАО «Контакт» письмом от 06.10.2015 исх. № 46-5/48 отказало АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» в открытии отдельного банковского счета.

Таким образом, в рассматриваемом случае, ОАО «Контакт» не обоснованно отказало ПАО «НИТЕЛ» и АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» в открытии отдельного банковского счета и навязало данным контрагентам условия договора, невыгодные для них или не относящиеся к предмету договора (прямо не предусмотренные федеральным законом).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ОАО «Контакт» о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем повторного рассмотрения заявлений ПАО «НИТЕЛ» от 12.11.2015 исх. № 129-1835, от 10.12.2015 исх. № 129-2227, от 18.12.2015 исх. № 129-2392, от 25.12.2015 исх. № 129-2666, от 20.01.2016 исх. № 129-379, от 22.01.2016 исх. № 129-583, от 02.02.2016 исх. № 129-804 и от 04.02.2016 исх. № 129-876, АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» от 06.10.2015 исх. № 260-4647 и направить в адрес данных лиц подписанные проекты договоров с соблюдением требований ст. 8 и 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

И.о. руководителя                                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны