Решение б/н Решение о нарушении законодательства об электроэнергетике от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении законодательства об электроэнергетике

по делу № 03-38/02-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении законодательства об электроэнергетике в составе:

Председатель Комиссии:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ерошкина О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

Журавлева Н.В. – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

 

рассмотрев дело № 03-38/02-2015 о нарушении СНТ «Коммунальник» части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

в присутствии:

- законного представителя СНТ «Коммунальник – председателя Станкевича М.В.,

         - представителя СНТ «Коммунальник» - Байковой С.А., действующей на основании доверенности от 12.03.2015,

         - М.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ответчик по делу: Садоводческое некоммерческое товарищество «Коммунальник» (далее по тексту – СНТ «Коммунальник») (ул. Коммунальная, д. 1, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039).

СНТ «Коммунальник» (ОГРН 1021200759920, ИНН 1215037690) действует на основании Устава, утвержденного протоколом собрания уполномоченных СНТ «Коммунальник» от 31.03.2012.

Товарищество является некоммерческим объединением граждан, которое вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Предметом деятельности товарищества в соответствии с п. 3.1 Устава является удовлетворение потребностей членов товарищества в ведении садового хозяйства, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения членами товарищества садового земельного участка, предоставленного для товарищества.

П. 3.2 Устава определены цели товарищества, к которым относятся:

- планировка и благоустройство территории товарищества в соответствии с утвержденным проектом и в границах землеотвода;

- строительство коммуникации, объектов инженерной инфраструктуры, противопожарной безопасности, дорог, овоще и фрукто-хранилищ, коллективных стоянок личного транспорта, других строений и сооружений общего пользования;

- производство для личного потребления овощей, фруктов, ягод, цветов, лекарственных и декоративных растений;

- возведение жилых строений, бань, парников, хозяйственных построек для содержания домашней птицы, кроликов, хранения хозяйственного инвентаря и иное.

Заинтересованные лица:

1) Открытое акционерное общество Мариэнергосбыт (далее – ОАО «Мариэнергосбыт», гарантирующий поставщик).

ОАО «Мариэнергосбыт» создано в соответствии с действующим законодательством, в единый государственный реестр юридических лиц внесено  01.01.2005  ИФНС по г. Йошкар-Оле, ОГРН 1051200000015, ИНН 1215099739, КПП 121501001. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия <...> Адрес места регистрации: ул. Й. Кырля, д. 21, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

2) М. (ул. Эшпая, д. 114, кв. 43, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл).

 

Марийским УФАС России рассматривалось дело № 03-28/23-2014 в отношении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не подключении жилого дома гражданки М. к сетям электроснабжения предприятия. В рамках рассмотрения данного дела установлены признаки нарушения законодательства об электроэнергетике в действиях СНТ «Коммунальник», которые выразились в следующем.

Решением общего собрания от 15.03.2014 установлен определенный период электроснабжения жилых домов, расположенных в товариществе, а именно с 14.04.2014 по 16.11.2014. Согласно решения отчетно-выборочного собрания от 28.03.2015 подачу электрической энергии для потребления членами товарищества определено производить с 11.04.2015 по 15.11.2015.

СНТ «Коммунальник» является владельцем объектов электросетевого хозяйства (ТП-17П и КТП-160), к которым опосредовано присоединены члены товарищества (П.В. Андреев, Н.В. Бегаева Л.Г. Пальцева и иные). В рамках рассмотрения дела СНТ «Коммунальник» не отрицало данный факт, а напротив указывало, что является собственником сетей (письменные пояснения от 29.04.2015 вх. № 5226). С указанными лицами МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» подписаны акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

СНТ «Коммунальник» заключен договор энергоснабжения № 21100 от 29.12.2012 с ОАО «Мариэнергосбыт». Согласно данному договору ОАО «Мариэнергосбыт» осуществляет продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а СНТ «Коммунальник» обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Технологическое присоединение электросетей членов товарищества осуществлено в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается вышеуказанным договором, перечень точек поставки указан в приложении № 2 к данному договору.

         Согласно вышеуказанному договору право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю принадлежит ОАО «Мариэнергосбыт» в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Ответчик в письменных пояснениях от 29.04.2015 вх. № 5226 указал, что СНТ «Коммунальник» является садоводческим некоммерческим товариществом, а не дачным объединением и количество абонентов по потреблению электроэнергии от общего числа садоводов составляет 36%, в виду отсутствия необходимости ведения в зимнее время садово-огородных работ, а также исключения возгорания в садовых домиках по причине проникновения посторонних лиц или возникновения короткого замыкания в электропроводке. Обслуживание линий электропередач в зимний период не возможно, так как расчистка снега в зимний период не производится из-за зауженности проезда по линиям, подача электрической энергии в период с 17.11.2014 по 15.04.2015 не производилась.

Однако М. ранее обращалась в Марийское УФАС России с заявлением, которое послужило основанием для рассмотрения дела № 03-28/23-2014, о приобретении электрической энергии круглый год, в связи с чем ею была подана заявка в сетевую организацию МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и заключен договор на технологическое присоединение. Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, носит однократный характер, что установлено п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В связи с чем указанный договор в судебном порядке предприятием расторгнут с М.

Данное обстоятельство подтверждает, что ограничение подачи электрической энергии со стороны СНТ «Коммунальник» на определенный срок ущемляло интересы гражданки М., а также иных членов товарищества.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России установила, что действия СНТ «Коммунальник» по ограничению режима потребления электрической энергии потребителям товарищества, совершено с нарушением действующего законодательства по следующим основаниям.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) членов товарищества к электрической сети сетевой компании МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» осуществлено через СНТ «Коммунальник».

СНТ «Коммунальник» заключен договор энергоснабжения № 21100 от 29.12.2012 с ОАО «Мариэнергосбыт», которым определен перечень точек поставки электрической энергии, из чего следует, что на всех членов СНТ «Коммунальник была выделена определенная электрическая мощность на неограниченный срок.

Однако в нарушение указанного договора подача электрической энергии М. и другим членам товарищества прекращена со стороны СНТ «Коммунальник» в период с 17.11.2014 по 15.04.2015, что подтверждается решением общего собрания от 15.03.2014 и пояснениями М.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что подача электрической энергии в товариществе возобновлена на основании решения отчетно-выборочного собрания от 28.03.2015 с 11.04.2015. Из указанного следует, что электрическая энергия отсутствовала в период с 17.11.2014 по 10.04.2015.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю.

В силу ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (далее — Правила недискриминационного доступа) установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, понимается присоединение энергопринимающих устройства потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

Согласно имеющимся в материалах дела актам разграничения балансовой принадлежности электросетей, поставка и передача электрической энергии в нежилые помещения членов товарищества может осуществляться только через принадлежащие СНТ «Коммунальник» объекты электросетевого хозяйства и сети. Таким образом, СНТ «Коммунальник» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которое опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» энергопринимающие устройства членов товарищества.

         Таким образом, согласно договору энергоснабжения № 21100 от 29.12.2012 право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителям (членам товарищества) принадлежит ОАО «Мариэнергосбыт» в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

         Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

         Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в п. 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

         СНТ «Коммунальник» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений Законом об электроэнергетике. Соответственно, СНТ «Коммунальник» не наделено полномочиями прекращать энергоснабжение объектов, принадлежащих членам товарищества, даже в случае неоплаты товариществу коммунальных услуг, в виду отсутствия необходимости ведения в зимнее время садово-огородных работ, исключения возгорания и не возможности расчистки снега в зимний период.

         Кроме того, СНТ «Клммунальник» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети товарищества.

П. 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что антимонопольный орган уполномочен обеспечивать государственный контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Действие СНТ «Коммунальник» по препятствованию перетоку электрической энергии на объекты членов товарищества, имеющие своим результатом ущемление интересов данных лиц, квалифицировано Комиссией Марийского УФАС России как нарушение части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

         В рамках рассмотрения дела установлено, что решением отчетно-выборного собрания СНТ «Коммунальник» от 28.03.2015 подачу электрической энергии для потребления членами товарищества надлежит производить с 11 апреля 2015 года по 15 ноября 2015 года. Из указанного следует, что с 16 ноября 2015 года товариществом вновь будет осуществлено ограничение подачи электрической энергии членам товарищества на необоснованных условиях, в связи с чем Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике.

         Руководствуясь Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и статьями 23, 41, 49 и 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении законодательства об электроэнергетике,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях СНТ «Коммунальник» факт нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившимся в ограничении режима потребления электрической энергии потребителям – членам товарищества в период с 17.11.2014 по 10.04.2015 и инициирование ограничения режима потребления с 16.11.2015.
  2. Выдать СНТ «Коммунальник» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            М.В. Фадеева

 

Члены Комиссии                                                                            О.В. Ерошкина

 

                        Н.В. Журавлева

 

Предписание № 03-38/02-2015

о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике

 

21 мая 2015 года                                                                                                             г. Йошкар-Ола

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела № 03-38/02-2015 о нарушении законодательства об электроэнергетике в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В. – заместителя руководителя-начальника отдела, членов Комиссии: Ерошкиной О.В. –  ведущего специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Журавлевой Н.В. – специалиста 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», на основании своего решения от 21.05.2015 по делу № 03-38/02-2015 о нарушении СНТ «Коммунальник» части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

 

предписывает:

 

1. СНТ «Коммунальник» прекратить нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно по истечении десяти дней с момента получения настоящего предписания осуществлять переток электрической энергии в соответствии с действующим законодательством.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в срок до 20 ноября 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                                                        М.В. Фадеева

Члены Комиссии                                                                                                               О.В. Ерошкина

                                                                                                                                          Н.В. Журавлева

 

Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны