Решение б/н решение и предписание по делу № 03-38/03-2015 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении законодательства об электроэнергетике

по делу № 03-38/03-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении законодательства об электроэнергетике в составе: председатель Комиссии и члены Комиссии,

рассмотрев дело № 03-38/03-2015 о нарушении                                                                 АО «Деревообрабатывающий завод» ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

в присутствии: представителя ответчика по доверенности, представителя заявителя по доверенности и представителей заинтересованного лица по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России поступило заявление ОАО «РЖД» вх. 10810 от 08.09.2015 с жалобой на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 16.04.2012 № 4186/12.

В заявлении общество указывает, что указанным договором определена резервная точка поставки электрической энергии ТП-85, которая принадлежит АО «Деревообрабатывающий завод», однако в виду неисправного состояния данной трансформаторной подстанции она выведена из эксплуатации и на сегодняшний момент у ОАО «РЖД» отсутствует резервная точка поставки, что может привести к необратимым последствиям при выходе из строя трансформаторной подстанции через которую осуществляется основное электроснабжение.

Письмом от 10.12.2015 исх. № 03-13/10235 Марийское УФАС России отказало ОАО «РЖД» в возбуждении дела в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства об электроэнергии.

Однако в данном случае направления со стороны АО «Деревообрабатывающий завод» в адрес ОАО «РЖД» письма от 25.06.2014 исх. № 42 и письма от 17.10.2014 исх. № 68 создают угрозу наступления негативных последствий для ОАО «РЖД» по приобретению электрической энергии.

На основании изложенного, приказом Марийского УФАС России от 08.12.2015 № 183 в отношении АО «Деревообрабатывающий завод» возбуждено дело № 03-36/03-2015 по признакам нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), выразившимся в угрозе наступления негативных последствий для ОАО «РЖД» по получению электрической энергии на маневровый пост «железная дорога» станции Йошкар-Ола при прекращении подачи электрической энергии через ТП-376.

При рассмотрении дела АО «Деревообрабатывающий завод» не признало вменяемое ему нарушение. Кроме того, указало, что общество не обязано обеспечивать резервное питание маневрового поста «железная дорога» станции Йошкар-Ола через ТП-376, так как договором купли-продажи электрической энергии от 25.12.2012 № 11290, заключенным между заявителем и гарантирующим поставщиком установлено, что рассматриваемый объект относится к третьей категории надежности, а также трансформаторная подстанция № 376 в настоящее время неисправна и ее эксплуатация не возможна.

В рамках рассмотрения дела ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» сообщило и представило подтверждающие документы, что для точки поставки маневровый пост «железная дорога» станции Йошкар-Ола установлена вторая категория надежности.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало, что АО «Деревообрабатывающий завод» обязано обеспечивать наличие резервной точки электроснабжения рассматриваемого объекта и действия общества нарушают требования действующего законодательства в сфере электроснабжения и положения договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 16.04.2012 № 4186/12, заключенного между обществом и заявителем, так как в соответствии с Законом об электроэнергетике и Правилами № 861 ответчик не обладает соответствующими правами.

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении АО «Деревообрабатывающий завод» законодательства об электроэнергетике по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Согласно положениям абзаца 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа) установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Под опосредованным присоединением согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

Согласно сведениям, представленным ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 28.09.2015 исх. № 28-18/6350, передача электрической энергии на объект ОАО «РЖД» «железная дорога» маневровый пост станции Йошкар-Ола осуществляется по основной схеме электроснабжения через ТП-376, принадлежаащей ОАО «РЖД». Точка поставки по резервной схеме электроснабжения объекта «железная дорога» маневровый пост станции Йошкар-Ола согласована сторонами в дополнительном соглашении № 3 от 29.08.2013 к договору, согласно которому резервное электроснабжение рассматриваемого объекта осуществляется через ТП-85, принадлежащую АО «Деревообрабатывающий завод», опосредованно присоединенную к сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».

АО «Деревообрабатывающий завод» в рамках рассмотрения дела не отрицало, что ТП-85 принадлежит обществу, а также не отрицало, что ОАО «РЖД» для обеспечения резервного питания маневрового поста «железная дорога» станции Йошкар-Ола опосредовано присоединено к сетям через данную трансформаторную подстанцию. Указанное подтверждается имеющейся в материалах дела эксплуатационной инструкцией и актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанными между заявителем и ответчиком 25.07.2013.

Кроме того, из письменных пояснений общества следует, что данная трансформаторная подстанция находится в аварийном состоянии. Однако у общества отсутствует соответствующее заключение органа государственного энергетического надзора о ее неудовлетворительном состоянии, которое в силу абзаца 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ обязательно при утверждении о наличии аварийной ситуации.

Между ОАО «РЖД» и ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» заключен договор купли-продажи электрической энергии от 25.12.2012 № 11290, которым определена точка поставки электрической энергии: маневровый пост «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» станции Йошкар-Ола по основному и резервному электроснабжению через ТП-376 и ТП-85 соответственно.

Для осуществления электроснабжения рассматриваемого объекта между ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.04.2012 № 186/12, в котором определены основное и резервное электроснабжение через вышеуказанные трансформаторные подстанции.

Согласно пояснениям гарантирующего поставщика в рассматриваемом случае является необходимым наличие резервного электроснабжения, так как для точки поставки «железная дорога» маневрового поста станции Йошкар-Ола установлена вторая категория надежности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 14 (1) Правил № 861 отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Пунктом 108 приказа Ростехрегулирования от 27.11.2009 № 523-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения» ГОСТ Р 53431-2009 (далее - ГОСТ Р 53431-2009) определено, что маневровый пост - это пост управления централизованными стрелками маневрового района.

В соответствии с пунктом 25 ГОСТ Р 53431-2009 железнодорожная стрелка представляет собой часть железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма остряков, подвижного сердечника стрелочной крестовины.

Указанные элементы необходимы для управления и обеспечения безопасности движения поездов по железнодорожным путям.

Таким образом, маневровый пост должен оснащаться электрической энергией бесперебойно.

 В соответствии с абзацем 5 пункта 14 (1) Правил № 861 для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

В рассматриваемом случае для нормального функционирования маневрового поста «железная дорога» станции Йошкар-Ола обязательным условием является наличие основного и резервного питания электрической энергии.

Однако материалами дела установлено, что АО «Деревообрабатывающий завод», трансформаторная подстанция которого в силу подписанных актов разграничения балансовой принадлежности и вышеуказанных договоров поставки и передачи электрической энергии, обеспечивала резервное питание, прекратило на сегодняшний момент резервное электроснабжение на маневровый пост «железная дорога» станции Йошкар-Ола.

Так, письмом от 25.06.2014 исх. № 42 АО «Деревообрабатывающий завод» указало ОАО «РЖД», что с 01.07.2014 ТП-85 будет отключена для капитального ремонта на 20 дней. Далее письмом от 17.10.2014 исх. № 68 АО «Деревообрабатывающий завод» сообщило, что ТП-85 не будет восстановлена в связи с отсутствием необходимости для производства. Указанное в письмах отключение АО «Деревообрабатывающий завод» приведено в действие, что подтверждается пояснениями заявителя и ответчика.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в письменных и устных пояснениях указало, что АО «Деревообрабатывающий завод» не имеет правовых оснований осуществлять препятствие по передаче электрической энергии в точках резервной поставки электрической энергии и данные действия нарушают Закон об электроэнергетике и Правила № 861.

На момент рассмотрения дела ответчиком не представлено достаточных доказательств, отражающих неисправное состояние данной трансформаторной подстанции. Кроме того, на заседании Комиссии, состоявшемся 30.03.2016, представитель ответчика указал, что общество планирует продать ТП-85 иному собственнику, который обеспечит ее бесперебойное питание, что косвенно подтверждает исправность данной трансформаторной подстанции и возможность ее эксплуатации для передачи электрической энергии.

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства подтверждают тот факт, что действия АО «Деревообрабатывающий завод» содержат угрозу наступления негативных последствий для ОАО «РЖД» по получению электрической энергии на маневровый пост «железная дорога» станции Йошкар-Ола по резервному источнику питания, согласованному с гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, при прекращении подачи электрической энергии через ТП-376.

АО «Деревообрабатывающий завод» не является электроснабжающей организацией и сетевой организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение об отключении маневрового поста «железная дорога» станции Йошкар-Ола от резервного источника поставки электрической энергии.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России в соответствии с представленными документами и пояснениями лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия АО «Деревообрабатывающий завод» по направлению писем от 25.06.2014 исх. № 42 и от 17.10.2014 исх. № 68 в адрес ОАО «РЖД» подтверждают факт препятствования перетока электрической энергии на объект общества по резервному источнику питания при возникновении неисправностей на основном источнике питания ТП-376. Данные действия имеют своим результатом ущемление интересов заявителя и нарушают требования части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил                  № 861.

При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что  электроснабжение  резервного  источника  питания маневрового

поста «железная дорога» станции Йошкар-Ола АО «Деревообрабатывающий завод» не обеспечивается, следовательно, существует необходимость в выдаче обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике.

Руководствуясь Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и статьями 23, 41, 49 и 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении законодательства об электроэнергетике,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.

  1. Выдать АО «Деревообрабатывающий завод» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                           

Предписание № 03-38/03-2015

о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике

 

 

 

08 апреля 2016 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

         Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела № 03-38/03-2015 о нарушении законодательства об электроэнергетике в составе: председателя Комиссии Фадеевой М.В. – заместителя руководителя-начальника отдела, членов Комиссии: Журавлевой Н.В. –  специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Богдановой А.М. – специалиста 1 разряда отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, на основании своего решения от 08.04.2016 по делу № 03-38/03-2015 о нарушении АО «Деревообрабатывающий завод» части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

 

предписывает:

1.  АО «Деревообрабатывающий завод» прекратить нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания совершить действия по  восстановлению резервного питания объекта ОАО «РЖД»: маневровый пост «железная дорога» станции Йошкар-Ола электрической энергией через трансформаторную подстанцию № 85.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Марийское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                                                       

Члены Комиссии                                                                                                               

 

Примечание: В соответствии с ч. 2.3 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей..

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны