Решение б/н на положения извещения электронного аукциона «Поставка кров... от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-171/2022

10 марта 2022 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместитель руководителя начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> -  государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – ГКУ РМЭ «Управление капитального строительства» <…> (по доверенности №20 от 09.03.2022),

заявителя – ООО «Техноимпорт» <…> (по доверенности от 17.09.2019), рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО «Техноимпорт» от 03.03.2022 на положения извещения электронного аукциона  «Поставка кроватей больничных для объекта: «Строительство здания родильного отделения государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" (1-й и 2-й пусковые комплексы)» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru0808500000222000029 от 25.02.2022),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводится электронный аукцион «Поставка кроватей больничных для объекта: «Строительство здания родильного отделения государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" (1-й и 2-й пусковые комплексы)».

Извещение № 0808500000222000029 о проведении данного электронного аукциона размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 25.02.2022.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Из пункта 2 части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «Техноимпорт» на положения извещения о проведении электронного аукциона.

Заявитель полагает, что положения извещения указанного аукциона не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик в техническом задании установил технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию.

2.1.5.

Размеры сечения поперечин секций/ количество в секции:

 

2.1.6.

секция спины (единая)

Не менее 168*10 мм / 3 шт.

2.1.7.

тазобедренная секция

Не менее 168*10 мм / 6 шт.

2.2.4.

Сечение несущей профильной трубы рамы одинарного каркаса

Не менее 80*40 мм

4.3.

Клиренс (дорожный просвет): минимальная высота от пола до нижних элементов каркаса кровати

Не менее 180 мм

4.19.

Размеры прикроватного столика в комплекте

Не менее 1025х302х32 мм                                                                     (опция, из наличия на складе)

 

 

 

 

Заказчик с данным доводом не согласился, представил письменные пояснения по доводу жалобы из которых следует, что Заказчиком сформировано техническое задание извещения о закупке в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики предмета закупки с учетом требований Закона о контрактной системе.

Так, одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в пункте 4.19. описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к размеру прикроватного столика в комплекте «Не менее 1025*302*32 мм (опция из наличия на складе). Вместе с тем в пункте 5. «Комплект поставки» позиция «Прикроватный стол» отсутствует.

Таким образом, указанные требования Заказчика не позволяют однозначно понять значение «Опция из наличия на складе» при описании значения показателей товара, что может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, а также могут допускать разночтения или двусмысленное толкование о необходимости поставки прикроватного столика. 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы в части описания позиции 4.19 технического задания, в действиязх заказчика имеется части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

  1. Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчик неправомерно не установил ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

            Из пояснений Заказчика в возражениях на жалобу следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствуется имеющимися в каталоге товаров, работ и услуг наименованием товара. Согласно письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2021 №24-06-06/68799, от 21.07.2020 №24-03-07/63389 постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого изделия в Перечне.

Исследовав данный довод, Комиссия считает позицию заказчика ошибочной на основании следующего.

Пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень №1).

            Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД2/КТРУ – 32.50.50.190/32.50.50.190-00002381 (Кровать больничная).

Код ОКПД2 – 32.50.50.190 в Перечне № 1 к Постановлению № 102 отсутствует.

Вместе с тем, согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002381 (Кровать больничная), данная позиция должна применяться заказчиком, в том числе при закупке товара с кодом ОКПД2 32.50.30.110.

Установлено, что в Перечень № 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 включено наименование вида медицинского изделия – «Кровати медицинские функциональные», с указанием кода ОКПД2 – 32.50.30.110.

Комиссия Марийского УФАС приходит к выводу, что в данном случае заказчик должен был применить ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении объекта закупки, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка «Кровати больничной», что соответствует наименованию группы Перечня 32.50.30.110 «Кровати медицинские функциональные».

Ссылка заказчика на письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2021 №24-06-06/68799, от 21.07.2020 №24-03-07/63389 в рассматриваемом случае не принимается во внимание, поскольку в данных письмах излагалась позиция до внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с 01.01.2022), где имеется также позиция 32.50.30.110 (номер 164), согласно которой ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров при закупке мебели медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части  применяется за исключением закупки кроватей медицинских функциональных, ограничение и условия допуска которых (происходящих из иностранных государств) закреплено в постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.

Следовательно, довод Заявителя является обоснованным, в действиях заказчика не установившего ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 имеется нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

  1. Согласно доводу Заявителя, «Заказчик помимо характеристик, указанных в КТРУ применил дополнительные характеристики. Но не применил нормы Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №145 от 08.02.2017».

ГКУ РМЭ «Управление капитального строительства» считает, что заказчик имеет право на любую степень детализации характеристик предмета электронного аукциона, а значимость тех или иных требований предложенному к закупке товару заказчик определяет в соответствии с возложенными на него государственными функциями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

На основании пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктом «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Заказчиком при формировании описания объекта закупки были указаны как установленные в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002381 характеристики товара, так и не предусмотренные позицией КТРУ характеристики товара.

Согласно пункту 6 Правил заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил.

В описании объекта закупки и его показателей извещения установлено, что дополнительные характеристики введены в целях обеспечения надежности и удобства в эксплуатации.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы и информацию, признала их достаточными в части обоснования потребности Заказчика в установлении при описании объекта закупки характеристик «Кровать больничная», учитывая специфику деятельности лечебного учреждения для которых закупает товар.

Таким образом, данная позиция Заявителя является необоснованной.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Техноимпорт» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – ГКУ РМЭ «Управление капитального строительства» нарушение части 3 статьи 14, части  1 статьи  33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику - ГКУ РМЭ «Управление капитального строительства» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                 

 

 

Члены комиссии:                                                                         

 

  1.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны