Решение №ОЕ/1897/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-307/2024

23 апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; членов Комиссии:

<…> – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

<…> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

от Уполномоченного органа - Министерства образования и науки Республики Марий Эл: <…> (на основании доверенности), в отсутствие представителей Заявителя – ООО «Открытый урок», Заказчиков –ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В. Ломоносова», МОУ «Средняя школа № 4 г. Волжска Республики Марий Эл», МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы», надлежаще извещенных о месте, времени рассмотрения настоящего дела, рассмотрев жалобу ООО «Открытый урок» на положения извещения электронного аукциона «Шифр: 88-2024-нр51723 Поставка цифровых лабораторий в целях создания детского технопарка «Кванториум» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru0108200000224000011),

УСТАНОВИЛА:

Уполномоченным органом проводился электронный аукцион «Шифр: 88-2024нр51723 Поставка цифровых лабораторий в целях создания детского технопарка «Кванториум» национального проекта «Образование».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «Открытый урок» на положения извещения об осуществлении закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик установил, несоответствующий код ОКПД2 в извещении о проведении указанной закупки, а также Заказчиком неверно определен код КТРУ, следовательно, имеет место быть неверное установление ограничений по допуску иностранных товаров.

Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе:

  • наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5),
  • информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона (пункт 15).

В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ приняты, в том числе:

  • постановление от 10.07.2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878).
  • постановление от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617).

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее — Правила).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой

услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт

4).

На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

Согласно Извещению о проведении закупки, объектом закупки является поставка цифровых лабораторий в целях создания детского технопарка «Кванториум» (предметные области – физика, химия, экология, физиология, нейротехнология).

Заказчиком выбран код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», в извещении установлены ограничения допуска товаров, происходящих их иностранных государств согласно Постановлению № 617.

На основании положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В приложении № 1 к описанию объекта закупки Заказчиком указаны функциональные и качественные характеристики товара с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в качестве позиции КТРУ указан код 32.99.53.130-00000047 «Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования».

Указанная позиция предусматривает единственную характеристику товара, работы, услуги «Предметная область»: Алгебра, биология, География, Изобразительное искусство, Иностранный язык, Информатика, История России, Всеобщая история, Литература, Математика, Музыка, Обществознание, Основы безопасности жизнедеятельности, Основы духовно-нравственной культуры народов, Родная литература, Родной язык, Русский язык, Технология, Физика, Химия.

Из жалобы следует, что Заказчик должен был применить код ОКПД2 26.20.40.190 и использовать код КТРУ 26.20.40.190-00000007 для цифровых лабораторий по физике, код КТРУ 26.20.40.190-00000006 для цифровых лабораторий по химии, 26.20.40.190-00000002 для цифровых лабораторий по экологии, код КТРУ 26.20.40.190-00000008 для цифровых лабораторий по физиологии, код КТРУ 26.20.40.190-00000022 для учебной лаборатории по нейротехнологии.

Указанные действия Заказчика по неприменению кодов КТРУ нарушили правила применения механизма национального режима согласно статье 14 Закона о контрактной системе (должно быть применено Постановление № 878).

Из пояснений Заказчика следует, что описание объекта закупки выполнено по общему коду ОКПД2 32.99.53.132, поскольку данный код объективно более соответствует потребностям Заказчика и закупаемым товарам (закупаются не комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатных устройств, а учебное оборудование, предназначенное для использования в учебных заведениях для обучения).

Таким образом, Заказчик, пользуясь данным ему правом определил код ОКПД2 в соответствии со своими потребностями.

Изучив позицию сторон, Комиссия Марийского УФАС России отмечает следующее.

В материалах дела имеется письмо Министерства просвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2356/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественнонаучной и технологической направленностей».

Комиссия Марийского УФАС России установила, что применение кода ОКПД2 32.99.53.130 не противоречит письму Министерства Просвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2356/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественнонаучной и технологической направленностей».

В приложении № 5 к указанному письму установлен примерный перечень оборудования для центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», в том числе для таких предметных областей, как физика, химия, экология, физиология, нейротехнология. В данном письме указано, что перечень разработан, в том числе на основе кода ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Также, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду ОКПД2.

Следовательно, заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

Данная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19.

Комиссия Марийского УФАС России проанализировала содержание позиций КТРУ

26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.19000000002, 26.20.40.190-00000022 и установила, что позиции указанных КТРУ содержат справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающие под следующие коды ОКПД2:

  • 26.20.40.190 «Комплектующие и запасные части для вычислительных машин-принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки. Эта группировка в том числе включает:
  • шасси машины вычислительной электронной цифровой;- корпуса сервера;
  • шасси (корпус) принтера;
  • шасси (корпус) многофункционального печатающего устройства.

При этом, код ОКПД2 32.99.53.132 является дочерним кодом 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные), в том числе, на основе которого и сформирован установленные извещением код КТРУ 32.99.53.130-00000047.

Министерство образования и науки РФ в своем письме от 25.07.2016 года № 09-1790 определяет, что «Цифровые лаборатории для школьников» представляет собой комплекс профильных лабораторий по физике, химии, математике и другим предметам естественнонаучного цикла, оснащенных современным цифровым интерактивным и мультимедийным оборудованием. В состав лабораторий входят тематические комплекты по основным естественнонаучным направлениям (энергетика, экология, физиология, электроника), которые служат базой для проведения экспериментальных внеурочных занятий школьников. Модуль предназначен для проведения демонстрации, экспериментов и практикумов по изучению объектов живой и неживой природы, знакомства с альтернативными и возобновляемыми источниками энергии, а также для развития экологического мышления и экологически безопасной деятельности».

Комплектующие изделия по смыслу статьи 135 Гражданского кодекса РФ являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением. При этом принадлежность следует судьбе главной вещи (т.е. все комплектующие детали должны быть переданы вместе с товаром).

Вместе с тем, объектом закупки являются не комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств, а учебно-исследовательское оборудование, предназначенное для использования в учебных заведениях, для обучения учащихся данных учреждений, при этом, использование данного оборудования в иных целях не предусматривается. Целевым назначением закупаемого учебно-исследовательского оборудования в образовательном процессе является проведение учебных исследовательских проектов, практикумов, лабораторных и демонстрационных экспериментов, что полностью соответствует коду ОКПД2 - 32.99.53.130, и, соответственно, должно быть установлено ограничение в соответствии с Постановлением № 617.

Также на заседание Комиссии Марийского УФАС России представитель Уполномоченного органа представил сравнительную таблицу с обоснованием включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик, которые отсутствую в позициях КТРУ26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.19000000002, 26.20.40.190-00000022.

В частности, Заказчик при описании объекта закупки установил требования к дополнительному функционалу ПО Цифровой лаборатории по предмету химии. Указанная характеристика необходима Заказчику для обеспечения выполнения учащимися экспериментов по предметной области, проведения измерений в определенных диапазонах, свойственных исследуемой среде, высокой точности проводимых измерений, удобства использования цифровой лаборатории, однако данная характеристика отсутствует в КТРУ 26.20.40.190- 00000006.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на участие в названном электронном аукционе было подано 2 заявки: ИП У., ООО «АРГО» снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,5%.

ИП У. представил в составе заявки выписки из реестра промышленной продукции по всем лабораториям производителя ООО «Производственное Объединение «Зарница», а ООО «АРГО» представило выписки из реестра промышленной продукции производителей ООО «Научные развлечения», ООО «Релеон», ООО «Робиклаб», что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении данной закупки.

Таким образом, жалоба является необоснованной.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Открытый урок» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны