Решение б/н Марийским УФАС России в ходе мониторинга рекламы, распростра... от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

      •  
      • по делу № 012/05/5-455/2019
      • признании рекламы ненадлежащей

 

      1. сентября 2019 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

        

Резолютивная часть решения объявлена: «11» сентября 2019 года

Полный текст решения изготовлен: «12» сентября 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России,

рассмотрев дело № 012/05/5-455/2019, возбужденное в отношении гр. Д. по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), по факту распространения рекламы кабельного телевидения «Дом.ru»,

в присутствии представителя АО «ЭР-Телеком Холдинг» - Г. на основании доверенности № 6 от 24.10.2017,

в отсутствии гр. Д., надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в ходе мониторинга рекламы, распространяемой на территории г. Йошкар-Олы, выявлена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе, распространенная в почтовые ящики жилого дома, расположенного по адресу ул. Яна Крастыня, д. 6Б, г. Йошкар-Ола.

Определением от 21.08.2019 возбуждено дело № 012/05/5-455/2019 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в действиях гр. Д.

На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что рассматриваемый рекламный макет не был согласован обществом, гр. Д. в качестве подрядчика самостоятельно распечатал и распространил указанную рекламу.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав документы и пояснения по делу № 012/05/5-455/2019, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего.

Так, согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступает услуга по подключению кабельного телевидения Дом.ru.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена на фасаде здания у входа в магазин, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе указано, что в 2019 году в России перестанет работать эфирное ТВ. Вместе с тем, данные сведения являются недостоверными на основании следующего.

Так, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020)» решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания от 29.11.2018 утверждены План перехода Российской Федерации на цифровое телевизионное вещание и План поэтапного отключения аналогового вещания обязательных общедоступных телерадиоканалов в субъектах Российской Федерации. Согласно Плану поэтапного отключения аналогового вещания обязательных общедоступных телерадиоканалов в субъектах Российской Федерации, в Республике Марий Эл эфирное аналоговое обязательных общедоступных телерадиоканалов прекращено 03 июня 2019 года.

К обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся:

1. общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент Российской Федерации в целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации;

2. телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» от 24 июня 2009 года утвержден Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия-1), «Матч ТВ», «Телеканал «Россия – Культура» (Россия-К), «Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24), «Карусель», «Петербург – 5 канал», «Телекомпания НТВ», «Общественное телевидение России», «ТВ-ЦЕНТР Москва» — и радиоканалов: «Вести ФМ», «Маяк», «Радио России».

Вместе с тем, телеканалы, не относящиеся к обязательным общедоступным имеют право продолжить эфирное аналоговое вещание.

В связи с указанным, рассматриваемое утверждение о том, что «В 2019 году в России перестанет работать эфирное ТВ» является недостоверным в связи с тем, что на территории Российской Федерации меняется лишь вид транслируемого в эфир сигнала с аналогового на цифровой. При этом, вещатели, не попавшие в 1-й и 2-й мультиплексы имеют возможность продолжить эфирное вещание.

Указанное также подтверждается письмом Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл от 19.03.2019 № 1446-03/12.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно работы эфирного ТВ на территории России в 2019 году, что создает недостоверное восприятие рекламы ее потребителями и нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента 8 (927) 88-66-552, указанный в качестве контактного в рассматриваемой рекламе, принадлежит номерной ёмкости ПАО «МегаФон».

Согласно представленным ПАО «МегаФон» сведениям, данный номер выделен гр. Д.  на основании договора на оказание услуг связи № GF0002599836 от 02.10.201.

Согласно письменным пояснениям гр. Д.  вх. № 5800 от 30.05.2019 между ним и АО «ЭР-Телеком Холдинг» заключен договор подряда № 051-ПП от 01.11.2018, в соответствии с которым гр. Д. обязывается выполнять работы по принятию заявок на заключение с потенциальными абонентами общества договоров и (или) заказов на оказание услуг связи потенциальным потребителям в том числе от имени и в интересах АО «ЭР-Телеком Холдинг» осуществлять поиск абонентов и заключать с ними договоров на предоставление услуг связи: для целей кабельного вещания «Дом.ru», цифрового интерактивного телевидения «Дом.ru TV», телематические услуги, услуги по передаче данных и т.д.

В целях выполнения обязательств по заключенному договору подряда, в том числе поиска и привлечения потенциальных абонентов услуг связи, гр. Д. были изготовлены и распространены рассматриваемые листовки.

Так, гр. Д.  указал, что рассматриваемая листовка была изготовлена и распространена лицом самостоятельно в целях информирования потенциальных и действующих абонентов АО «ЭР-Телеком Холдинг» о возможностях предоставления соответствующих услуг и принятию гр. Д. заявок на подключение к соответствующим услугам связи и заключение договоров на оказание услуг связи.

Согласно письменным пояснениям АО «ЭР-Телеком Холдинг» от 18.06.2019 № ЙШК-02-05-250, от 04.07.2019 № ЙШК-02-05-276 для целей продвижения предоставляемых обществом услуг связи на рынке городе Йошкар-Олы общество использует маркетинговые коммуникации с потенциальными потребителями в том числе в форме листовок. В связи с чем, АО «ЭР-Телеком Холдинг» выступает в качестве рекламодателя, а рекламопроизводителями и рекламораспространителями выступают третьи лица, с которыми заключены соответствующие договоры.

Приказом АО «ЭР-Телеком Холдинг» от 09.01.2019 № ЙШК-02-02-02 «Об утверждении макетов рекламной кампании на январь-март 2019 г. в филиале в г. Йошкар-Ола АО «ЭР-Телеком Холдинг» утвержден макет рекламной кампании «Переход на цифровое вещание» на период с 09.01.2019 по 31.03.2019. Приложением к указанному приказу утвержден макет рекламной кампании следующего содержания: «В 2019 году Россия переходит на цифровое эфирное вещание. Успевай подключить кабельное телевидение Дом.ru. 53 канала. Без приставки. Без антенны. Подключите 1 р. Подробнее: 30-40-10».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе искажен утвержденный обществом макет рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Из анализа представленных документов и сведений, антимонопольный орган приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «ЭР-Телеком Холдинг», рекламопроизводителем и рекламораспространителем – гр. Д.

Вместе с тем, частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Недостоверные сведения, исказившие достоверность рекламной информации, были указаны вследствие ненадлежащего исполнения рекламопроизводителем гр. Д. обязанностей по надлежащему производству рекламы.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России в действиях гр. Д. установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в распространении недостоверной рекламы оказания услуг по подключению кабельного телевидения Дом.ru с формулировкой «В 2019 году в России перестанет работать эфирное ТВ», распространенной в почтовые ящики жилого дома, расположенного по адресу ул. Яна Крастыня, д. 6Б, г. Йошкар-Ола, с искажением информации, которое приводит к достоверному восприятию рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении распространения рассматриваемой рекламы с нарушением законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу оказания услуг по подключению кабельного телевидения Дом.ru с формулировкой «В 2019 году в России перестанет работать эфирное ТВ», распространенную в почтовые ящики жилого дома, расположенного по адресу ул. Яна Крастыня, д. 6Б, г. Йошкар-Ола, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать гр. Д. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии               

Связанные организации

Связанные организации не указаны