Решение №012/05/5-862/2019 материалы проверки, поступившие из прокуратуры города Йошкар... от 27 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/5-862/2019

о нарушении законодательства о рекламе

«27» января 2020 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: 22 января 2020 года

Полный текст решения изготовлен: 27 января 2020 года

рассмотрев дело № 012/05/5-862/2019, возбужденное в отношении ООО «» по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы «Ломбард 24 часа» по адресам: , в отсутствии лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) из Прокуратуры города Йошкар-Олы поступили материалы проверки комиссионных магазинов ООО «» по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, , следующего содержания:

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются комиссионный магазин ООО и ООО Ломбард «».

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе имеется следующая информация, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.  д. находится реклама «», а также табличка с режимом работы при входе в комиссионный магазин ООО «», где также указывается режим работы ООО «Ломбард ...». По адресу: г. Йошкар-Ола, ул. д. при входе в магазин также имеются аналогичные рекламные конструкции.

Прокуратура г. Йошкар-Ола провела опрос сотрудников ООО «» которые пояснили, что ООО «Ломбард ...» деятельность в г. Йошкар-Ола не осуществляет, а также не находится по вышеуказанным адресам. Также, из пояснений о деятельности комиссионного магазина ООО «» сотрудники пояснили, что при покупке у граждан имущества для продажи в комиссионном магазине составляются договоры купли-продажи, денежные средства клиенту возвращаются сразу, залог принятого имущества не осуществляется. После приобретения у граждан имущества, оно переходит в предпродажную подготовку: определяется стоимость товара для реализации в магазине.

По состоянию на 25.12.2019 в государственном реестре ломбардов ООО «» не состоит, а также в г. Йошкар-Оле ООО «Ломбард...» не зарегистрирована, поэтому по вышеуказанным адресам осуществляется деятельность только комиссионных магазинов.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами деятельности по осуществлению залога имущества, хранению вещей, урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах).

В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом, деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

По смыслу пункта 2 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в специальном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.

Из указанных норм следует, что наименование «ломбард» может использоваться при осуществлении деятельности только ломбардами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими деятельность в порядке, установленном Законом о ломбардах.

ООО «» не является ломбардом. Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «» является «46.18.2. Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле играми и игрушками, спортивными товарами, велосипедами, книгами, газетами, журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами, музыкальными инструментами, часами и ювелирными изделиями, фототоварами и оптическими товарами», также дополнительными видами деятельности являются «47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, 47.41 Торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах, 47.42 Торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах» и другие сходные виды деятельности по торговле бывшими в употреблении товарами в магазинах.

На фасаде здания комиссионного магазина «» по адресу:  расположена рекламная конструкция «24 часа», которая при прочтении может оказывать впечатление, что ломбард работает 24 часа, в связи с тем, что конструкция находится между коммерческим наименованием магазина «» и надписью «ломбард» на одной линии.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что указанная информация вводит потребителей в заблуждение относительно возможности осуществления ломбардом круглосуточной деятельности по оказанию названных услуг, выделяет его среди других ломбардов, осуществляющих деятельность не 24 часа (т.е. не круглосуточно), и может причинить убытки тем ломбардам, которые оказывают и рекламируют названные услуги в соответствии с действующим законодательством.

Использование словосочетаний «ломбард», «24 часа» в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно характера оказываемых ООО «» услуг, является недостоверным, а, следовательно, данная рекламная информация нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «», поскольку реклама находится на здании осуществляющего свою деятельность ООО «», а также реклама непосредственно направлена на привлечение внимания к комиссионному магазину общества.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России в действиях ООО «» установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в распространении недостоверной рекламы «Ломбард 24 часа» по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.  д. , ул.  д. .

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении распространения рассматриваемой рекламы с нарушением законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «» «Ломбард ..., распространяемую по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. д. , ул.  д. , поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «» () предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны