Определение б/н определение от 26 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  •   Определение
  • возбуждении дела № 012/05/28-45/2021
    • признакам нарушения законодательства о рекламе

«26» января 2021 года                                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы финансовых услуг ООО МКК «Нужноденьги»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы в г. Йошкар-Оле.

В ходе мониторинга была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27б, а также на офицальном сайте ООО МКК «Нужноденьги» (https://nyzhnodengi.ru/) https://fas1.tconf.rt.ru/c/5166919846 следующего содержания:

 

далее – Реклама,

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из анализа текста рекламы «Нужноденьги» следует, что объектом рекламирования выступают стимулирующее мероприятие и услуги по предоставлению займов, в том числе ООО МКК «Нужноденьги».

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена посредством размещения рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рекламе указано, что для участия в стимулирующем мероприятии необходимо «взять займ от 1000 рублей».

Однако существенная информация (о размере займа, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка, иное) отсутствует.

Таким образом, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы ООО МКК «Нужноденьги».

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка) (Письмо ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе».

В пункте 27 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что нормы статьи 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Таким образом, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.

В рассматриваемой рекламе сообщается, что для того, чтобы принять участие в розыгрыше необходимо «взять займ от 1000 рублей… и получи шанс выйграть ценные призы!»

Следовательно, в рекламе присутствует признак стимулирования, а именно – взять займ от 1000 рублей. Указанное условие побуждает человека принять участие с целью возможного получения материального блага, поощрения и получения ценных призов.

В рассматриваемой рекламе отсутствует следующая информация обязательная в силу статьи 9 Закона о рекламе: сроки проведения стимулирующего мероприятия, в части даты начала и окончания проведения акции, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.

Исходя из диспозиции статьи 9 Закона о рекламе, реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником.

Реклама акции «возьми займ от 1000 рублей… и получи шанс выйграть ценные призы!»  не содержит указания на то, какие именно сведения можно получить при обращении к соответствующему информационному источнику.

Таким образом, указанная рекламная информация содержит признаки нарушения статьи 9 Закона о рекламе.

Таким образом, спорная рекламная информация содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч.2 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ст. 9 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, статьи 9, части 7 статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель, рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась посредствам листовок по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27 «б» и на официальном сайте ООО МКК «Нужноденьги», и в интересах ООО МКК «Нужноденьги».

Таким образом, рекламодателем, рекламораспространителем является ООО МКК «Нужноденьги».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24,25 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

      1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-45/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ООО МКК «Нужноденьги» (юридический адрес: 425200, Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Чехова, дом 10, офис 308, ИНН: 1218002382).

3. Назначить дело № 012/05/28-45/2021 к рассмотрению на 18 февраля 2021 года в 11 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

4. Явка представителей лиц, участвующих в деле (с надлежащим образом оформленной доверенностью) обязательна.

5. ООО МКК «Нужноденьги» в срок до 15 февраля 2021 года представить в Марийское УФАС России

1) копию устава, иных учредительных документов ООО МКК «Нужноденьги»;

2) подробно описать все существенные условия получения займа;

3) мотивированную позицию по факту отсутствия всех существенных условий, влияющих на стоимость займа, а также описать порядок проведения новогоднего розыгрыша;

4) кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе;

5) указать, считает ли общество, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей и противоречит требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Представить мотивированную позицию;

6) соблюдены ли, по Вашему мнению, при размещении и распространении рассматриваемой рекламы требования статьи 9 Закона о рекламе? Представить письменную мотивированную позицию.

7) положение (иной документ) регламентирующий проведение стимулирующего мероприятия: «возьми займ от 1000 рублей… и получи шанс выйграть ценные призы!»;

8)  указать период размещения рекламной информации стимулирующего мероприятия ООО МКК «Нужноденьги;

9) кем были изготовлены и разработаны макеты спорной рекламы? Представить всю имеющуюся у Вас информацию, в том числе договоры оказания услуг и документы, подтверждающие их исполнение;

10) копию заявок на изготовление/размещение рассматриваемой рекламной информации;

11) копии договоров на распространение рассматриваемой рекламы;

   12) иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

 

Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                              

 

Примечание:

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны