Предупреждение №ПК/3571/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-610/2023 от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-610/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ

СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«07» июля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в порядке переадресации из Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл поступило обращение (вх. № 3751/23 от 24.05.2023) по вопросу правомерности размещения рекламных щитов в городском округе «Город Волжск».

Согласно Федеральному закону РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В соответствии с пунктом 26.1 части 1 Устава Городского округа «Город Волжск» от 30 июня 2005 года № 89, принятого решением Собрания муниципального образования городского округа «Город Волжск», к вопросам местного значения городского округа относятся  утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Таким образом, администрация городского округа «Город Волжск» является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия, которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания

В силу части 21.1 статьи 19 Закона о рекламе если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. 

Таким образом, законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Постановлением № 226 от 21.02.2019 администрации городского округа «Город Волжск» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории данного городского округа.

Специалистами Марийского УФАС России 08 июня 2023 года осуществлен осмотр рекламы, распространяемой на территории городского округа «Город Волжск» на предмет соответствия схеме рекламных конструкций фактически размещаемой рекламы на территории городского округа.

В ходе осмотра установлено, что расположение рекламных конструкций, размещенных на территории городского округа «Город Волжск», не соответствует утвержденной схеме рекламных конструкций.

Так, например, в данной схеме отсутствуют множественные баннерные панно,

в том числе по ул. Кошкина, 22А, 22Б, ул. Коммунистическая 4Б, ул. 107-Бригады, 5Е и другие.

Также, например, в утвержденной схеме отсутствует билборд, расположенный близи надлежащего билборда по ул. Кошкина (конечная остановка), а также по ул. Горная на въезде между домами 1 и 1А.

Кроме того, к примеру, в рассматриваемой схеме отсутствует рекламная конструкция малого формата «Сити-формат» павильонов ожидания на остановочных пунктах движения общественного транспорта вблизи дома 1 по ул. 107-Бригады.

Таким образом, в настоящее время на территории городского округа «Город Волжск» установлены множественные факты несоответствия размещенных рекламных конструкций схеме размещения рекламных конструкций.

При этом администрация городского округа «Город Волжск» на основании полномочий обязана надлежащим образом осуществлять деятельность по актуализации схемы размещения рекламных конструкций в соответствии с выданными разрешениями, предпринимать необходимые меры по демонтажу либо приведению в соответствие с действующим законодательством ненадлежащих рекламных конструкций.

Кроме того, при осмотре сайта администрации городского округа «Город Волжск» установлено, что действующая схема размещения рекламных конструкций, утвержденная Постановлением № 226 от 21.02.2019 администрации городского округа «Город Волжск», размещена в разделе «Архив нормативно-правовых актов» за 2019 год. Указанное место размещения схемы рекламных конструкций на официальном интернет ресурсе администрации, по мнению антимонопольного органа, является труднодоступным.

Так, в разделе «Архив нормативно-правовых актов» за 2018 год на странице 5 размещено Постановление № 597 от 31 мая 2018 года, которым утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Волжск», ранее действующая на территории данного городского округа.

Размещение действующей схемы в труднодоступном для пользователей месте на сайте администрации способно создавать барьеры для ознакомления лиц с действующей схемой размещения рекламных конструкций, и, как следствие, ограничивать конкуренцию на данном товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской

Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

В связи с тем, что администрация городского округа «Город Волжск» не предприняла всех необходимых и своевременных мер для надлежащего ведения учета рекламных конструкций, внесения в схему размещения рекламных конструкций и демонтажа незаконно установленных конструкций, лица, эксплуатирующие ненадлежащие конструкции без уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном недвижимом имуществе, без заключения такого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно без осуществления оплаты по такому договору, находятся в преимущественном положении перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые несут затраты, сопряженные с законным способом установки и эксплуатации рекламной конструкции.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, имеющие намерение легально осуществлять рекламную деятельность на соответствующем рекламном месте после участия в конкурсных отборах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, лишены данного права.

Таким образом, Марийское УФАС России усматривает признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в бездействии администрации городского округа «Город Волжск» при контроле по соблюдению требований действующего законодательства при размещении рекламных конструкций и ведении схемы размещения рекламных конструкций в данном городском округе, а также в бездействии по надлежащему размещению актуальной утвержденной схемы рекламных конструкций.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Кундышскую сельскую администрацию Медведевского муниципального района о необходимости в течении 60 дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

  1. привести схему размещения рекламных конструкций городского округа «Город Волжск» в соответствии с фактически размещенными рекламными конструкциями (билборды, баннерные панно, конструкции «сити-формат», светодиодные экраны, брандмауэры и иные), в том числе как путем демонтажа ненадлежащих рекламных конструкций, так и путем включения в схему выявленных администрацией конструкций, ранее не указанных в схеме размещения рекламных конструкций;
  2. разместить актуальную действующую схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Волжск» таким образом, чтобы ее размещение было доступным для пользователей сайта администрации.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Руководитель Марийского УФАС России

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны