Постановление №ОЕ/3729/23 постановление по делу об административном правонарушении № 0... от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу 012/04/14.3-584/2023 об административном правонарушении

 

«11» июля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя-начальника отдела <...>, рассмотрев протокол от «30» июня 2023 года об административном правонарушении и материалы дела № 012/04/14.3-584/2023, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя ИП О. (ИНН <...>, ОГРН <...>, зарегистрирован по адресу: <...>), в отсутствии ИП О, надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

Установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело 012/04/14.3-584/2023 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя О. по факту нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе по факту размещения рекламы «Таксопарк № 1 мощный смартфон за 109 рублей в день с баланса таксометра…», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ИП О. по адресу места регистрации направлено уведомление о составлении протокола от 05.06.2023 исх. № АБ/2870/23, копия уведомления возвращена в Марийское УФАС России.

Протокол об административном правонарушении от «30» июня 2023 года составлен специалистом - экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ, в отсутствии ИП О.

Копия протокола 012/04/14.3-584/2023 об административном правонарушении (исх. № ЭБ/3389/23 от 30.06.2023) вручена ИП О. 03.07.2023.

Место, время и дата рассмотрения административного дела № 012/04/14.3-584/2023 указаны в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, ИП О. был надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 07 сентября 2022 установлен факт размещения рекламы «Таксопарк № 1 мощный смартфон за 109 рублей в день с баланса таксометра…» следующего содержания:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама. Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования является предоставление смартфона за 109 рублей в день.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России приходит к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в спорной рекламе отсутствует информация о том, на каком основании стоимость «мощного смартфона» составляет 109 рублей в день, порядок приобретения смартфона, сведения о лице, реализующем смартфон, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Марийским УФАС России 07.11.2022 проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета была вынесена спорная рекламная информация. На рассмотрении большинство экспертов пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой. Эксперты указали, что в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и способах оплаты. Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что информация идентичная информации приведенной в рекламе: «Мощный смартфон за 109 рублей в день» размещалась на сайте https://0mega.ru/, который принадлежит ООО «Омега Про» (ИНН 1200008048, ОГРН 1221200003980, КПП 120001001).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором и учредителем ООО «Омега Про» является О. Марийское УФАС России обратилось к независимому ресурсу http://webarhive.ru/, который позволяет проверить внешний вид и содержание страницы в сети «Интернет».

Архивирование сайтов представляет собой процесс сохранения текущей версии сайта в архиве для последующих исследований, для архивирования используется специальное программное обеспечение - веб-сканер. В архивной копии сайта от 23.03.2023 имеются следующая информация:

«Мощный смартфон в рассрочку для водителей Яндекс.Такси: «Xiaomi Redmi Note 10 S (Gray) 109 руб/день. Рассрочка на 180 дней Встроенная память – 128 гб, оперативная память -8 ГБ, процессор – Media Tek Helio G 95 4 камеры – основная 64 МП, экран – 6.43” AMOLED , стоимость смартфона – 19620 р. Как это работает?

  1. Оставьте заявку на сайте и ожидайте звонка менеджера Мы перезвоним в течение 15 минут.

  2. Направьте документы для оформления договора через WhatsApp или другим удобным способом.

  3. Согласуйте время и место встречи с курьером Не забудьте захватить оригиналы паспорта и других документов.

  4. Встретьтесь с курьером, подпишите договор и заберите смартфон перед подписанием договора внимательно изучите раздел ответственность.

  5. подключитесь с таксопарку – партнеру и выполняйте заказы платеж за телефон будет списываться вашего таксометра.

Документы для оформления: водительское удостоверение, паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации ТС (СТС) Условия рассрочки:

        1. Стаж работы водителем в Яндекс.Такси – от 1 месяца

        2. Обязательное подключение к таксопарку – партнеру

        3. Первоначальный взнос – 0 руб.

  1. Срок рассрочки – 180 дней

  2. Досрочное погашение в любой момент.

Гарантии

        1. Договор купли-продажи

        2. Гарантия на смартфон – 1 год

        3. Подмена на время ремонта

        4. Ремонт не более 45 дней».

Вместе с тем в рекламе размещена лишь информация о возможности получения смартфона за 109 рублей в день.

Из содержания рассматриваемой рекламы не представляется возможным определить условия получения смартфона. Отсутствует информация о требованиях, предъявляемых к водителю, а также отсутствует информация о сроке, в течении которого телефон может быть выкуплен в рассрочку, о полной стоимости, о характере заключенного договора.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама размещена на автотранспортном средстве Рено логан, идентификационный номер VIN X7L4SRLV461781142, государственный знак Н185ХХ12. Согласно сведениям МВД по Республике Марий Эл (вх. № 507-ЭП/23 от 09.02.2023) собственником автотранспортного средства является ИП О.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцать тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Антимонопольным органом установлено, что ИП О. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ИП О. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: г. Йошкар-Ола, РМЭ;

Время совершения административного правонарушения: 07.09.2022 – дата осмотра вышеуказанной рекламы.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного ИП О. образуют:

- объект административного правонарушения – установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона – действия ИП О., направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»;

- субъект правонарушения – ИП О.;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП О. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП О. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП О. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП О. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ИП О. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы.

С учетом вышеизложенного, основания для применений ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Указанная позиция отражена в письме ФАС России №МШ/116843/22 от 27.12.2022.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить ИП О. административное наказание в виде размера штрафа в сумме 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,,

 

Постановила:

 

Привлечь ИП О. (ИНН <...>, ОГРН <...>, зарегистрирован по адресу: <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре) тысячи рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя - ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ// УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 40102810545370000075,

КБК 16111601141010003140

УИН 16100500000001463529

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела <...>

 

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

2023-4320

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны