Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-617/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, ... от 15 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-617/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«15» августа 2022 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

В Марийское УФАС России поступило обращение от 16.05.2022 вх.№4005 о необоснованной передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Марийским УФАС России установлено, что в соответствии с законом Республики Марий Эл № 82-З от 30.12.2006 «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» администрации городского поселения Мари-Турек переданы следующие объекты водоснабжения и водоотведения: водопроводные сети (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, в границах населенного пункта пгт. Мари-Турек), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, пгт Мари-Турек, ул. Комсомольская, д. 65а), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, пгт Мари-Турек, в 50 м на юг от д. 1а по ул. Нагорной), водозабор (Республика Марий Эл, Мари- Турекский район, пгт Мари-Турек, в 50 м на юг от д. 2а по ул. Юбилейной), канализационные сети (Республика Марий Эл, Мари- Турекский район, в границах населенного пункта пгт Мари-Турек), канализационные сооружения (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, пгт Мари-Турек, ул. Октябрьская, д. 33а), насосная станция (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, пгт Мари-Турек, 200 м на запад от д. 3а по ул. Лесной), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Китнемучаш, 50 м на юго-восток от д. 1), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Мари-Китня, 140 м на запад от д. 3), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Нижний-Турек, в 180 м на юг от д. 72), канализационные сооружения (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, в 145 м на северо-восток от д. 1 по р. Ноля), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, по р. Ноля, в 170 м на северо-запад от д. 1), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Русский Шолнер, в 240 м на северо-запад от д. 9), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Энгербал, ул. 70 лет Октября, д. 17а), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, с. Алексеевское, в 300 метрах на восток от д. 41 по ул. Центральной), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Мари-Возармаш, в 100 метрах к югу от д. 63 по ул. Центральной), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Мари-Ноледур, в 50 метрах на юг от д. 23 по ул. Мари-Ноледур), водозабор (Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, д. Русский Ноледур, в 300 метрах на юго-восток от д. 18 по ул. Русский Ноледур).

При этом  на протяжении 2014-2022гг. объекты водоснабжения и водоотведения передавались администрацией в безвозмездное срочное пользование МУП «Водоканал» на основании договоров о передаче в безвозмездное срочное пользование на основании договоров: от 02.09.2014 (заключен на основании протокола конкурса на право заключения договора безвозмездного срочного пользования №180714/0888630/01 от 26.08.2014, действует до 13.09.2019), от 16.09.2019 (заключен на основании Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование объектов нежилого фонда муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» №129 от 14.03.2012, действует до 31.12.2019), от 31.12.2019 (заключен на основании Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование объектов нежилого фонда муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» №129 от 14.03.2012, действует до 31.12.2020), от 11.01.2021 (заключен на основании Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование объектов нежилого фонда муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» №129 от 14.03.2012, действует до 31.12.2021), от 10.01.2022 (заключен на основании Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование объектов нежилого фонда муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» №129 от 14.03.2012, действует до 31.12.2022).

В основании заключения описанных договоров, в том числе договора,  действующего в настоящее время указана также статья 17.1 Закона о защите конкуренции. Также на указанную статью ссылается Администрация Мари-Турекского муниципального района в пояснениях от 14.06.2022 вх.№4844 в качестве оснований заключения договоров безвозмездного срочного пользования в отношении рассматриваемых объектов недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Закона от 21.07.2005 №115-ФЗ  «О концессионных соглашениях»  (далее – Закон о концессионных соглашениях)).

Объектами концессионых соглашений являются в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 часть 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии со статьей 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования содержаться также в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Так, особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены главой 7.1  Закона о водоснабжении и водоотведении.

Главой  7.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В части 2 статьи 41.1 Закона  о водоснабжении и водоотведении указано, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении)

Передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении не допускается.

В соответствии с частью 3  статьи 41.1 Закона о водоснабжении если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

В соответствии со статьей 51 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и которое необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании одного или нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно следующих условий: объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором или договорами аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору или таким договорам, входит в состав системы централизованного теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом;все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке; все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке; все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены до 1 января 2022 года; отсутствует подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная обеими сторонами договора аренды задолженность по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.

При этом, согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 названной статьи, является ничтожным.

Таким образом, договоры безвозмездного срочного пользования, заключенные администрацией городского поселения Мари-Турекского муниципального района в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, не соответствуют требованиям Закона о концессионных соглашениях, Закона о водоснабжении.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Правами собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении в соответствии со статьей 295 ГК РФ являются: собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Из поступивших документов не следует, что имущество (объекты водоснабжения, водоотведения) передано МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района на праве хозяйственного ведения.

Договор, действующий в настоящее время между МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района и администрацией городского поселения, не предполагает выплату денежных средства за пользование объектами муниципальной собственности. Фактически указанный договор определил безвозмездную передачу в пользование МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района муниципального имущества.

МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района по результатам оказания услуг водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения получает прибыль от осуществляемой деятельности. Однако указанные средства в бюджет муниципального образования не направляются. Также условия заключенного договора не содержат обязанности МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района по капитальному ремонту, реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона), и без соблюдения установленной формы договора в виде концессионного соглашения создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование МУП «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Одним из вопросов местного значения, соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в том числе городских поселений в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении полномочиями в сфере водоснабжения.

Кроме того, в соответствии с Уставами городского поселения Мари-Турек к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Устава городского поселения Мари-Турек Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл, утвержден решением Собрания депутатов Муниципального образования «Городское поселение Мари-Турек» от 30.08.2019).

Таким образом, в границах городского поселения полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения осуществляет администрация городского поселения Мари-Турек. Администрация городского поселения Мари-Турек является в настоящее время уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области установления порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях администрации городского поселения Мари-Турек Мари-Турекского муниципального района установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче имущества (объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Мари-Турек) без соблюдения требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает администрацию городского поселения Мари-Турек Мари-Турексого муниципального района о необходимости в шестидесятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий по обеспечению использования муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Мари-Турек муниципального района Республики Марий Эл на законных основаниях в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона от 21.07.2005 №115-ФЗ  «О концессионных соглашениях».

О выполнении предупреждения сообщить в Марийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны