Решение №ОЕ/6710/22 Решение ООО МКК УНО от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF





Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения:


ООО МКК «Уно»

443086, г. Самара,

ул. Ерошевского, д. 3. офис 10





РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/28-802/2022

о нарушении законодательства о рекламе


«24» ноября 2022 года г. Йошкар-Ола


Резолютивная часть решения объявлена: 24 ноября 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 24 ноября 2022 года


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела Ерошкина О.В.,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Буркова Э.В.,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Винокурова А.М.,

рассмотрев дело № 012/05/28-802/2022, возбужденное по факту распространения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) следующего содержания:


в отсутствии представителя ООО МКК «УНО», надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела,



УСТАНОВИЛА:


Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ООО «МКК «УНО» по признакам нарушения Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка.

Основанием для возбуждения дела явился проведенный специалистами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России осмотр наружной рекламы в городе Йошкар-Ола.

Из письменных пояснений ООО МКК «УНО» (рег. номер 8861/22 от 22.11.2022) следует, что рассматриваемая реклама изготовлена и размещена обществом без привлечения третьих лиц. Общество в рекламе указало все условия предоставления займов по акции 0%: «впервые оформляющим займ в ООО МКК «УНО», на сумму от 2 000 руб. до 30 000 руб., на срок до 14 дней. Займ считается бесплатным при оплате не позднее 4-го дня пользования. Плата за пользование займом: 0% в день с 1 по 4 день пользования займом». Далее в рекламе указаны условия предоставления займа при условии, что займ не будет погашен с 1-4 день: «1% в день (365% в год) с 5-го дня пользования займом».

Вместе с тем, общество полагает, что размещение в рекламной информации телефонного номера 8-800-333-22-34 позволяет потребителю при обращении по данному номеру получить всю подробную информацию об условиях предоставления займов обществом, в том числе о возрасте заёмщика.

При этом, при производстве и размещении рекламы общество посчитало шрифт достаточным для ознакомления с текстом под сноской «*».


Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Так, согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (организация «ЧестноДеньги», а также услуги данной организации по выдаче займов) и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вместе с тем, из правил предоставления микрозаймов, утвержденных № 1/11-10-19, следует, что займы ООО МКК «Уно» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил): физическим лицам – гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы общества на потребительские нужды (п. 3.1); дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 65 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 65 лет (п. 3.2); трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям, в связи с чем рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с указанием на выдачу займов «ВСЕМ».

Довод общества о том, что ссылка на номер телефона позволит заинтересованному лицу узнать более подробную информацию, включая возраст потенциального заемщика, является несостоятельным, поскольку указанный номер выполнен мелким нечитаемым шрифтом.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего услуги по выдаче займов (выполнен мелким нечитаемым шрифтом).

Между тем, Марийским УФАС России установлено, что услуги по выдаче займов с наименованием «ЧестноДеньги» оказывает ООО МКК «Уно», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО № 1903550009244 от 29.04.2019.

В нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена надлежащим образом до потребителей в рассматриваемой рекламе.

Также в рассматриваемой рекламе содержится условие выдачи займов: «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

Комиссией Марийского УФАС России отклоняется довод общества о том, что наличие в рекламной информации номера телефона позволяет потребителю при обращении по указанному номеру получить полную информацию об условиях предоставления займов обществом, в связи с тем, что наличие в рекламе информации о номере телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Кроме того, как было указано выше, номер телефона находится под сноской «звездочка», выполнен мелким шрифтом, поэтому с учетом расположения рекламы на уровне второго этажа фасада здания является нечитаемым.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о максимальном размере суммы займа, сроке займа, а также отсутствует иная существенная информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ООО МКК «Уно» следует, что реклама была изготовлена и размещена обществом самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Уно».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ООО МКК «Уно» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать ненадлежащей рекламу ООО МКК «Уно» «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается), размещенную на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью микрокредитной компании «Уно» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председатель Комиссии О.В. Ерошкина


Члены Комиссии Э.В. Буркова


А.М. Винокурова









2022-1301


Связанные организации

МКК Уно
ИНН 5402049460, ОГРН 1195476004151