Решение №АБ/1428/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-215/2024

27 марта 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии — <…> - заместителя руководителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти при участии представителей посредством видеоконференцсвязи: от ИП Б. - <…>  (на основании доверенности); от ГБУ РМЭ «Дворец молодежи Республики Марий Эл» - <…> (на основании доверенности); в присутствии представителей Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл — <…>, <…> (на основании доверенностей); рассмотрев жалобу ИП Б. от 21.03.2024 на действия комиссии по осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами по заказам (номер извещения в ЕИС № 0108500000424000884 от 11.03.2024)

установила:

Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами по заказам.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Так, в Марийское УФАС России 21.03.2024 поступила жалоба ИП Б. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении указанного электронного аукциона.

В жалобе указывается, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена его заявка ввиду несоответствия заявки требованиям извещения об осуществлении закупки. По мнению заявителя представленная в составе заявки на участие в закупке копия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подтверждает наличие право заявителя осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и также удовлетворяет требованиям извещения о проведении закупки в части представления документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Заказчик, уполномоченный орган с  доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых указали, что ИП Б. в составе заявки не представлена выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, как того требует извещение о проведении закупки, в связи с чем заявки участника была признана не соответствующей.

          Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Марийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 21.03.2024 заявка ИП Б. признана не соответствующей по основанию: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона №44 ФЗ).

В обосновании принятого решения указано, что в нарушение требований раздела 1 приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки участником закупки в составе заявки не представлена выписка из реестра лицензий, подтверждающая наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Выбранное комиссией по осуществлению закупок основание для признания заявки  ИП Б. не соответствующей соотносится пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки).

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 указанного Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что  в извещении о проведении закупки установлено требование о наличии у участника закупки в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, выданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Между тем, пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено следующее основание для признания заявки не соответствующей: непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в состав заявки на участие в закупке входят документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, комиссии по осуществлении закупки при рассмотрении заявок в рассматриваемом случае правильнее было выбрать именно пункт 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в качестве основания для признания заявки не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

Разрешая возникший между сторонами по делу спор, Комиссия Марийского УФАС России признает решение о признании заявки не соответствующей нарушающим нормы Закона о контрактной системе в связи со следующим.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе также предусматривается, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Установлено, что приложением № 4 к извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» Заказчиком и Уполномоченным органом установлено следующее требование к участникам рассматриваемой закупки: «Требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: документами, подтверждающими соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ являются выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности: перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).»

В соответствии  с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) предусмотрено, что, в том числе, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

Комиссия Марийского УФАС России установила, что ИП Б. в составе заявки была представлена копия лицензии от 20.06.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами № АК-21-000440, выданная на основании приказа Среднее-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В рамках рассмотрения жалобы представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки лицензии на право заниматься определенным видом деятельности в силу пункта 8 статьи 21 Закона о лицензировании является закрытым.

По мнению Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с указанной нормой, наличие лицензии возможно подтвердить исключительно выпиской из реестра лицензий, либо копией акта лицензирующего органа о принятом решении.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Марийского УФАС России такая позиция Заказчика, Уполномоченного органа является юридически ошибочной.

Так, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии (часть 3 статьи 9 Закона о лицензировании).

Согласно части 4 статьи 9 Закона о лицензировании лицензия действует бессрочно.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В реестре лицензий должны быть указаны лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Как следует из части 7 статьи 21 Закона о лицензировании информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Данные о лицензиях, содержащиеся в соответствующих реестрах лицензий, получают статус открытых данных при внесении соответствующей записи в соответствующий реестр, который ведется в электронном виде.

В соответствии с  пунктом 8 части 2 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.

Таким образом, учитывая, что информация о выданных лицензиях (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен) является общедоступной и открытой, выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа должна являться подтверждением соответствия участника закупки специальной правоспособности именно тогда, когда информация, содержащаяся в реестре лицензий не является открытой и общедоступной.

Следовательно, участник закупки в целях исполнения требований подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе может предоставить в составе заявки на участие в закупке любой документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии).

При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Данный вывод также отражен в письме ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссия Марийского УФАС России установила, что в электронном сервисе «Реестр лицензий Министерства транспорта Российской Федерации» содержится информация о лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами за номером № АК21-000440, выданная на имя ИП Б., которая является действующей и бессрочной.

Кроме того, Заявителем в рамках заседания комиссии представлена копия выписки из реестра лицензий, согласно которой, необходимая информация о лицензии ИП Б. содержится в указанном реестре и имеет статус «действующая».

Комиссия Марийского УФАС России особо обращает внимание заказчика и Уполномоченного органа на то, что действующее законодательство (подпункт «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе) не ограничивает перечень форм подтверждения наличия  у участника закупки специальной правоспособности.

В целях обеспечения конкуренции, равного доступа к государственным и муниципальным закупкам, основанных на принципах справедливости и добросовестности, которые предполагаются участниками гражданских правоотношений, подобный (излишне формальный) подход при осуществлении закупок является не допустимым.

Учитывая, что Заявитель при участии в обжалуемой закупке представленной копией лицензии подтвердил наличие правоспособности осуществлять деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и иных лиц автобусами, признание его заявки несоответствующей является неправомерным и нарушающим требования части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы признается обоснованным.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявки формально руководствовалась требованиями к содержанию и составу заявок на участие в закупке, которые фактически и привели к неправомерному признанию заявки не соответствующей, Комиссия Марийского УФАС России признает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Так, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе запрещает установление требований к содержанию и составу заявок, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, соответственно ограничение права участников закупки на выбор формы подтверждения соответствия специальной правоспособности является не законным.

Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Комиссия Марийского УФАС России полагает, что данное нарушение возможно устранить комиссии по осуществлению закупок, пересмотрев заявку Заявителя без внесения изменений в положения извещения обжалуемой закупки.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Марийского УФАС России принимает решение о выдаче в адрес комиссии по осуществлении закупок обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ИП Б. обоснованной.
  2. Признать в действиях ГБУ РМЭ «Дворец молодежи Республики Марий

Эл», Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики

Марий Эл нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Выдать комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, допустивших нарушение законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны