Решение б/н Акт плановой проверки № 106 от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Надпись: ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной службы
по Республике Марий Эл

ул. Волкова, 164, г. Йошкар-Ола, 424000
тел/факс  (8362) 42-08-55
e-mail: to12@fas.gov.ru

_______________  №  ________________

На №  __________  от  ________________

 
Надпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТ плановой проверки №_____

 

«30» сентября 2014 года                                                                     г. Йошкар-Ола

 

На основании приказа Марийского УФАС России от 11 сентября 2014 года № 369 проведена плановая выездная проверка в отношении Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (Республика Марий Эл, п. Медведево, ул. Советская, д. 20, ИНН 1207008569, ОГРН 1061218011392) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Проверка проводилась с 11 сентября 2014 года по 30 сентября 2014 года по месту нахождения проверяемого лица: Республика Марий Эл, п. Медведево, ул. Советская, д. 20.

Акт составлен заместителем руководителя — начальником отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий.

Копия приказа вручена председателю Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» _____ 12.09.2014, о чем имеется отметка на письме от 11.09.2014 № 02-04/7993, а также направлена по юридическому адресу органа местного самоуправления с помощью органа почтовой связи и получена 16.09.2014.

Лица, проводившие проверку:

______ – заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России;

______ – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

______ - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов.

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: 2012 год, 2013 год, январь-сентябрь 2014 года.

Собрание депутатов муниципального образования «Медведевский район» является представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

Собрание депутатов состоит из 28 депутатов, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (статья 24 Устава муниципального образования «Медведевский муниципальный район»).

Согласно статье 26 Устава муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального района находятся: 1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 2 статьи 26 Устава муниципального образования «Медведевский муниципальный район» иные полномочия и компетенция Собрания депутатов муниципального района: 1) устанавливает порядок использования официальных символов муниципального района; 2) назначает местный референдум; 3) выходит с инициативой о проведении референдума совместно с главой администрации муниципального района; 4) назначает муниципальные выборы; 5) назначает голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района; 6) выходит с инициативой о проведении публичных слушаний, опросов; 7) по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов муниципального района; 8) утверждает условия контракта для главы администрации муниципального района в части осуществления вопросов местного значения и назначает это лицо; 9) принимает решения о досрочном сложении полномочий главы муниципального района, главы администрации муниципального района по основаниям, предусмотренным соответственно подпунктами 2, 8, 9 статьи 34 и подпунктами 2, 8, 9 статьи 41 настоящего Устава; 10) по представлению главы администрации муниципального района Собрание депутатов принимает решение об учреждении органа администрации муниципального района и наделении его правом юридического лица, утверждает Положение об этом органе; принимает решение об учреждении отраслевых, функциональных органов администрации муниципального района в качестве юридических лиц и утверждает положения о них; 11) реализует право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл; 11.1) заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального района, главы администрации муниципального района о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов муниципального района, о деятельности контрольно-счетной палаты; 12) назначение на должность председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты; 13) утверждение структуры и штатной численности контрольно-счетной палаты; 14) утверждение Положения о контрольно-счетной палате; 15) другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом.

Регламент Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 21.10.2009 № 1-V. Решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 27.08.2013 № 227-V в указанный регламент внесены изменения и дополнения

При проведении проверки выявлены следующие нарушения антимонопольного законодательства.

1. Решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 04.06.2014 № 346-V утверждено Положение об аренде земельных участков, находящихся в собственности или введении муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

Согласно Положению арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков с учетом особенностей использования земельных участков, указанных в приложении к положению и рассчитывается, если иные способы расчета не установлены федеральными законами и положением, по следующей формуле: А= Сзн х Кст х Ка х Ки х S, где

А - размер годовой арендной платы, руб.;

Сзн - налоговая ставка земельного налога;

Кст - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка;

Ка - корректирующий коэффициент к ставкам арендной платы, в зависимости от вида использования земель и категорий арендаторов, согласно таблице №1;

Ки — коэффициент инфляции, определяемый как произведение (с округлением до трех знаков после запятой) предельных годовых уровней инфляции начиная с 2008 года по год, предшествующий текущему, и уровня инфляции на текущий финансовый год, утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Уровень инфляции на текущий финансовый год принимается равным прогнозируемому уровню инфляции по состоянию на 1 января текущего года.

S – площадь земельного участка, кв.м.

В таблице № 1 указанного положения установлены корректирующие коэффициенты к ставкам арендной платы, в зависимости от вида использования земель и категории арендаторов, в том числе, под объектами торговли.

Так, для коммерческих киосков, торговых павильонов, за исключением газетно-журнальных, субъектов торговли, реализующих алкогольную продукцию, установлен корректирующий коэффициент к ставке арендной плате - 27, а для отдельно стоящих зданий, используемых для осуществления торговой деятельности (торговые центры, магазины и т. п.) и оказания услуг населению (парикмахерские, гостиницы, ателье по пошиву одежды, стоматологические кабинеты и др), предприятия общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.п.), газетно-журнальные киоски (павильоны) — 7.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством РФ принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582), которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Исходя из формулы определения годовой арендной платы, указанной в решении от 04.06.2014 № 346-V, коэффициенты, применяемые в зависимости от вида деятельности арендатора, имеют весомое влияние на итоговый размер арендной платы. Установление различных корректирующих коэффициентов в рамках одного вида хозяйственной деятельности - розничная торговля, создаёт необоснованное преимущество для размещения более крупных отдельно стоящих объектов розничной торговли, для которых арендная плата определяется в меньшем размере, нежели для киосков мелкорозничной торговли (без торговой площади), что противоречит Постановлению № 582.

Применение установленных решением корректирующих коэффициентов, характеризующих вид деятельности арендатора и целевое использование земельного участка, может создавать условия для сокращения числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю.

Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, в действиях Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления различных корректирующих коэффициентов, характеризующих вид деятельности арендатора и целевое использование земельного участка, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. Также Собранием Депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» 04.06.2014 № 345-V утверждено Положение об аренде муниципального имущества муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

Согласно пункту 1.4 указанного положения арендаторами могут быть любые юридические лица, включая муниципальные предприятия, и физические лица.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в пункте 3.1 и пункте 3.4 указанного Положения, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (пункт 3.5 Положения).

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее — Порядок).

В силу пункта 17 Порядка участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Из содержания рассматриваемого Положения следует, что субъектами права аренды могут быть только юридические и физические лица. При этом пункт 3.5 Положения определяет порядок проведения конкурсов или аукционов, а не круг потенциальных претендентов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Таким образом, Положения пункта 1.4, противоречащие требованиям пункта 17 Порядка, исключают из числа потенциальных претендентов на право заключения договоров аренды муниципального имущества индивидуальных предпринимателей, сужают круг участников конкурентных процедур, препятствуют деятельности таких участников, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, согласно пункту 2.4 параграфа «Порядок передачи имущества в аренду» указанного Положения заявления юридических и физических лиц с предложением о передаче в аренду имущества направляются в Комитет и должны включать следующие сведения: 1) для юридического лица: полное наименование с указанием организационно-правовой формы, юридический адрес, фактическое местонахождение (для направления корреспонденции); для физического лица: фамилия, имя, отчество, паспортные данные; б) виды деятельности лица; в) предполагаемое целевое использование имущества; г) предполагаемое месторасположение имущества, его площадь; д) срок аренды.

Заявки регистрируются администрацией в день их подачи. Заявки юридических лиц, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие в законодательством, не рассматриваются.

Рассмотрение заявок и принятие решений по ним производятся Комитетом в месячный срок со дня поступления заявления. При положительном решении по заявке Комитет представляет заявителю проект договора аренды. При отрицательном решении Комитет направляет заявителю обоснованный отказ.

В пункте 2.5 Положения предусмотрено, что для оформления договора аренды к заявлению должен прилагаться следующий пакет документов, подтверждающих сведения о юридическом (физическом лице):

а) копии документов о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, учредительных документов (выписки из учредительных документов);

б) паспорт для физических лиц, не зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Копии документов, а также выписки из них должны быть заверены нотариально, либо могут быть сверены Комитетом при предоставлении подлинников заверяемых документов.

Для оформления долгосрочного договора аренды дополнительно должен  прилагаться пакет документов, необходимый для осуществления его государственной регистрации, предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, в Положении об аренде муниципального имущества  совмещены понятия заявления и заявки на участие в конкурсе, а, следовательно, положения пункта 2.5 подлежат применению и к заявке участника.

Однако требования к содержанию заявки на участие в конкурсе установлены пунктом 52 Порядка и не содержат права требования от заявителя на участие в конкурсе предоставления указанных в пункте 2.5 Положения.

Так, согласно пункту 52 Порядка заявка на участие в конкурсе должна содержать:1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) документы, характеризующие квалификацию заявителя, в случае если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса;

д) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации; учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

ж) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) предложение о цене договора, за исключением проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;

3) предложения об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;

4) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

При этом пунктом 53 Порядка предусмотрено, что не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями «а» - «в», «д» - «ж» подпункта 1, подпунктами 2 - 4 пункта 52 указанных Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.

Требование о предоставлении копии документов о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, учредительных документов (выписки из учредительных документов) без исключения для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе является нарушением пункта 52 Порядка.

Требование не предусмотренных действующим законодательством документов является незаконным и может привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, при проведении проверки установлено нарушение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район», связанном с не приведением в соответствии с действующим антимонопольным законодательством Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Медведевский муниципальный район, утвержденного решением от 04.06.2014 № 345-V, в части пункта 1.4 не соответствующего пункту 17 Порядка, пункта 2.5 не соответствующего пункту 52 Порядка.

 

Сведения о проведенной проверке в журнал учета проверок записи не вносились в связи с непредставлением указанного журнала проверяемым лицом.

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

__________________________                                                          

 

__________________________                           

__________________________                                                   

 

Акт составлен в 2-х экземплярах на 9 листах

 

 

 

С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта получен: ___________________________

                                                                                                (дата, должность, подпись, расшифровка)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны