Решение №АБ/993/23 решение № 012/06/106-155/2023 от 2 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-155/2023

 

27 февраля 2023 года                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии представителей заказчика – ГБУ РМЭ «Безопасный город» - руководителя <...> (приказ № 195 л/с от 08.07.2019), <...> (доверенность № 00000000005 от 21.02.2023),

в отсутствие представителя ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени заседания,

рассмотрев жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» от 19.02.2023 на действия Заказчика при проведении открытого электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для поддержания работоспособности системы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200027623000003 от 07.02.2023)

 

установила:

 

Заказчиком проводится открытый электронный аукцион на поставку камер видеонаблюдения для поддержания работоспособности системы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200027623000003 от 07.02.2023).

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия ( бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России года поступила жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» от 19.02.2023 на действия Заказчика при проведении открытого электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для поддержания работоспособности системы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Заявитель полагает, что Заказчиком, при проведении вышеуказанного открытого электронного аукциона, неправомерно не был установлен запрет, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как объектом закупки является поставка камер видеонаблюдения, данные электронные устройства являются непосредственным материальным носителем программного обеспечения.

В обосновании своих доводов Заявитель указывает, что неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение (далее - ПО), обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления. Закупаемые Заказчиком устройства являются электронно-вычислительной машины со встроенным ПО, ввиду чего у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск ПО для обработки и кодировании видеоинформации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, согласно которым объектом закупки является поставка камер видеонаблюдения (ОКПД 2 26.70.13.000 «Видеокамеры цифровые», код позиции КТРУ 26.70.13.000-00000004), включенная в перечень товаров по которым установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление 878).

В описании объекта закупки, а также КТРУ отсутствует требование о наличии в камерах видеонаблюдения в качестве характеристик товара наличие ПО и не определено его значение. Исходя из положений Постановления № 1236 следует, что под ПО понимается, в том числе поставка ПО на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка ПО. Камера видеонаблюдения не является материальным носителем, поскольку фактически не имеет загружаемого ПО.

Таким образом, ни один из перечисленных пунктов Постановления № 1236 по мнению заказчика не подходит под закупку камер видеонаблюдения.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение 0308200027623000003 о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в ЕИС 07.02.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 21.02.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 514 839,30 рублей.

Объектом закупки является поставка камер видеонаблюдения (ОКПД 2 26.70.13.000 «Видеокамеры цифровые», код позиции КТРУ 26.70.13.000-00000004), включенная в перечень товаров по которым установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренное Постановлением № 878.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что в соответствии с указанной нормой закона извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки.

В описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:

 

п/п

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

 

2

3

1

ИСПОЛНЕНИЕ

Уличная

2

МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА, Градус Цельсия

+ 50

3

МИНИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА, Градус Цельсия

-40

4

МАТЕРИАЛ КОРПУСА (КОЖУХА)

Металлическая

5

НОЧНАЯ СЪЕМКА

ДА

6

СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

0 и < 1

7

ПОДДЕРЖКА РОЕ

ДА

8

ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ

7

9

РАЗМЕР МАТРИЦЫ

>1/2.9» и ≤ 1/2

10

РАЗЪЕМЫ

Ethernet, Разъем питания DC, Порт RJ-45

11

СЪЕМКА И ВОЗМОЖНОСТИ

Запись на карту памяти, съемка ночная

12

ТИП КОНСТРУКЦИИ КАМЕРЫ

Цилиндрическая

13

ТИП КРЕПЛЕНИЯ

Настенные

14

ТИП ОБЪЕКТИВА

Моторизованный

15

ТИП ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛА

Проводной

16

ПОДДЕРЖКА ВИДЕОКОДЕКОВ

Н.265; Н.264 Baseline Profile; Н.264 Main Profile; MJPEG

17

ФУНКЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Антивандальная, влаго-, ударостойкая, ИК-подсветка, режим WDR

18

УГОЛ ОБЗОРА ПО ГОРИЗОНТАЛИ, Градус

79

19

УГОЛ ОБЗОРА ПО ВЕРТИКАЛИ, Градус

54

20

ЧАСТОТА КАДРОВ (КАДР/СЕК)

30

21

ПОДДЕРЖКА АУДИОКОДЕКОВ

G.726, G.711а, G.711u

22

ЧИСЛО МЕГАПИКСЕЛЕЙ МАТРИЦЫ

2 и ≤ 8

23

HD-ФОРМАТ

Full HD 1080Р

24

ТИП КАМЕРЫ

ЦИФРОВАЯ

 

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.

В соответствии с указанной нормой закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236).

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Как установлено Комиссией, запрет по Постановлению № 1236 заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен.

Заявитель полагает, что Заказчик должен был установить запрет согласно подпункту «а» пункта 2 (1) Постановления № 1236.

Представителем Заказчика пояснено, что все функции современных цифровых видеокамер реализованы посредством аппаратных средств, а также обеспечены базовой настройкой (далее - «Прошивкой») набором постоянных инструкций для связи внутренних аппаратных средств с другими устройствами в системе и содержащихся в энергонезависимой памяти данных устройств.

«Прошивка» камер является неотъемлемой частью данных устройств, поставляемых комплектно, смонтирована на предприятии-изготовите устройств и не является ПО для электронных вычислительных машин и баз данных.

«Прошивка» не соответствует критериям пункта 2(1) Постановления № 1236, поскольку не поставляется на материальном носителе и (или) в электронном вид по каналам связи, не подлежит установке, не подлежит разработке, модификации, модернизации.

Кроме того, права на использование «Прошивки», как отдельного компонента, отсутствуют, так как данный компонент не является отдельным элементом, т.е не может быть использован отдельно от устройства, не может быть изменен или заменен, не может быть применен в качестве ПО для ЭВМ и баз данных.

Описание закупаемого товара по КТРУ разрабатывается для полностью готового цельного товара и разделять его на составные части не требуется, добавлять к нему ПО также не требуется.

Конечным объектом закупки является именно радиоэлектронное оборудование — камера видеонаблюдения (товар), а не ПО.

Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании.

Так, из анализа проекта контракта, технического задания не следует, что закупаемое оборудование должно поставляться с установленным ПО.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что устанавливать запрет в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 (1) Постановления № 1236 в рассматриваемом случае не требовалось.

Кроме того, Комиссией проверены иные основания для установления заказчиком запрета, предусмотренного пунктом 2(1) Постановления № 1236 по настоящей закупке.

В рамках данной закупки не предусмотрено установление запрета в соответствии с подпунктами «б», «в», «г» пункта 2(1) Постановления № 1236, так как Заказчиком приобретается именно товар — камеры видеонаблюдения, в ходе исполнения контракта заказчику не требуется установка ПО на приобретаемые камеры, каких-либо работ связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав, а также с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав, контрактом не предусматривается.

Более того, согласно письму Министерства финансов России от 29.11.2022 № 24-06-06/116710 запрет, установленный Постановлением № 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления № 1236.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2020 № П11-2-05-106-94501 «О разъяснении положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 в части установления запрета при осуществлении закупок камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением» следует, что законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

С учетом изложенного, позиция заявителя признается несостоятельной.

Довод Заявителя о том, что своими действиями Заказчик ограничивает право подать заявку на участие в закупке с российским товаром опровергается тем, что на участие в данной закупке было подано 13 заявок, в том числе с предложением к поставке товара российского производства, снижение начальной (максимальной) цены составило более 80%.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» необоснованной.

2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-1108

 

 

Связанные организации

ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ"
ИНН 0262034984, ОГРН 1200200020151
ГБУ РМЭ «Безопасный город»
ИНН 1215177747, ОГРН 1141215000288