Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.0... от 8 сентября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ №012/04/14.9-685/2022

об административном правонарушении

 

«08» сентября 2022 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника инженерно-технического отдела ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» <…> (<…>) по факту нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции и числа потенциальных участников при проведении конкурсных процедур на право оказания услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена на территории Республики Марий Эл (решение Марийского УФАС России от 21.07.2022 по делу №012/01/11-97/2022).

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 03.02.2022 (дата приказа о возбуждении дела №012/01/11-97/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства).

Событие административного правонарушения:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступили материалы УФСБ России по Республике Марий Эл от 02.11.2021 №144ДСП о признаках нарушения в действиях ПАО «Ростелеком», ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» при проведении электронных аукционов на оказание услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в период 2015-2021гг.

Приказом от 03.02.2022 №17 возбуждено дело № 012/01/11-97/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ РМЭ «ЦИТОКО», ПАО «Ростелеком» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 05.05.2022 в действиях ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» установлены также признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 21.07.2022 по делу №012/01/11-97/2022 в действиях ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции и числа потенциальных участников при проведении конкурсных процедур на право оказания услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена на территории Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу части 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» является бюджетным учреждением, учредителем учреждения является Министерство образования и науки Республики Марий Эл. В соответствии с Уставом ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» (утвержден приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 02.12.2015 №1913), предметом деятельности учреждения является система образования Республики Марий Эл. Целями деятельности учреждения являются осуществление комплексной поддержки развития и использования единой информационной среды образования Республики Марий Эл путем организации на базе современных компьютерных технологий системы электронного взаимодействия, новых технологий сбора, хранения и представления информации, обеспечивающих динамическую оценку состояния системы образования и информационную поддержку принятия решений, направленных на ее улучшение, поддержку и развитие системы оценки качества образования, повышение эффективности реализации проектов и программ в сфере образования на территории Республики Марий Эл.

Направлениями деятельности ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» являются в том числе организационно-технологическое сопровождение региональной системы оценки качества образования, организационно- технологическое сопровождение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, создание ресурсного обеспечения информационной образовательной среды Республики Марий Эл, управление информационными потоками субъектов информационной образовательной среды Республики Марий Эл(пункт 2.3 Устава).

Конкурентные процедуры на право обеспечения видеосъемки и видеозаписи проведения Единого Государственного Экзамена в период 2015-2021гг. осуществлялись по следующим закупкам: № 0308200020815000001, № 0308200020816000001, № 0308200020816000003, № 0308200020817000008, № 0308200020818000007, № 0308200020819000004, № 0308200020820000007, № 0308200020821000005.

Заказчиком проведения указанных торгов являлось ГБУ РМЭ «ЦИТОКО», оплата за оказанные услуги выполненные работы произведена за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

В соответствии с пояснениями Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 03.06.2022 №5293, ежегодно ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» предоставляются субсидии из Республиканского бюджета Республики Марий Эл, финансирование осуществляется в целом для обеспечения деятельности учреждения.

Единственным участником и победителем конкурентных процедур № 0308200020815000001, № 0308200020816000001, № 0308200020816000003, № 0308200020817000008, № 0308200020818000007, № 0308200020819000004, № 0308200020820000007, № 0308200020821000005 являлось ПАО «Ростелеком».

В 2015 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме № 0308200020815000001, предметом которого являлось оказание услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2015 году. НМЦК контракта составила 1 143 822,41 рублей. В соответствии с техническим заданием к аукционной документации, предусмотрено оказание следующих услуг: видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ: обеспечение функционирования ПАК на Объектах; обеспечение функционирования CCTV-решения на Объектах; подготовка представителей Заказчика на объекте по работе с ПАК; видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК; сервисную поддержку с предоставлением интеллектуального номера 8-800, передачу данных с видеосъемкой проведения ЕГЭ. При этом к оказанию услуг предъявляются требования о наличии к исполнителю лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

По итогам проведения торгов была подана единственная заявка ПАО «Ростелеком», с обществом заключен государственный контракт № 0308200020815000001 от 11.03.2015.

В 2016 ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» были проведены аукционы в электронной форме № 0308200020816000001, № 0308200020816000003, предметом которых являлось оказание услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2016 году. НМЦК контракта составила 99999,00 рублей и 2 207 312,80 рублей соответственно. В соответствии с техническим заданием к аукционной документации, предусмотрено оказание следующих услуг: видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ: обеспечение функционирования ПАК на Объектах; обеспечение функционирования CCTV-решения на Объектах; подготовка представителей Заказчика на объекте по работе с ПАК; видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК; сервисную поддержку с предоставлением интеллектуального номера 8-800, хранение видеозаписей проведения ЕГЭ в ПАК и в ЦОД, а также передача данных с видеосъемкой проведения ЕГЭ (исполнитель должен обеспечить передачу в режиме реального времени данных с видеосъемкой проведения ЕГЭ с ПАК типа Online через сеть передачи данных исполнителя в ЦОД исполнителя, размещенный на территории РФ, подключение сети передачи данных исполнителя к ЦОД должно быть осуществлено по интерфейсу 1000BaseT спецификации Ethernet, исполнителем должен быть разработан единый ip –адресный план для ПАК, соответствующий рекомендациям IETF RFC1918, исполнителем должна быть установлена ip- адресация на сетевых интерфейсах ПАК в соответствии с единым ip-адресным планом, исполнитель должен обеспечить доступность ip- адресов на сетевых интерфейсах ПАК, расположенных в ЦОД, передача данных с видеосъемкой проведения ЕГЭ должна осуществляться по проколам RTSP (RFC 2326) c cсогласованными с заказчиками кодами ошибок и метаданных для H.264 видеокодека, TCP и IP не менее чем по двум одновременным TCP соединениям в состоянии established, исполнитель должен отделять на сетевом уровне трафик данных с видеосъемкой, передаваемый от ПАК в ЦОД через сеть передачи данных исполнителя, от трафика сети интернет и других организаций). При этом к оказанию услуг предъявляются требования о наличии к исполнителю лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

По итогам проведения торгов были заключены государственные контракты с ПАО «Ростелеком» от 15.03.2016, 12.04.2016 соответственно.

В 2017 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме № 0308200020817000008, предметом которого являлось оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2017 году. НМЦК контракта составила 3 334 586,28 рублей.

В соответствии с техническим заданием к аукционной документации, предусмотрено оказание следующих услуг: видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ: обеспечение функционирования ПАК на Объектах; обеспечение функционирования CCTV-решения на Объектах; предоставление ПО для ПАК; подготовка представителей Заказчика на объекте по работе с ПАК; видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК; хранение видеозаписей проведения ЕГЭ в ПАК и в ЦОД, обеспечение передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя, передача данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД, хранение данных в ЦОД исполнителя. Для обеспечения оказания услуг предусмотрено следующее оборудование, предоставляемое исполнителем: видеокамера производителя Logitech модели С310, C510, C525, C615 (USB Web -камера) или аналог, персональный компьютер производителя Fujitsu модели E400, P400, E500 (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, источник бесперебойного питания) или ноутбук производителя Lenovo модели Z570, Z470, L420 1 шт. или аналог по техническим характеристикам не ниже указанных моделей, кабели (USB- удлинители, сетевые кабели, кабели электропитания и заземления). Кроме того, заказчиком для выполнения работ в части обеспечения передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя, передачи данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД предусмотрено требование к исполнителю – наличие лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий»: услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 постановления), услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 постановления), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 постановления). Для иных услуг - видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ, хранение данных в ЦОД исполнителя требования к наличию лицензии не предъявляются.

В ходе проведения аукциона заявка была подана единственным участником – ПАО «Ростелеком». По итогам рассмотрения заявки между сторонами заключен контракт № 0308200020817000008 от 22.05.2017 на сумму 3 334 586,28 рублей. Акты выполненных работ подписаны 13.10.2017.

В 2018 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме № 0308200020818000007, предметом которого являлось оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2018 году. НМЦК контракта составила 3 932 639,58 рублей.

В соответствии с техническим заданием к аукционной документации, предусмотрено оказание следующих услуг: обеспечение функционирования ПАК на Объектах; обеспечение функционирования CCTV-решения на Объектах; предоставление ПО для ПАК; подготовка представителей Заказчика на объекте по работе с ПАК; видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК; хранение видеозаписей проведения ЕГЭ в ПАК и в ЦОД. Для обеспечения оказания услуг предусмотрено следующее оборудование, предоставляемое заказчиком: видеокамера ip-камера –2 шт., коммутатор с функцией РОЕ 16 портов – 1 шт., источник бесперебойного питания – 1 шт., кабели (USB-удлинители, сетевые кабели, кабели электропитания и заземления) – 1 комплект, обеспечивающий совместимость и работоспособность с предоставляемым оборудованием. Перечисленный ПАК для каждого ППЭ устанавливается в штабе ППЭ. Кроме того, заказчиком для выполнения работ в части обеспечения передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя, передачи данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД предусмотрено требование к исполнителю – наличие лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий»: услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 постановления), услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 постановления), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 постановления). Для иных услуг - видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ, хранение данных в ЦОД исполнителя требования к наличию лицензии не предъявляются.

В ходе проведения аукциона заявка была подана единственным участником – ПАО «Ростелеком». По итогам рассмотрения заявки между сторонами заключен контракт № 0308200020818000007 от 18.05.2018 на сумму 3 932 639,58 рублей.

В 2019 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме № 0308200020819000004, предметом которого являлось оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2019 году. НМЦК контракта составила 6 396 617,30 рублей.

В соответствии с техническим заданием, предусмотрено выполнение следующих работ: проведение видеосъемки и видеозаписи проведения ЕГЭ (в рамках которой осуществляется предоставление ПАК заказчиком для последующей установки исполнителем на объектах, предоставление исполнителем ПАК на базе ip-камер для последующей установки исполнителем на объектах, обеспечение функционирования ПАК на объектах, доработку ПО ПАК на базе ip-камер, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе стационарных ПК и ноутбуков, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе ip-камер, подготовку представителей заказчика в ППЭ по работе с ПАК, видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК, сервисную поддержку с предоставлением телефонного номера), а также обеспечение передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя, передача данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД. Также в рамках технического задания предусмотрено требование к исполнителю – наличие лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий»: услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 постановления), услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 постановления), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 постановления).

В ходе проведения аукциона заявка была подана единственным участником – ПАО «Ростелеком». По итогам рассмотрения заявки между сторонами заключен контракт № 0308200020819000004 от 29.04.2019 на сумму 6 396 617,30 рублей. Акт о приемке выполненных работ подписан 18.11.2019.

В 2020 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме № 0308200020820000007, предметом которого являлось оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2020 году. НМЦК контракта составила 8 485 701,52 рублей.

В соответствии с техническим заданием, предусмотрено проведение видеосъемки и видеозаписи проведения ЕГЭ (в рамках которой осуществляется предоставление ПАК заказчиком для последующей установки Исполнителем на объектах, предоставление исполнителем ПАК на базе ip-камер для последующей установки исполнителем на объектах, обеспечение функционирования ПАК на объектах, доработку ПО ПАК на базе ip-камер, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе стационарных ПК и ноутбуков, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе ip-камер, подготовку представителей заказчика в ППЭ по работе с ПАК, видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК, сервисную поддержку с предоставлением телефонного номера), а также обеспечение передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя, передача данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД, хранение данных в ЦОД Исполнителя. В рамках исполнения обязательств предусмотрена также поставка следующего оборудования: ip-камера – не менее 2 шт., карта памяти объемом не менее 64 Гб для каждой ip-камеры; коммутатор с функцией PоE – не менее 1 шт., не менее 8 портов, на Объект, Источник бесперебойного питания - не менее 1 шт. на Объект, кабели (сетевые, для электропитания и заземления) – не менее 1 комплекта. Также в рамках технического задания предусмотрено требование к исполнителю – наличие лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий»: услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 постановления), услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 постановления), услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 постановления).

В ходе проведения аукциона заявка была подана единственным участником – ПАО «Ростелеком». По итогам рассмотрения заявки между сторонами заключен контракт № 0308200020821000005 от 26.05.2020 на сумму 8 485 701,52 рублей. Акт о приемке выполненных работ подписан 30.09.2020.

В 2021 году ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был проведен аукцион в электронной форме №0308200020821000005, предметом которого являлось оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена в 2021 году. НМЦК контракта составила 6 193 781,09 рублей. В соответствии с техническим заданием, предусмотрено выполнение следующих работ (услуг): доработка ПО ПАК на базе ip-камер, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе стационарных ПК и ноутбуков, обеспечение функционирования CCTV-решения на объектах для ПАК на базе ip-камер, подготовка представителей Заказчика на объекте по работе с ПАК и ССTV-решением, подготовка представителей Заказчика в ППЭ по работе с ПАК на базе стационарных ПК и ноутбуков и ССTV-решением на базе стационарных ПАК, подготовку представителей Заказчика в ППЭ по работе с ПАК на базе ip-камер и ССTV-решением на базе ip-камер, видеосъемку и видеозапись проведения ЕГЭ с использованием ПАК, обеспечение сервисной поддержки с предоставлением телефонного номера. При этом должно обеспечиваться качество оказываемых услуг в соответствии со следующими требованиями: бесперебойного функционирования ПО ПАК на базе ip-камер. В соответствии с техническим заданием, исполнитель должен обеспечить для 100% ПАК на базе ip-камер от общего количества, что предусматривает автоматический запуск включения записи видео на ПАК, размещенных в аудиториях ППЭ, в 8.00 и выключения в 17.00 по местному времени в соответствии с расписанием ЕГЭ на 2021 год, при условии подключения к сети электропитания, не зависимо от действий сотрудников в ППЭ по нажатию кнопок «начать запись» и «завершить запись»; автоматический запуск включения записи видео на ПАК, размещенных в штабах ППЭ, в 7.30 и выключения в 19.00 по местному времени в соответствии с расписанием ЕГЭ на 2021 год, при условии подключения к сети электропитания, не зависимо от действий сотрудников в ППЭ по нажатию кнопок «начать запись» и «завершить запись»; круглосуточную запись 7 дней в неделю 24 часа в сутки в отношении РЦОИ с начала проведения экзаменов, в соответствии с расписанием экзаменов, и завершается не ранее, чем через 20 рабочих дней после завершения обработки апелляций о несогласии с выставленными баллами по результатам последнего экзамена, непрерывный захват потоков с видеокамер и кодирование видео по стандарту H.264 и аудио в формате AAC; сохранение видеоданных в виде файлов в файловую систему на SD-карту с записью в круговом режиме (с удалением ранних записей при заполнении накопителя); удаленную перерегистрацию ПАК в части изменения кодов аудиторий и кодов ППЭ в соответствии с РИС ЕГЭ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; журналирование действий с ip-камерами по включению, отключению камер и записи видео скачиваю видео и передаче данных на Портал.

В ходе проведения аукциона заявка была подана единственным участником – ПАО «Ростелеком». По итогам рассмотрения заявки между сторонами заключен контракт № № 0308200020821000005 от 05.05.2021 на сумму 6 193 781,09 рублей. Акт о приемке выполненных работ подписан 24.09.2021.

Из анализа технических заданий аукционной документации установлено, что заказчиком ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» в конкурсной документации учтен комплекс услуг: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, обеспечение выхода в сеть интернет, поддержка портов.

Так, в соответствии с аукционными документациями и техническими заданиями, предусмотрено в том числе оказание трансляция видеосигнала в сеть Интернет, сбор полученных видеозаписей. В технических заданиях предусмотрены следующие виды услуг: видеосъемка и видеозапись проведения ЕГЭ, обеспечение передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД Исполнителя, передача данных из ЦОД Исполнителя в Федеральный ЦОД, хранение данных в ЦОД Исполнителя.

При этом в целом для обеспечения оказания услуг ( с указанием для видов работ «обеспечение передачи данных от ППЭ/РЦОИ до ЦОД исполнителя», «передача данных из ЦОД исполнителя в Федеральный ЦОД» требуется наличие лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий»: услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 постановления); услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 постановления); услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 постановления).

На основании анализа данных технических заданий конкурсной документации следует, что требование наличия лицензии в области оказания услуг связи для всех работ, предусмотренных конкурсными документациями, ограничивает круг участников торгов, определяя таким образом только операторов связи в качестве потенциальных исполнителей, тогда как работы по монтажу оборудования, обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена могут быть выполнены и иными лицами, не являющимися операторами связи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что часть коммерческих предложений, использованных ГБУ РМЭ «ЦИТОКО для определения НМЦК, получена от хозяйствующих субъектов, не являющихся операторами связи.

Также установлено, что часть коммерческих предложений не направлялась хозяйствующими субъектами в адрес заказчика ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» (ответ ООО «Альфа» от 12.01.2021 вх.№133, ответ ООО «Астра-Сервис» от 10.01.2022 №76).

В составе коммерческих предложений, использованных ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» для определения НМЦК контрактов, представлены ответы хозяйствующих субъектов, не являющихся операторами связи или разработчиками программного обеспечения (ООО «Автограф», ООО «Форт Диалог», ООО «Аспект»). Кроме того, указанные организации в ответ на запрос Марийского УФАС России указали, что не участвовали в проведении рассматриваемых торгов, поскольку не отвечают требованиям заказчика, не являются операторами связи, не могут осуществить объем работ по поставке ПАК, подключению, контролю, эксплуатации программно-аппаратного комплекса.

С учетом фактов направления ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» запросов коммерческих предложений в адрес хозяйствующих субъектов, действующих на рынках поставки оборудования, производства строительно-монтажных работ и иных, заказчик мог потенциально рассматривать в качестве исполнителя и иных лиц, не являющихся операторами связи и не имеющих лицензии на оказание услуг связи.

При этом ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» не описано, каким образом иные субъекты (не являющиеся операторами связи) могут оказывать данные услуги, какие документы должны быть представлены в составе заявки участников, какие договоры должны быть заключены в том числе с операторами связи для обеспечения оказания услуг.

Заказчиком объединены работы и услуги как по поставке и разработке программного обеспечения, поставке компьютерного оборудования, а также оказание услуг по видеосъемке и по обеспечению доступа к сети интернет, обеспечению передачи данных в сеть интернет, что существенно сокращает круг потенциальных участников рассматриваемых торгов.

Марийским УФАС России проведен анализ (обзор) конкурентной среды на рынке оказания услуг лиц, имеющих возможность обеспечить оказание услуги по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена. Продуктовыми границами рынка в рассматриваемом случае определен комплекс работ (услуг), направленный на обеспечение видеосъемки и видеозаписи проведения единого государственного экзамена, а именно проведение работ по оснащению объектов заказчика программно-аппаратным обеспечением, обеспечение видеосъемки и видеозаписи проведения ЕГЭ, а также трансляция видеосигнала в сеть Интернет. Установлено, что на указанном рынке действовали следующие хозяйствующие субъекты (операторы связи, обладающие лицензией на оказание соответствующих услуг связи): ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МегаФон», ПАО «Вымпел-Коммуникации», ПАО «МТС», ПАО «Ростелеком», АО «Эр-Телеком Холдинг», ООО «Волжсктелеком», ООО «Цифрател», АО «Уфанет» и иные. Кроме того, на территории Республики Марий Эл действовало множество хозяйствующих субъектов, способных осуществить поставку (предоставление в пользование) компьютерного оборудования, монтаж сетей связи, обеспечение видеозаписи (выборка проведена по ОКВЭД 95.11 ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования, 43.2 Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, 26.2 Производство компьютеров и периферийного оборудования, 46.51 торговля оптовая компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением): ООО «НПП «Визаур», АО «Марспецмонтаж», ООО «ККМ-Сервис», ООО «Дельта», ООО «Техсервис», ООО «Автограф», ООО «Хайтэк», ООО «АШ», ООО «Астра-Сервис», ООО «Йошкар-Олинская ПМК», ООО «Компьютер-Сервис», ООО «Копировально-множительная техника», ООО «Лайн», ООО «Ронгинская ПМК», ООО «Картридж-Сервис», ООО «Все для компьютеров», ООО «Оргтехсервис», ООО «Блэйд», ООО «БИК», ООО «Инженерные сети», ООО НПП «Вега», ООО ПП «Вега», ООО «Мастер Строй», ООО «Спецстроймонтаж», ООО «Тепло плюс», ООО «ИТЦ «Технология», ООО «Силингсервис», ООО «Сигнал Сервис», ООО «СМ-Системс», ООО «Интеллект-Сервис», ООО «Талмаш», ООО «Оргтехсервис Центр», ООО «Форпост», ООО «ТТС», ООО «С Мастер», ЖСК «Сидорово», ООО «Айти Консалтинг», ООО «Банктехсервис», ООО «Оргтехника», ООО «ПКФ «Пересвет», ООО «Козьмодемьянский сантехмонтаж», ООО «Принт-Мастер», ООО «СКС Центр», ООО «Эс-М», ООО «Рубеж-СБ», ООО «Аспект», ООО «Аварийная служба», ООО «Рубеж», ООО «Трубспецмонтаж», ООО «Электрострой плюс», ООО «НПК «Аксиома», ООО «Водомер», ООО «ЭТК Стройгарант», ООО «Учет Сервис», ООО «Сантехпром», ООО «Матрица-Сервис», ООО «РСС», ООО «Теплопром», ООО «СТЭФ Сервис», ООО «ЭТМ», ООО «Нетком», ООО «СПМ», ООО «Компания Атэрус», ООО «Ай-Ти групп», ООО «Ай-Ти партнер», ООО «Тепломатикс», ООО «Энергосервис», ООО «Абак», ООО «Формат», ООО «Урбан», ООО «Профи Копи», ООО «Альфа», ООО «Мегаком Сервис», ООО «Крона», ООО «Лапагрупп», ООО «Старт», ООО «Онион», ООО «Артель-М», ООО «Склад готовой продукции», ООО «Техномарт» и иные. Указанные лица являются хозяйствующими –субъектами конкурентами на рассматриваемом рынке, поскольку также способны осуществить оказание рассматриваемых услуг.

Указанные лица также могли быть потенциальными участниками торгов, при условии описания заказчиком в технической части конкурсной документации возможности обеспечения передачи данных в сеть интернет и заключения договоров с операторами связи в случае выполнения работ (оказания услуг) иными лицами, не являющимися операторами связи и не имеющими лицензию на оказание услуг связи, подробном описании заказчиком требований к выполнению работ, и описании соблюдения требований взаимодействия с оператором связи для обеспечения трансляции в сеть Интернет.

Марийским УФАС России в ходе рассмотрения дела проанализированы сведения о сроках выполнения работ в соответствии с конкурсной документацией.

Также, например, в соответствии с описанием закупки № 0308200020819000004, указанная конкурентная процедура размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 01.04.2019, срок окончания подачи заявок -17.04.2019, дата проведения аукциона – 22.04.2020. При этом до начала выполнения исполнитель должен приобрести оборудование, осуществить его монтаж и настройку, доработку ПО. В соответствии с графиком проведения единого государственного экзамена на 2019 год, проведение экзаменов запланировано в срок с 20 марта по 10 апреля 2022 года.

Также, например, в соответствии с описанием закупки № 0308200020820000007, указанная конкурентная процедура размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 12.05.2020, срок окончания подачи заявок -20.05.2020, дата проведения аукциона – 21.05.2020, При этом до начала выполнения исполнитель должен приобрести оборудование, осуществить его монтаж и настройку, доработку ПО. В соответствии с графиком проведения единого государственного экзамена на 2020 год, перед стартом основных экзаменов в целях определения организационной и технической готовности запланировано проведение пробных экзаменов 29 и (или) 30 июня.

Кроме того, в соответствии с описанием закупки № 0308200020821000005, указанная конкурентная процедура размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 12.04.2021, срок окончания подачи заявок -20.04.2021, сроком начала оказания услуг является дата подписания государственного контракта (п. 2.1.3, 6.2.2 государственного контракта). Срок проведения ЕГЭ – с 31.05.2021. При этом до начала выполнения исполнитель должен приобрести оборудование, осуществить его монтаж и настройку, доработку ПО.

С учетом необходимости закупки оборудования, построения линий связи, доработки ПО, указанные сроки начала выполнения работ по заключенным контрактам являются сжатыми и не позволяют данным закупках быть привлекательными для широкого круга потенциальных исполнителей.

Об ограниченных сроках начала оказания услуг указало и одно из опрошенных в ходе рассмотрения дела лиц (ответ представлен с грифом «коммерческая тайна»).

Из описания технической части задания некоторых торгов следует, что исполнителем может быть лицо, способное обеспечить реализацию данного комплекса программно-аппаратных мер на территории всей Российской Федерации.

Также проанализированы условия технической части рассматриваемых конкурентных процедур и установлено, что в ходе выполнения работ предусмотрено обеспечение взаимодействия с порталом (платформой) smotriege.ru для обеспечения трансляции видеозаписи единого государственного экзамена в сеть интернет.

Так, например, в соответствии с конкурсной документацией 2021 года, исполнитель осуществляет отработку меток нарушений в интерфейсе CCTV-решения, зафиксированных на Портале www.smotriege.ru, также исполнитель обязан доработать ПОCCTV-решение для управления комплексами ПАК на базе ip-камер (в том числе обеспечить возможности осуществлять отработку меток нарушений в интерфейсе CCTV-решения, зафиксированных на Портале www.smotriege.ru (пункт 1.6 конкурсной документации). Кроме того, в соответствии с пунктом 1.10.4 конкурсной документации, исполнитель должен разработать и предоставить Заказчику на согласование протокол о проведенном тестировании, не позднее 3 рабочих дней с даты проведения тестирования, с целью загрузки Протокола на Портал smotriege.ru Заказчиком. При этом предоставляемое исполнителем оборудование должно обеспечивать совместимость с ПО видеонаблюдения для передачи видеопотока на портал smotriege.ru.

Аналогичные требования содержатся в конкурсных документациях рассматриваемых иных торгов.

В соответствии с пояснениями ПАО «Ростелеком» (письменные пояснения от 18.05.2022 №0610/05/1788/22), для организации трансляции на портале smotriege.ru на территории Республики Марий Эл необходимо обеспечить интеграцию регионального и федерального ЦОД, что указано в технической части заданий к контрактам за период 2016-2021гг.

Осуществление трансляции на портале smotriege.ru осуществляется ПАО «Ростелеком» в рамках исполнения соответствующих контрактов от 09.02.2017 №Ф-06-КС-2017, от 16.02.2018 №Ф/03-кс-2018, от 07.03.2019 №Ф-05-эа-2019, от 28.01.2020 №Ф-06-эа-2020, от 19.02.2021 №Ф-06-эа-2021.

ПАО «Ростелеком» за период 2016-2021гг. ежегодно направляло в адрес Министерства образования и науки Республики Марий Эл письма об организации взаимодействия, в том числе о порядке подключения ЦОД на уровне субъекта Российской Федерации к ЦОД исполнителя для удаленного обновления ПО ПАК в пунктах проведения экзаменов, с приложением инструкции по работе ПО для ПАК, требования по подключению к ЦОД исполнителя, контактные данные в субъектах Российской Федерации сотрудников ПАО «Ростелеком». Технические требования предусматривают в том числе настройку РЦОД, интеграцию, ip- адресацию на объектах видеонаблюдения, требования по параметрам качества для линии доступа, технические требования к серверам РЦОД, описание порядка передачи потоков видео, порядок обмена информацией региональным исполнителем и федеральным исполнителем.

На основании представленных документов, заказчиком в конкурсной документации не описан подробный механизм подключения и взаимодействия с федеральным ЦОД, в том числе не описан механизм взаимодействия и трансляции на платформе smotriege.ru.

Согласно пояснениям ПАО «МТС» от 26.04.2022 вх.№3587, участие в рассматриваемых торгах могло быть привлекательным для общества в случае разделения услуг либо удаления (изменения) пункта о необходимости трансляции на портале smotriege.ru, расположенном в ЦОД ПАО «Ростелеком».

Кроме того, Марийским УФАС России также проведен опрос хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли выполнить работы по построению сетей связи и поставке оборудования, требующегося для оказания услуг.

Опрошенные организации пояснили, что участие в торгах не являлось для них привлекательным, поскольку они не оказывают услуги, перечисленные в технических заданиях рассматриваемых торгов, в том числе услуги по передаче данных, услуги сервисной поддержки ЦОД, трансляции (ответы ООО «Блэйд» от 27.06.2022 №21, ООО «Козьмодемьянский сантехмонтаж» от 28.06.2022 №1, ООО «НПП «Марсистемсервис» от 29.06.2022 №59, ООО «ОргтехСервисЦентр» от 29.06.2022, ООО «Лайн» от 27.06.2022 №16, ООО «Энергосервис» от 28.06.2022, АО «Марспецмонтаж» от 23.06.2022 №217, ООО «Техсервис» от 21.06.2022 №88).

Таким образом, заказчиком ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» при составлении конкурсной документации не предоставлена возможность участия в торгах иным лицам, не являющимся операторами связи, не указано на возможность и порядок заключения договоров с операторами связи в целях оказания услуг.

Учитывая указанные обстоятельства, заказчиком ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» не обеспечена открытость, прозрачность проведенных торгов, не обеспечен принцип равного доступа к закупкам всех участников рынка.

Указанные действия ГБУ РМЭ «Центр информационных технологий и оценки качества образования» свидетельствуют о нарушении запретов, установленных в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ведут к ограничению конкуренции на рынке и ограничению числа потенциальных участников при проведении конкурсных процедур на право оказания услуг по обеспечению видеосъемки и видеозаписи проведения электронного государственного экзамена на территории Республики Марий Эл.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Письмом от 05.09.2021 вх.№6789 ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» указало, что разработка технической документации к конкурсной процедуре по организации видеосъемки и видеонаблюдения единого государственного экзамена контроль за проведением  (соблюдением сроков, отбором хозяйствующих субъектов), а также разработка технической документации к конкурсной процедуре по организации видеосъемки и видеонаблюдения единого государственного экзамена отнесена к компетенции инженерно-технического отдела, осуществляющего общую координацию инженерно-технического отдела, осуществляющего общую координацию организационно-технологического сопровождения процедуры государственной итоговой аттестации.

В соответствии с должностной инструкцией начальника инженерно-технического отдела ГБУ РМЭ «ЦИТОКО», он осуществляет в том числе функции по обеспечению формирования и сопровождения региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (пункт 2.15 должностной инструкции).

В соответствии с приказом от 03.08.2015 №41-к на должность начальника инженерно-технического отдела ГБУ РМЭ «ЦИТОКО» был назначен <…>.

Таким, образом <…> являлся должностным лицом, ответственным подготовку и разработку технической документации к конкурсной процедуре по организации видеосъемки и видеонаблюдения единого государственного экзамена.

<…> не принял необходимых и достаточных мер для соблюдения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии <…>, надлежащим образом извещенного о дате, месте, времени рассмотрения дела, участвующего в составлении протокола посредством видеоконференцсвязи через программу TrueConf. Уведомление о составлении протокола от 08.08.2022 №03-07/438 направлено в адрес ГБУ РМЭ «ЦИТОКО», получено 09.08.2022.

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «21» сентября 2022 года в 13 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

С протоколом ознакомлен,

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на обработку персональных данных                                          ___________

(подпись)                                                                                                                                                                                 

(ФИО, подпись лица, привлекаемого к административной ответственности)

 

<…>

___________________________________________________________________

                                        (Ф.И.О. составившего протокол)

 

______________________2022 г.                                                     ______________

                                                                                                                 (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

                                 

 

___________________________________________________________________

(ФИО лица, получившего протокол)

 

«               »_____________2022 г.                                     _______________________

                                                                                                            (подпись)

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны