Предупреждение б/н навязывание невыгодных условий в договор на вывоз ТКО от 11 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/10-987/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«11» декабря 2020 года                                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

В адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Марии Эл» (далее – Марийское УФАС России) поступило заявление К от 02.12.2020 № 241-К по факту навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания заявления следует, что К  является индивидуальным предпринимателем, использует объект, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, пр. Гагарина, д. 32 «б» в целях осуществления предпринимательской деятельности.  На основании соглашения об использовании земельного участка от 03.12.2019 администрация МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» предоставила К за плату земельный участок для размещения контейнера для сбора бытового мусора с координатами характерных точек границ территории, согласно схеме.  Указанная контейнерная площадка включена в реестр мест  (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».

К 29.10.2020, 20.11.2020 обращалась в адрес ООО «Благоустройство» с заявкой  на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «Благоустройство» письмом от 25.11.2020 исх. № 2-210 направило в адрес К проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, в проекте договора региональный оператор указал, что датой начала оказания услуг считается 26.03.2020, кроме того в силу пункта 15 договора на оказание по обращению с твердыми коммунальными отхода учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

В соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 09.06.2016 №263 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (далее - Региональный оператор) присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), заключенного по результатам конкурсного отбора с Министерством, своего устава, при наличии действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

ООО «Благоустройство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл во 2 зоне деятельности на основании заключенного соглашения с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 12.08.2019.

Иные региональные операторы на рынке обращения с ТКО на территории Республики Марий Эл во 2 зоне деятельности отсутствуют.

Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Следовательно, действующим законодательством установлена обязанность регионального оператора по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов.

Исходя из буквального толкования данных положений действующего законодательства следует, что собственник твердых коммунальных отходов может обратиться за заключением договора на оказание услуг по обращению с ТКО только к региональному оператору, а региональный оператор не вправе отказаться от заключения данного договора.

В силу приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29.11.2019 № 118 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (в зоне деятельности регионального оператора № 2) для ООО «Благоустройство» на 2020 год» на 2020 год установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 585, 60 руб./куб.м, 5039,92 руб/т.

Согласно проведенному анализу состояния конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл во 2 зоне деятельности ООО «Благоустройство» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл во 2 зоне деятельности, а, следовательно, является хозяйствующим субъектом с долей рынка более 50 %.

Таким образом, в отношении ООО «Благоустройство» действуют требования и ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В ходе рассмотрения обращения установлено, что К 29.10.2020 20.11.2020 обратилась в адрес ООО «Благоустройство» с заявками на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в отношении следующих объектов: общественное здание многофункционального назначения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила №1156) утвержден порядок направления заявок потребителями и порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и пунктом 25 Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения. В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть для целей расчета с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО ведется расчетным путем без использования средств измерения.

Пунктом 8 (10) Правил № 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) данных Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Согласно письму администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 16.10.2020 № 3518 контейнерная площадка для сбора ТКО, расположенная по адресу: г. Козьмодемьянск, ул. Гагарина, д. 38 «а», включена в реестр «мест (площадок) накопления твердых коммуннальных отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».

ООО «Благоустройство» 25.11.2020 направило в адрес К договор на оказание услуг по обращению с ТКО №2-210 в отношении объекта: общественное здание многофункционального назначения.

Вместе с тем, Постановлением №1156 предусмотрены альтернативы выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Так, пунктом 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1156, предусмотрены следующие способы учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО; исходя из массы ТКО.

При этом на основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утвержден Правилами № 505.

На основании пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Кроме того, согласно пункту 8 Правил №505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил №505.

Из направленного ООО «Благоустройство» договора на оказание услуг по обращению с ТКО 2-210 в адрес К следует, что для потребителя определен порядок осуществления учета объема и массы твердых коммунальных отходов, а именно исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и не установлено возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Между тем, из содержания заявки К следует, что предполагаемый объем принимаемых твердых коммунальных отходов составляет 10 куб.м. При заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Следовательно, учет объема и (или) массы ТКО может проводиться исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в месте сбора мусора К

Кроме того, из содержания пункта 4 проекта договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует, что датой начала действия договора является 26.03.2020.

Вместе с тем, из содержания заявления К следует, что региональным оператором услуги по вывозу мусора с контейнерной площадки с 26.03.2020 не оказывались.

Более того, Марийским УФАС России установлено, что предпринимательская деятельность началась не с 26.03.2020. К фактически предпринимательскую деятельность осуществляла с 20.07.2020.

Таким образом, региональным оператором К не предоставлена возможность выбора условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, навязаны невыгодные условия договора.

Указанные действия ООО «Благоустройство» противоречат требованиям действующего законодательства, свидетельствуют о злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Следовательно, указанные действия содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, в действиях ООО «Благоустройство» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании К невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта: общественное здание многофункционального назначения, без предоставления возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных услуг, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ИНН 1207010977, юридический адрес: 424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, 109) о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения следующих действий: направить в адрес К договор на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями о возможности выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных услуг, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», а также предпринять действия по урегулированию разногласий в части даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

Руководитель                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны