Постановление б/н факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федераль... от 2 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-556/2021

об административном правонарушении

 

 

 «02» июля 2021 года                                                                                        г. Йошкар- Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя-начальника отдела Ерошкиной Оксаны Вадимовны, рассмотрев протокол от «21» июня 2021 года об административном правонарушении и материалы дела № 012/04/14.3-556/2021, возбужденного в отношении заместителя генерального директора ООО «Честр-Инвест» <…> (<…>) по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3  статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении наружной рекламы финансовых услуг, расположенной по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя <…> <…>, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело № 012/04/14.3-556/2021 об административном правонарушении в отношении заместителя генерального директора ООО «Четр-Инвест» <…> по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в размещении наружной рекламы финансовых услуг, расположенной по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной.

21.06.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> составлен протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-556/2021 в отношении должностного лица ООО «Честр-Инвест» - заместителя генерального директора <…> по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. <…> надлежащим образом извещен о дате, времени составления протокола. Уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07/415 от 26.05.2021), направленное Марийским УФАС России по адресу места регистрации <…>, получено им 31.05.2021.

Копия протокола была направлена по месту регистрации должностного лица ООО «Честр-Инвест» <…> (исх. № 03-07/500 от 26.05.2021). <…> 29.06.2021 протокол получен. Таким образом, на момент рассмотрения дела 012/04/14.3-556/2021 <…> надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в результате которого установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в размещении наружной рекламы финансовых услуг, расположенной по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной следующего содержания:

 

ООО «РА Волга» в письменных пояснениях факт нарушения законодательства о рекламе не признало. Дополнительно пояснило, что между обществом и ИП С. заключен агентский договор № 1 от 01.06.2018. По условиям агентского договора ИП С., как агент, обязалась вести поиск клиентов по размещению рекламы для ООО «РА Волга», а ООО «РА Волга» предоставляло ей в пользование рекламные конструкции, на размещение которых разрешение, выданное администрацией г. Йошкар-Олы. В связи с чем, ООО «РА Волга» полагает, что рекламораспространителем является ИП С.

Кроме того, общество указало, что рекламодателем является ООО «Честер-инвест», которое заключило договор на оказание рекламных услуг с ИП С.

Из письменных пояснений ООО «Честер-Инвест» следует, что общество как рекламодатель признает факт нарушения законодательства о рекламе. При этом, общество указывает, что в действиях ИП С. имеется вина, поскольку ею не исполнено требование п. 2.1.1 договора, а именно исполнитель обязался представлять заказчику мотивированное пояснение и требования о необходимости внесения изменений и (или) дополнений к макету для изготовления рекламно-информационных материалов, если его содержание не отвечает требованиям действующего законодательства о рекламе.

Из письменных пояснений ИП С. следует, что между индивидуальным предпринимателем и ООО «Рекламное агентство Волга» заключен агентский договор от 01.06.2018, по условиям которого она вправе использовать рекламные конструкции для размещения рекламы и оплачивать ООО «РА Волга» стоимость использования рекламных конструкции.

11.06.2020 по электронной почте от ООО «Честер-Инвест» поступил макет рекламной информации в, котором содержалась реклама о предоставлении ипотеки для приобретения квартир в новом жилом районе «Ясная поляна».

ИП С. полагает, что ею не нарушены требования законодательства о рекламе, поскольку в соответствии с п. 2.1.1 договора № 26 от 11.06.2020 макет был разработан обществом, а индивидуальный предприниматель лишь изготовил данный макет и разместил на баннере. Изменений в содержание макета ИП С. не вносила. Кроме того, спорная реклама была размещена только на одном рекламном баннере, который размещался непродолжительное время, сведения о том, что кто-то был введен в заблуждение и понес финансовые потери отсутствуют.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах «Ипотека от 0,7* выгода до 500 000 р**….» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

 В рассматриваемой рекламе «Ипотека от 0,7*» на белом фоне мелким шрифтом размещена следующая информация «С 01.11.2019 в рамках программы «Ипотека с государственной поддержкой для семей с детьми» ставка от 0,7 % годовых на срок строительства объекта недвижимости при условии оформления страховании жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях (страхование обязательно при выдаче кредита). После ввода объекта недвижимости в эксплуатацию процентная ставка по кредиту составит 4,7% годовых на оставшийся срок при условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика и 6% годовых при отказе от оформления страхования заемщика. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитного жилья помещения. При отказе от сервиса «Электронная регистрация» процентная ставка увеличится на 0,3% Минимальная сумма кредита 300 тыс. рублей. Максимальный размер кредита 3 000 000р. Валюта – рубли РФ. редит предоставляется гражданам РФ, у которых в период с 01.января 2018 до 18 марта 2023 г. родится второй или последующий ребенок, гражданин РФ. Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015».

Однако, существенная информация (о размере ипотеки, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка по истечении льготного периода, срок ипотеки, иное) напечатаны мелким шрифтом в нижней части информационного поля рекламной конструкции, визуально отделенного от иной информации и выполненной мелким шрифтом в отличии от шрифта, в котором указаны иные условия (ипотека от 0,7%*), что не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара.

То обстоятельство, что в положениях законе о рекламе не указан размер шрифта текста, не свидетельствует о том, что размер шрифта на распространяемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации.

По смыслу данной нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, товарами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Рассматриваемая реклама является наружной и размещена на установленном на разделительной полосе многополосной автомобильной дороги рекламном щите, при отсутствии у потребителя возможности приблизиться к рекламной конструкции, следовательно, она предназначена для относительно быстрого и четкого осознания потребителями (пассажирами, водителями транспортных средств) предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции.

Между тем, текст существенных условий предложения (ипотека от 0,7%) выполнена крупным шрифтом по сравнению с иными существенными условиями, влияющие на стоимость ипотеки и требует значительного времени для прочтения, что невозможно по определению при движении на транспортном средстве ни в качестве пассажира, ни тем более водителя транспортного средства.

Таким образом, формальное присутствие в рекламе существенной информации, приведенной мелким нечитаемым шрифтом не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Информация о всех существенных условиях, при соблюдении которых потребителю предоставляется ипотечный кредит на покупку жилья у строительной компании ООО «Честер-инвест» с процентной ставкой 0,7% годовых; об адресе сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации; о лице/лицах оказывающем финансовую услугу (ипотека); условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой (ипотека) лица, напечатанная мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Таким образом, Марийским УФАС России установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО «Честер – инвест» и ИП С. заключен договор № 26 от 28.09.2018, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по размещению, демонстрации и  монтажу рекламной информации заказчика на рекламных поверхностях. Макет рекламной информации предоставлен обществом, размещение рекламной информации оплачено ООО «Честер-инвест» в полном объеме.

ИП С.  изготовила и монтировала рекламную информацию на рекламном баннере.

Следовательно, ООО «Честер-инвест» в лице <…> является рекламодателем, а ИП С. рекламопроиводителем.

При этом, антимонопольный орган не может согласиться с доводами ООО «Честер-инвест» о том, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине рекламопроизводителя, поскольку макет рекламной информации был разработан обществом. ИП С. изменений в содержание макета не вносила.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5,  части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно представленным сведениям заместитель генерального директора ООО «Честр-Инвест» <…> являлся должностным лицом, ответственным за подписание финансовых документов, а именно заявки, на основании которой осуществлялось размещение рассматриваемой рекламы

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившего административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

ООО «Честер-Инвест» представило сведения о том, что ответственным должностным лицом, ответственном за нарушение законодательства о рекламе является заместитель генерального директора ООО «Честер-Инвест».

Должностное лицо, в силу возложенных на него обязанностей, должно знать требования антимонопольного законодательства и соблюдать их. <…> не принял всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от него по соблюдению требований действующего законодательства, а, следовательно, в действиях <…> имеется вина в совершении административного правонарушения в форме неосторожности.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения <…> Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

В рамках рассмотрения административного дела антимонопольным органом не допущено существенных процессуальных нарушений. <…> надлежащим образом уведомлен о составлении протокола и о рассмотрении дела.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного заместителем генерального директора ООО «Честр-Инвест» <…>, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона – размещение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – <…>;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у <…> имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 17 октября 2020 года – дата проведения мониторинга рекламы.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. <…> заявлено ходатайство о применении в отношении должностного лица ст. 3.4., 4.1.1. КоАП РФ, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Обстоятельства смягчающие административную ответственность отсутствуют.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» ООО «Честр-Инвест» (<…>) является субъектом малого предпринимательства.

Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не относится к исключениям, установленным частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Предупреждение не входит в число наказаний, предусмотренных санкциями части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, в материалах дела имеются сведения о том, что <…> ранее привлекался за совершение аналогичного правонарушения (постановление по делу № 012/04/14.3-902/2020 от 24.11.2020).

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и наличие сведений о привлечении ранее к административной ответственности, считает необходимым назначить <…> административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

постановила:

 

Привлечь <…> (<…>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде 4000 (четырех тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

<…>

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны