Постановление №АБ/2779/24 постановление в отношении С. от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 012/04/7.30-413/2024

21 июня 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении главного специалиста отдела закупок ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» <...> (дата и место рождения <...>, паспорт серия <...><...> выдан <...>, место регистрации:<...>) по факту нарушения требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки на поставку изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия) (извещение в ЕИС № 0108500000424001435 от 05.04.2024),

 

УСТАНОВИЛ:

 

10 июня 2024 года главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России в отношении <...> составлен протокол об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В рассмотрении настоящего дела <...> участвовал посредством видеоконференцсвязи. Права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, разъяснены <...>, каких-либо заявлений, ходатайств, отводов от <...> перед началом рассмотрения дела не поступало.

Из протокола об административном правонарушении следует, что <...> по месту исполнения должностных обязанностей совершено административное правонарушение при следующих обстоятельствах.

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, описание объекта закупки должно быть продиктовано потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

К аналогичной позиции пришел Верховный суд Российской Федерации в Определении № 308-ЭС21-18982 от 21.10.2021.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

На основании указанных норм, надлежащим формированием описания объекта закупки будет являться включение характеристик, которые имеются у как минимум 2-х производителей, при отсутствии доказательств исключительной необходимости закупки товара конкретного производителя.

Так, согласно извещению закупки предусмотрена поставка изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия) (код ОКПД2 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки»).

Приложением № 1 к извещению о проведении закупки утверждено описание требуемого к поставке товара.

Установлено, что в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам, ограничивающие конкуренцию, под совокупность которых подходит товар единственного производителя — E-Helper:

 

п/п

Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком

Ед. изм.

Требуемое значение, установленное Заказчиком

Обоснование характеристик

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

 

Код вида МИ в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 788н

 

207630

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

6

Максимальная высота преодолеваемой ступени

см

22

Максимальное удобство при движении

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

14

Режимы работы: Не менее 8ч с цикличностью 45 минут работа/15 минут пауза

 

соответствие

ГОСТ Р МЭК 60601-1-2022, п 7.2.11

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

19

Функции Электростимуляции с наличием 16 подключений в модификации с 16 К

 

предназначена для более эффективного восстановления пациента за счет использования функциональной электростимуляции во время ходьбы

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

24

Функция инициализации старта шага за счет переноса веса пациента, с возможностью настройки параметров

 

предназначен для настройки паттерна ходьбы под физиологические возможности конкретного пациента

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

27

Функция контроля спастики пациента, с возможностью регулирования порога срабатывания

 

При возникновении во время тренировки спастики у пациента. экзоскелет остановится и прекратит выполнение заданного действия.

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

28

Режим работы с базой статистики контроля мышечной активности пациентов

 

Позволяет анализировать работу отдельных мышц при каждой тренировке и оценивать процесс реабилитации пациента в динамике

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

31

Функция откидывания конечностей экзоскелета в стороны для тренировки навыка «пересаживание с поверхностей»

 

Необходимы для

тренировки навыка

«пересаживание с

поверхностей»

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

При отсутствии указанных спорных характеристик к поставке возможны товары иных производителей: Remotion, ExoAtlet.

Согласно представленной сравнительной таблице соответствия/несоответсвия товаров производства Remotion, ExoAtlet спорным характеристикам закупаемого товара с обоснованием включения спорных характеристик в описание объекта закупки.

Из указанной таблицы следует, что характеристикам под номерами 6, 24, 28 соответствует товар единственного производителя — E-Helper.

Заказчиком указано, что товар с установленным перечнем характеристик необходим для эффективной реабилитации пациентов.

Товар, обладающий характеристиками под номерами 6, 24, 28 является более оснащенным, модернизированным.

Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства принципиальной важности наличия у товара спорных характеристик, не представлены заключения медицинских комиссий с рекомендациями использовать данный товар ввиду наличия у него исключительной функции, положительно влияющей на динамику реабилитации.

Марийским УФАС России установлено, что на участие в закупке поданы заявки с предложением к поставке товара производителя E-Helper.

Начальная максимальная цена контракта обоснована на основании трех коммерческих предложений к поставке товара производителя E-Helper.

В материалы дела не представлены сведения о соответствии установленным в извещении о проведении закупки товаров не менее двух производителей.

На основании изложенного в действиях Заказчика установлены нарушения требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет административную ответственность.

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 указанного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Во исполнение частей 1, 2 статьи 38 Закон о контрактной системе заказчик создает контрактную службу или назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Согласно части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Установлено, что указанная закупка проводилась при участии Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, как Уполномоченного органа по проведению процедуры закупки для Заказчика — ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница».

Взаимодействие Комитета с Заказчиками осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.04.2023 № 163 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков» (далее — Постановление № 163).

Закупка формируется исходя из потребности каждого конкретного Заказчика в том или ином товаре (работе, услуге) с учетом специфики его деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 5 раздела 1 Постановления № 163 Заказчик несет ответственность за способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя); за соответствие технического задания (описания объекта закупки, срока (графика) поставки товаров (работ, услуг), условий контракта (в случае его предоставления заказчиком) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке; за критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины их значимости.

Уполномоченный орган несет ответственность за формирование извещения об осуществлении закупки в соответствии с представленной заказчиком заявкой на осуществление закупки (далее - заявка на закупку), за исключением электронных документов, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе; за размещение извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС); за соблюдение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе.

Из раздела 2 Постановления № 163 следует, что на основании плана-графика закупок Заказчик формирует заявку на закупку и направляет ее в Уполномоченный орган. При этом, к заявке на закупку прилагается в том числе: описание объекта закупки (техническое задание), составленное в соответствии с предметом контракта, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Установлено, что заявку на закупку в Уполномоченный орган направил <...>.

Приказом № 02/121-лс от 29.04.2022 на <...> возложены обязанности главного специалиста по закупкам ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница».

Согласно пункту 2.13 должностной инструкции главный специалист по закупкам осуществляет подготовку и размещение извещения о закупке в ЕИС.

Таким образом, прихожу к выводу, что <...> сформировано описание объекта закупки 0108500000424001435 (техническое задание), входящее в состав извещения о проведении закупки, с нарушением требований Закона о контрактной системе, следовательно его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вина <...> в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и собранными материалами дела.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное деяние, виновное лицо как субъект административного правонарушения не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности должно было и могло предвидеть наступление неблагоприятных последствий для правоотношений, охраняемых административным правом.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения <...>, правонарушение признано совершенным по неосторожности. <...> не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, квалификация действий <...> не зависит от наличия или отсутствия последствий совершённого правонарушения.

По смыслу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в рамках рассмотрения настоящего административного дела не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность совершение <...> ранее однородного административного правонарушения с последующим привлечением к административной ответственности (постановление № 012/04/7.30- 729/2023 от 12.09.2023).

Должностным лицом также исследован вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с тем, что действия <...> посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления при проведении закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, важность, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил административного наказания, не имеется.

Кроме того, сформированное <...> техническое задание с нарушением Закона о контрактной системе ограничивает число участников закупки.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Учитывая санкцию вышеуказанной статьи, на основании пункта 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ принимается решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – главного специалиста отдела закупок ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Назначить <...> административное наказание в соответствии с санкцией части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Код бюджетной классификации: 161 1 16 01071 01 0030 140;

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России;

ИНН: 1215026787;

КПП: 121501001; получатель – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России);

банк получателя: Отделение - НБ Республика Марий Эл;

БИК: 018860003;

р/счёт: 40102810545370000075;

код ОКТМО: 88701000;

УИН 16100500000001975538.

 

Разъяснить, что согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных в том числе частями 5 - 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Приложение: квитанция на оплату на 1 л.

 

 

Заместитель руководителя управления-начальник отдела

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2024-3135

 

 

Связанные организации

ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская клиническая больница"
ИНН 1215019719, ОГРН 1021200771734