Решение №012/01/10-874/2020 решение по факту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защит... от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 012/01/10-874/2020

 

11 марта 2021 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2021 года

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, председатель Комиссии;

главный специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи через программу «TrueConf»:

ИП С., представителя ИП С. (устное ходатайство ИП С. об участии представителя);

представителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья», действующих на основании доверенностей,

представителя ПАО «ТНС энерго Марий Эл», действующей на основании доверенности,

эксперта Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл,

рассмотрев дело № 012/01/10-874/2020 в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья», возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С., а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С., а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020.

Во исполнение определения о назначении дела ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ИП С., ПАО «ТНС энерго Марий Эл» представили письменные пояснения и документы, которые приобщены к материалам дела.

ИП С. на рассмотрении дела указал, что в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению индивидуального предпринимателя, сетевой организацией нарушен порядок проведения проверки прибора учета. Так, общество не предоставило копию акта по результатам проведения проверки от 16.07.2020. При этом проверка проводилась в присутствии А., В., З., С., которые могут подтвердить составление акта по результатам проверки. Кроме того, общество не известило индивидуального предпринимателя о проведении проверки 29.07.2020, сотрудники ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по телефону лишь сообщили о необходимости снятия показаний прибора учета. Кроме того, ИП С.. подтвердил, что до проведения проверки 13.08.2020 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направило на электронный адрес индивидуального предпринимателя уведомление о проведении проверки, а также вручило данное уведомление лично 13.08.2020.

Также ИП С. пояснил, что не вмешивался в работу прибора учета. Показания прибора учета после его замены увеличились, поскольку увеличился объем работ в цехах, объем потребления электроэнергии которых фиксируется в показаниях прибора учета электроэнергии.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на рассмотрении дела указало, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку обществом соблюден порядок и процедура проведения проверки и составления акта безучетного потребления. При этом территория, на которой расположен прибор учета, является закрытой, не предполагает свободного доступа к прибору учета. При этом при проведении проверки 16.07.2020, 13.08.2020 присутствовал потребитель лично, потребитель обеспечил доступ к прибору учета. Кроме того, 29.07.2020 на производственную территорию потребителя также был обеспечен доступ сотрудникам общества. При этом ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснило, что при проведении проверки не вмешивалось в прибор учета, для проведения проверки производится лишь открытие крышки и измерение показаний эталонным прибором учета. Повреждения, выявленные в ходе проведения экспертизы прибора учета, не могли быть сделаны во время проведения проверки сотрудниками сетевой организации. В то же время вмешательство потребителя в прибор учета лишает силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным прибором учета и влечет применение последствий, установленных пунктом 195 Правил №442.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» на рассмотрении дела указало, что акт безучетного потребления поступил в адрес гарантирующего поставщика, потребителю выставлен счет на оплату, однако в последствии акт безучетного потребления возвращен сетевой организации, а счет на оплату отозван. Согласно пояснениям ПАО «ТНС энерго Марий Эл», гарантирующий поставщик не вправе давать оценку действиям сетевой организации.

Марийским УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции 02.12.2020 вынесено заключение об обстоятельствах дела, в котором описаны обстоятельства и доказательства, на основании которых Комиссией сделан вывод о квалификации действий ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С., а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с вынесенным заключением не согласилось, указало, что при выставлении акта безучетного потребления руководствовалось правовой позицией Верховного суда Российской Федерации. При этом установление повреждений бумажного стикера завода-изготовителя свидетельствует о нарушении знаков визульного контроля, и ведет к признанию потребления безучетным, даже без исследования внутренних повреждений прибора учета. Также описанные в акте проверки сведения о данных измерения напряжения не имеют отношения к выставленному акту безучетного потребления и не влияют на результаты проверки.

Эксперт на рассмотрении дела указал, что повреждения бумажного стикера производителя и голографической наклейки могут быть внесены в ходе эксплуатации счетчика, на данные повреждения не влияет факт опломбирования его сетевой организацией и сохранность пломб на приборе учета. Этикетки (бумажные стикеры) могут быть повреждены и при сохранности пломб как сетевой организации, так и завода-изготовителя. При этом эксперт также указал, что выявленные в ходе проведения экспертизы вмешательства в прибор учета могли быть внесены только после полного разбора прибора учета и вскрытия пломб на приборе учета.

 

Рассмотрев материалы дела, исследовав документальные доказательства и выслушав устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение от 30.07.2020 вх.№135-С, а также аналогичное обращение от 09.10.2020 вх.№195-С на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в необоснованном осуществлении мероприятий по проверке прибора учета и отказе в предоставлении акта по результатам осмотра прибора учета.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией. Приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25.02.2020 № 11т на 2020 год ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл на 2020 год», следовательно, общество занимает доминирующее положение на товарном рынке по передаче электрической энергии.

Таким образом, на ПАО «МРСК Центра и Приволжья» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что между собственником нежилого помещения ИП С. и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения от 29.12.2012 №6387 в отношении точки поставки – производственная база.

Сетевой организацией в 2020 году проводились проверки прибора учета, установленного у ИП С.

Проведение проверок приборов учета электроэнергии регламентируется Правилами организации учета электроэнергии на розничных рынках, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее –Правила №442).

В соответствии с пунктом 170 Правил №442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности). Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

При этом под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа (пункт 173 Правил №442).

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с планом-графиком инструментальных проверок потребителей, утвержденным на 2020 год, проведение проверки прибора учета ИП С., КТП -305 было запланировано в июле 2020 года.

В ходе рассмотрения обращения установлено нарушение сроков и процедуры уведомления потребителя о проведении проверки.

Так, в соответствии с пунктом 174 Правил №442, в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.

Из представленных в материалы дела документов следует, что счетчик Меркурий 230 AR-03, 2017 года выпуска, установлен Симонову Е.И. 06.02.2018, при этом в соответствии с актом замены средств учета электроэнергии от 06.02.2018, указан также номер пломб на крышке зажимов CW 0740595.

По сообщениям заявителя, по результатам проверки 16.07.2020 был составлен акт, однако данный акт ИП С. не был вручен.

Из пояснений ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что обществом по результатам проверочных мероприятий 16.07.2020 акт не составлялся, поскольку проверка не была завершена по причине неисправности эталонного счетчика, которым осуществляется проверка.

При этом в соответствии с пояснениями С., данными при расследовании по фактам сообщения о безучетном потреблении, 16.07.2020 он снял пломбы со счетчика и попытался произвести замеры, но в связи с неисправностью прибора проверки сделать этого не удалось. После чего С. опечатал счетчик, акт проверки не составлял.

В последующем сетевой организацией 29.07.2020, 13.08.2020 также проведена проверка прибора учета ИП С.

По результатам проверки 29.07.2020 составлен акт №377 от 29.07.2020, в соответствии с которым установлена непригодность группы учета для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию по причине несоответствия измеренных данных внутреннего потребления счетчика-заводским, указанным в паспорте счетчика. Сетевой организацией указано на необходимость изъятия счетчика на независимую экспертизу. Также указано на то, что процедура проверки узла учета не завершена по причине закрытия двери шкафа учета потребителем на замок, воспрепятствовании потребителем процедуре проведения проверки.

Также по результатам проверки от 13.08.2020 был составлен акт, в соответствии с которым в ходе проведения проверки установлено повреждение заводской боковой наклейки, и указано на необходимость проведения независимой экспертизы счетчика на предмет вскрытия, вмешательства в измерительный узел. По результатам экспертизы указано о возможности либо невозможности составления акта безучетного потребления.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в адрес ИП С. должностными лицами ПАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществлялись телефонные звонки 16.07.2020, 28.07.2020, 29.07.2020. Также на электронный адрес ИП С. 11.08.2020 было направлено письмо «ответ на обращение». Кроме того, 13.08.2020 С. вручено уведомление о необходимости доступа к прибору учета должностных лиц ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Однако потребитель заблаговременно (за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки) о проведении проверки на 16.07.2020, 29.07.2020, 13.08.2020 не уведомлялся.

В соответствии с пунктом 173 Правил №442, в акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия. При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

По результатам проверки от 13.08.2020, номер пломб на крышке зажимов не указан, номер пломб на крышках ТТ и номер пломб на винтах цепей напряжения указан 0740598.

При этом из материалов дела, письменных и устных пояснений ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 30.11.2020 следует, что пломба с номером 0740595 на крышке зажимов CW была снята для проведения замеров 16.07.2020, и заменена пломбой с номером 20201587. 29.07.2020 пломба на крышке зажимов CW была снята для проведения замеров, крышка прибора учета осталась неопломбированной.

С учетом проведенных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» действий 16.07.2020 по снятию пломб и опломбированию вновь прибора учета, Марийское УФАС России приходит к выводу, что сетевая организация при проведении проверки и замене пломб на приборе учета обязана была фиксировать данные действия в акте проверки прибора учета.

Комиссия также приходит к выводу о том, что для ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не было препятствий для составления акта проверки прибора учета 16.07.2020, с учетом того, что такой акт был составлен 29.07.2020, то есть на момент, когда проверка также была не завершена.

Таким образом, в ходе проведения проверки 16.07.2020 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» были заменены пломбы на приборе учета заявителя, однако акт о замене пломб не составлялся, в связи с чем Марийское УФАС России приходит к выводу о нарушении сетевой организацией пункта 173 Правил №442 при проведении проверки, поскольку в акте проверки отсутствуют сведения, предусмотренные данным пунктом.

В силу пункта 153 Правил №442 допуск к эксплуатации прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым - тринадцатым настоящего пункта. Процедура допуска к эксплуатации прибора учета не требуется, в случае если в рамках процедуры установки (замены) прибора учета или смены собственника прибора учета сохраняются контрольные пломбы и знаки визуального контроля, установленные ранее при допуске к эксплуатации соответствующего прибора учета.

Комиссия Марийского УФАС России, с учетом положений пунктов 153, 173 Правил №442 приходит к выводу о том, сетевой организацией нарушены требования к проведению проверки в части снятия контрольных пломб сетевой организации и отсутствия опломбирования прибора учета в период с 29.07.2020 по 13.08.2020, что вызвано прежде всего нарушением процедуры проведения проверки, отсутствием надлежащего уведомления потребителя о проведении проверки. Как следствие, указанные нарушения ведут к невозможности установления времени, места, когда было произведено вмешательство в прибор учета, а также невозможности установления лица, которым произведено вмешательство в прибор учета.

В соответствии с пунктом 177 Правил №442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В соответствии с Правилами №442 «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

В силу пункта 178 Правил №442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля); объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

В соответствии с экспертным заключением от 17.09.2020 №087/083, выполненным экспертом Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл, в исследуемом приборе, в счетчике электрической энергии «Меркурий 230 AR-03» заводской номер №30646736 выявлены повреждения знаков визуального контроля, обнаружены следы ручной пайки и отверстия, выполненные не автоматизированным способом, следы механического воздействия в виде разрезов, следы термопластичного клея, не предусмотренные заводом-изготовителем.

В последствие ПАО «МРСК Центра и Приволжья» был составлен акт о неучетном потреблении от 22.09.2020 №505. При этом в указанном акте в качестве способа осуществления безучетного потребления электроэнергии указано на выявленное по результатам проверки 13.08.2020 нарушение путем повреждения заводских боковых наклеек на корпусе счетчика электроэнергии, то есть вмешательства во внутреннюю часть корпуса счетчика электроэнергии, что подтвердила независимая экспертиза, что привело к искажению данных об объеме потребленной электроэнергии.

Комиссией также установлено, что в ходе проведения проверки 29.07.2020 сетевой организацией была снята пломба с прибора учета, повторное опечатывание прибора учета не производилось.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.06.2020 N 5-КГ20-23, 2-2229/2018 неисполнение потребителем закрепленной законодателем обязанности, в частности по обеспечению сохранности пломб (средств визуального контроля), нанесенных на средство измерения, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным прибором учета.

При этом из определения безучетного потребления, данного в Правилах №442, повреждение контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля является одним из оснований для признания потребления электроэнергии безучетным.

Поскольку прибор учета, установленный у ИП С., был опломбирован сетевой организаций, основаниями, позволяющими определить возможность вмешательства потребителя в прибор учета, являются прежде всего указанные пломбы.

Отсутствие фиксации в акте проверки 16.07.2020 факта замены пломб прибора учета, а также снятие пломбы прибора учета 29.07.2020 не позволяет с достоверностью установить, были ли произведены выявленные в ходе экспертизы следы вмешательства самим потребителем. Кроме того, отсутствие пломб сетевой организации в период с 29.07.2020 по 13.08.2020 и на момент проведения проверки 13.08.2020 делает невозможным контроль и установление фактов повреждения пломб при вмешательстве в прибор учета, а, следовательно, ведет к невозможности установления факта безучетного потребления.

Кроме того, в акте проверки от 29.07.2020, представленном в материалы дела не указаны сведения о состоянии знаков визуального контроля, не отражено наличие повреждений голографических наклеек, что не позволяет с достоверностью определить возможность вмешательства со стороны потребителя в работу прибора учета, в том числе с достоверностью определить, когда, кем осуществлено вмешательство в прибор учета.

При этом, несмотря на проведение проверки 13.07.2020, состояние контрольных пломб и знаков визуального контроля никак не фиксировалось, акт проверки 13.07.2020 не составлялся.

Также в актах проверки от 29.07.2020, от 13.08.2020, в нарушение требований пункта 173 Правил №442, не указаны установленные факты безучетного (бездоговорного потребления), в связи с чем составление акта безучетного потребления 22.09.2020 произведено с нарушением Правил №442.

Комиссия приходит к выводу о том, что в отсутствие фиксации состояния прибора учета в ходе проведения проверки 16.07.2020, 29.07.2020 и в отсутствие данных о наличии и целостности голографических наклеек на приборе учета в указанные даты, а также фактическое отсутствие пломб сетевой организации в период с 29.07.2020 по 13.08.2020 не позволяет с достоверностью установить, когда, кем произведено вмешательство в прибор учета и выявленные в ходе проведения экспертизы повреждения. Также указанное не позволяет с достоверностью установить, были ли данные повреждения в прибор учета внесены рассматриваемым потребителем ИП С., либо иным лицом.

В соответствии с пунктом 187 Правил №442 объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, - определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Допущенные в ходе проведения проверки нарушения процедуры и порядка проведения проверки делают невозможным установление периода безучетного потребления.

По результатам рассмотрения акта безучетного потребления ПАО «ТНС Энерго Марий Эл», указанный акт письмом от 20.10.2020 №03-20/13924 был возвращен в адрес сетевой организации, при этом гарантирующий поставщик указал, что если рассматривать наклейку завода-изготовителя прибора учета в качестве акта визуального контроля, то к акту о безучётном потреблении должны быть приложены документы, подтверждающие их изначальную целостность.

Марийское УФАС России полагает, что указанное также подтверждает нарушение со стороны ПАО «МРСК Центра и Приволжья» процедуры и порядка проведения проверки прибора учета ИП С.

Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушают права потребителя электрической энергии С., ведут к необоснованному выставлению акта безучетного потребления, а также необоснованному начислению платы в соответствии с актом о безучетном потреблении от 22.09.2020 и возложении на С. обязанности по оплате выставленной суммы безучетного потребления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения антимонопольным органом установлено, что акт безучетного потребления, направленный в адрес потребителя, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не отозван.

На основании изложенного, комиссией установлено, что имеются основания для выдачи предписания ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 14.6, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50, статье 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка и процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, установленного в месте ведения хозяйственной деятельности ИП С., а также необоснованном составлении акта неучетного потребления от 22.09.2020.

2 Выдать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны