Постановление №012/04/9.21-177/2021 факт нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа ... от 22 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 012/04/9.21-177/2021

об административном правонарушении

 

«22» апреля 2021 года                                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя-начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 012/04/9.21-177/2021 от 30 марта 2021 года и материалы административного дела № 012/04/9.21-177/2021, возбужденного в отношении ПГСК «Ралли» по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объектов, расположенных на территории гаражного кооператива «Ралли», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии законного представителя ПГСК «Ралли» председателя Е., Ц., представителя Б. по доверенности от 11.08.2020 П.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении            № 012/04/9.21-177/2021 в отношении ПГСК «Ралли» по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объектов, расположенных на территории гаражного кооператива «Ралли», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего Ц. направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-177/2021 и проведении административного расследования от 18.12.2020 (получено ПГСК «Ралли» 09.03.2021. Ц. – 07.03.2021).

Протокол об административном правонарушении № 012/04/9.21-177/2021 от             30.03.2021 составлен по правилам статьи 28.2, 28.3 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в присутствии председателя ПГСК «Ралли» и свидетеля.

Копия протокола № 012/04/9.21-177/2021 (исх. № 03-07/238) от 30.03.2021 вручена участвующим в деле лицам лично.

Протокол допроса свидетеля П. от 30.03.2021 составлен по правилам статьи 25.6 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России и специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России.

Копия протокола допроса вручена свидетелю П. лично.

Определением об отложении рассмотрения дела от 12.04.2021 рассмотрение дела отложено на 22.04.2021. Копия определения вручена председателю ПГСК «Ралли» лично, Ц. получена по почте 16.04.2021.

Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела № 012/04/9.21-177/2021.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение Ц. № 597 от 01.02.2021 на действия ПГСК «Ралли» по ограничению поставки электрической энергии на территории гаражного кооператива «Ралли» с 23:00 до 07:00.

Кроме того, в Марийское УФАС России поступило также обращение от 30.03.2021 № 2784 Б. на действия ПГСК «Ралли» аналогичное обращению Ц.

Определением от 12.04.2021 Б. привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего.

По результатам рассмотрения обращения Марийским УФАС России установлено следующее.

Членам гаражного кооператива «Ралли» Ц. и Б. на праве собственности принадлежат объекты, расположенные на территории кооператива.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

ПГСК «Ралли» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения объекта гаражей кооператива «Ралли», что подтверждается договором энергоснабжения от 20009 от 27.12.2012, заключенному между ПГСК «Ралли» и ОАО «Мариэнергосбыт».

Согласно данному договору гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Таким образом, на всех членов кооператива, в том числе и для объектов Ц. и Б., выделена определенная электрическая мощность, они подключены к электрической сети путем опосредованного присоединения через сети ПГСК «Ралли», обеспечивающих электроснабжение всех гаражей данного кооператива.

Согласно материалам обращений, с 23:00 до 07:00 на территории гаражного кооператива производится отключение электричества. В тоже время, в смету плановых расходов ПГСК «Ралли» включается плата за электроэнергию, в том числе за ночное освещение гаражей.

Согласно пояснениям ПГСК «Ралли», кооператив в своей деятельности руководствуется уставом ПГСК «Ралли», утвержденным общим собранием членов кооператива 27.12.2014.

Согласно пункту 7.2 указанного Устава внешним органом управления кооператива является общее собрание его членов.

В ПГСК «Ралли» 170 гаражных боксов, счетчики электроэнергии установлены внутри гаражных боксов, более половины счетчиков нуждаются в замене, их поверочных период пройден. Оплата электроэнергии происходит по общему счетчику, установленному в офисе ПГСК «Ралли».

Согласно смете плановых расходов ПГСК «Ралли» на электроэнергию:

  1. на освещение гаража – 40 кВт в год;
  2. ночное освещение – 45 кВт в год;
  3. освещение и обогрев офиса – 15 кВт в год.

С целью не выходить за смету плановых расходов 27.01.2018 на повторном общем собрании членов ПГСК «Ралли» был включен в повестку дня вопрос, касающийся электроэнергии. По результатам данного собрания было принято зафиксированное в пункте 6 протокола № 2 от 27.01.2018 решение, согласно которому при замене люминесцентных ламп на светодиодные, отключать ночное освещение по периметру в 23:00. Подачу электроэнергии в автоместа отключать с 23:00 до 06:00. В соответствии с пунктом 7 указанного протокола автоместа должников, не уплативших членские взносы, отключаются от электроэнергии.

Владелец гаражного бокса № 149 Цаплин В.К. в 2020 уплатил членские взносы в сумме 2700 руб. За 2021 членские взносы с его стороны не внесены.

В соответствии с решением повторного общего собрания от 26.01.2019, зафиксированном в пункте 6 протокола № 2, подача электроэнергии в гаражные боксы и ночное освещение отключается по периметру в 23:00. Также, в соответствии с пунктом 3 указанного протокола установлен размер целевого взноса за капитальный ремонт дороги в размере 2500 руб. Собственником гаражного бокса № 149 указанный целевой взнос не внесен.

Согласно пункту 6 протокола № 2 от 25.01.2020 общим собранием членов ПГСК «Ралли» принято решение отключать подачу электроэнергии по периметру ежедневно в 23:00. Кроме того, принято решение отключать подачу электроэнергии в гаражные боксы членов кооператива, имеющих задолженность по взносам.

По мнению ПГСК «Ралли», на основании изложенного, кооператив имеет право осуществлять отключение электрической энергии в гаражном боксе заявителя № 149, в связи с неуплатой целевого взноса за 2019 год в размере 2500 руб.

Марийским УФАС России установлено, что отключение электричества – ночного освещения происходило на территории всего гаражного кооператива «Ралли». В тоже время, ПГСК «Ралли» не представлено доказательств, подтверждающих наличие задолженности у всех членов кооператива.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или (частичного) режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены участники рынка энергоснабжения, по инициативе которых может вводиться ограничение режима потребления электрической энергии, а также основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в пункте 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

ПГСК «Ралли» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, ПГСК «Ралли» не наделен полномочиями прекращать энергоснабжение нежилом помещении торгового центра.

Также ПГСК «Ралли» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделен полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети кооператива.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании вышеизложенного, следует, что действия ПГСК «Ралли», выразившиеся в ограничении поставки электрической энергии на территории гаражного кооператива «Ралли» с 23:00 до 07:00, осуществлены с нарушением предусмотренных законодательством процедур для прекращения подачи энергии.

Данные действия противоречат требованиям пункта 6 Правил № 861.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На составлении протокола председатель ПГСК «Ралли» факт нарушения ст. 9.21 КоАП РФ не признал. Дополнительно указал, что в кооперативе имеются собственники гаражей, у которых отсутствует задолженность по целевым взносам, в том числе за электрическую энергию. Факт отключения электрической энергии в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут подтвердил в полном объеме в отношении всех собственников гаражного кооператива. Совершая действия по ограничения электрической энергии ПГСК «Ралли» руководствовалось решениями общего собрания собственников гаражей. Протоколы общего собрания размещаются в офисе кооператива. В адрес всех собственников гаражей письменных уведомлений об ограничении электрической энергии не направлялось. Период ограничения с 2018 года по настоящее время. 

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако ПГСК «Ралли» не представлены достаточные доказательства того, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, д. 97А.

Время совершения административного правонарушения: с 2018 года по настоящее время.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного ПГСК «Ралли», образуют:

  • объект административного правонарушения – установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;
  • объективная сторона – нарушение ПГСК «Ралли» пункта 6 Правил № 861;
  • субъект правонарушения – ПГСК «Ралли»;
  • субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ПГСК «Ралли» имелась возможность соблюдения Правил № 861, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ПГСК «Ралли». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ПГСК «Ралли» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», ПГСК «Ралли» (ИНН: 1215064831, ОГРН: 1021200787630, юридический адрес: 424016, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, д. 97А) состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из данного реестра.

Сведения о том, что ПГСК «Ралли» ранее привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в материалах дела, отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ ПГСК «Ралли» достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Привлечь ПГСК «Ралли» (ИНН: 1215064831, ОГРН: 1021200787630, юридический адрес: 424016, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, д. 97) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны