Решение №012/05/7-665/2021 факт нарушения пункта 3 части 5 и части 11 статьи 5, пункта ... от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-665/2021

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«06» августа 2021 года                                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «06» августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен: «06» августа 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 012/05/7-665/2021, возбужденное в отношении Т., Г. по признакам нарушения пункта 3 части 5 и части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7, частей 5, 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения на стене дома рекламной конструкции без получения соответствующего разрешения на размещение рекламы табачной продукции и курительных принадлежностей «Dream Launge» в отсутствии лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы в городе Волжск, в результате которого 22.06.2021 установлен факт размещения рекламы кальяна и демонстрации процессов курения следующего содержания:

 

   

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

  1. В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д., и может существенным образом различаться у обучающихся.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

В рекламной конструкции, расположенной на стене дома по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 49 информация представлена на иностранном языке, без перевода на русский язык, следовательно, данная рекламная информация размещена с нарушением требований части 11 статьи 5 Федерального закона о рекламе.

  1. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения. Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Объектный анализ размещенных графических изображений в рассматриваемой рекламе, а именно курительных принадлежностей, кальяна в сочетании с текстовой информации «вейп бар» ассоциируется с определенным товаром - табачной продукцией.

Таким образом, из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является реализуемая табачная продукция.

На изображении, расположенном на внешней стене здания по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 49, присутствует пар (дым), что также может ассоциироваться у потребителей с рекламой табачной продукции.

Указанная информация в совокупности со словосочетанием «Dream Launge» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации принадлежностей для курения кальяна и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей.

Таким образом, в нарушение норм пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, в рассматриваемой рекламной информации содержится демонстрация процесса курения, а также реклама табачного изделия.

  1. Марийским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама табачной продукции и курительных принадлежностей распространена посредством размещения на общем имуществе дома, с использованием рекламной конструкции.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, подъезды многоквартирного дома, стены, оконные проемы многоквартирного жилого дома, входная дверь в многоквартирный дом являются общей собственностью собственников многоквартирного дома.

Согласно п. 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.

Статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросу заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Учитывая изложенное, при размещении рекламы на общем имуществе собственников многоквартирного дома, независимо от места размещения такой рекламы, а также от использования или неиспользования несущих конструкций здания, необходимо получение согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Доказательства того, что рассматриваемая реклама табачной продукции и курительных принадлежностей «Dream Launge» размещена с согласия собственников помещений отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламой распространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Однако, перечень рекламных конструкций, обозначенный в ч.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», не является закрытым, поскольку перечень способов и видов распространения рекламы не определен и не ограничен.

В указанной части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения». К иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. Федеральный закон «О рекламе» не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества. Вместе с тем, по мнению специалистов ФАС России, под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.), такие конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными конструкциями.

Аналогичные выводы также отражены в письме ФАС России от 24.09.2020 №ДФ/82787/20.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что реклама табачной продукции и курительных принадлежностей «Dream Launge», размещенная на внешней стороне здания по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 49, является рекламной конструкцией.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вместе с тем, разрешение на установку данной рекламной конструкции отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований частей 5 и 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» Закона о рекламе.

 

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 несет рекламодатель, ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 – рекламодатель и рекламораспространитель, части 9 статьи 19 – рекламораспространитель.

В ходе проведенного Марийским УФАС России мониторинга и согласно ответу Администрации городского округа «Город Волжск» деятельность по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 49 осуществляют: Т., Г.

Следовательно, Т., Г. являются как рекламодателями, так и рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.                                                                                            

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Вместе с тем, ответчиками не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения данной рекламной информации в настоящее время.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ответчиткам.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

 

   

 

поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5; пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7, частей 5 и 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ответчикам обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лиц к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                               

                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны