Решение №АБ/2720/23 Решение по делу №012/10/18.1-428/2023 от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере проведения торгов

по делу №012/10/18.1-428/2023

 

24 мая 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере проведения торгов (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – <...> заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видео-конференц-связи представителя:

- организатора торгов – руководителя Отдела имущества Параньгинского района Республики Марий Эл <...>;

в отсутствии заявителя – <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения;

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 3485-ИП/23 от 17.05.2023) на действия организатора торгов – Отдела имущества Параньгинского района Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона по аренде и продажи земельных участков (номер извещения №21000035250000000020, лот №1, лот №2 от 07.04.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.04.2023 Отделом имущества Параньгинского района Республики Марий Эл на официальной сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение №21000035250000000020 о проведении открытого аукциона по аренде и продаже земельных участков .

По лоту № 1 на аукцион выставлен земельный участок, месторасположения: Республика Марий Эл, Параньгинский район, п. Параньга, ул. Мира, 1а, кадастровый номер 12:12:4701035:4, общая площадь 16846 кв.м., разрешенное использование - для размещения производственных зданий, категория земель – земли населенных пунктов, начальная цена - 56 000 рублей 00 копеек.

По лоту 2 на аукцион выставлен земельный участок, месторасположения: Республика Марий Эл, Параньгинский район, п. Параньга, ул. Мира, 1а, кадастровый номер 12:12:4701035:5, общая площадь 1115 кв.м., разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания модуля (для хранения автотранспортных средств), категория земель – земли населенных , начальная цена - 15000 рублей 00 копеек.

В аукционах по лотам № 1, 2 приняли участие три участника: ИП Б., ИП Ж., ИП Х.

По результатам аукционов по лотам1, 2 его победителем признан ИП Х., предложивший арендную плату в сумме 59 360 рублей 00 копеек и 15000 рублей 00 копеек соответственно.

Из части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) следует, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

17.05.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба – ИП Ж.

Доводы жалобы сводятся к тому, что аукционная комиссия Заказчика в нарушение положений статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации неправомерно не допустила Заявителя до участия в торгах, так же победитель торгов заявлялся как физическое лицо, хотя аукцион для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл приняло жалобу к рассмотрению.

Организатор торгов посредством видео-конференц-связи с доводом жалобы согласился частично, пояснил что в составе заявки ИП Ж. была представлена справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход № 25488133 от 14.01.2023, указанная справка в соответствии со штампом МИ ФНС России ЦОД была действительна по 24.03.2023. В дальнейшем было обнаружено, что действительна до 24.03.2023 не справка, а сертификат электронной цифровой подписи.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы, обсудив доводы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.05.2023, заявитель не допущен до участия в аукционе по следующим основаниям: подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду (подпункт 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

Указанные Организатором торгов, основания для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе не соответствуют нормам действующего законодательства ввиду следующего.

Пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ предусмотрено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно пункту 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закон о развитии предпринимательства, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ).

Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 3 статьи 39.12 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Так, Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя, представлена справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2023 год №25488133 от 14.01.2023, согласно которой <...> встал на учет 14.01.2023, сведении о снятии с учета не имеется.

Справка подписана ЭЦП, владелец ЭЦП: МИ ФНС России по ЦОД, срок Электронной подписи с 24.12.2021 по 24.03.2023.

В пункте 1 статьи 3 Закона о развитии предпринимательство закреплено определение субъектов малого и среднего предпринимательства, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства как следует из части 1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

С учетом части 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства в целях отнесения указанных выше хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, к субъектам малого и среднего предпринимательства, должны выполняться условия относительно не превышения установленных предельных значений среднесписочной численности работников и величины дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 265 установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности: микропредприятия - 120 млн. рублей, малые предприятия - 800 млн. рублей, средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, предусмотренные частью 3 статьи 4.1. Закона о развитии предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Частью 1 статьи 14.1 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2 - 6 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 - 21, 23, 25 Закона о развитии предпринимательства, и поддержки, предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества.

Положения Закона о развитии предпринимательства, как следует из части 4 статьи 27 Закона о развитии предпринимательства, касающиеся оказания поддержки, предусмотренной данным законом, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон о проведении эксперимента).

Частью 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента уставлено, что физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента).

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Закона о проведении эксперимента).

Не вправе применять специальный налоговый режим лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей (пункты 4, 8 части 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента).

Пунктом 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ для заявителей предусмотрено альтернативное предъявление документов: предоставление сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо заявление о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Данная норма введена до принятия Закона о проведении эксперимента и может распространяться исключительно на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из совокупных положение действующих правовых норм следует, что для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, не установлена необходимость дополнительно декларировать о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Такая обязанность распространяется только на вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Правовой статус физического лица, применяющего специальный налоговый режим, с учетом максимально возможной величины дохода и отсутствием наемных рабочих уже предполагает его соответствие всем необходимым условиям для получения установленных мер поддержки, предусмотренных законодательством.

Таким образом, предоставление справки о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход является надлежащим документом, подтверждающим правовой статус физического лица, применяющего специальный налоговый режим, и его соответствие всем необходимым условиям для получения установленных мер поддержки, предусмотренных законодательством.

Доводы организатора торгов о том, что срок действия справки о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2023 год №25488133 от 14.01.2023 истек 24.03.2023, является несостоятельным поскольку 24.03.2023 являлось датой истечения срока действия сертификата электронной цифровой подписи, которой была подписана справка.

Ввиду вышеизложенного, у Организатора торгов отсутствовали правовые основания для отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе.

Довод заявителя в указанной части является обоснованным, в действиях организатора торгов устанавливается нарушение подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

2. Касаемо довода Заявителя о том, что победителем аукциона (ИП Х.) подана заявка как от имени физического лица, хотя аукцион объявлен только для субъектов малого предпринимательства.

Согласно протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 12.05.2023 определен победитель аукциона ИП Х.

Так в составе заявки победителя представлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Номер налогоплательщика 352527114416.

Согласно выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Х. относится к категории СМП: микропредприятие.

Согласно сведениям из ЕГРИП Х. является индивидуальным предпринимателем.

На основании вышеизложенного довод в данной части не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное и конкретные обстоятельства дела, Комиссия решила выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Марийского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Ж. обоснованной в части первого довода.

2. Признать в действиях организатора торгов – Отдела имущества Параньгинского района Республики Марий Эл нарушение подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Отделу имущества Параньгинского района Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

Члены комиссии:

 

 
 

 

 
 

 

 

Связанные организации

Отдел Имущества Параньгинского района
ИНН 1211002175, ОГРН 1021200696164