Решение б/н Решение по делу 03-25/24 о нарушении законодательства о рекл... от 7 октября 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25 июня 2009 года                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля  2009 г.

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления, Зубарев В.В.;

член Комиссии – начальник отдела финансовых рынков и рекламы,           Куканова О.А.

член Комиссии – специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы, Мингазов Р.Ш.

 

рассмотрев дело № 03-25/24 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО «ДОМакС» (425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Гагарина, д. 141, ИНН 1216011945, ОГРН 1031205001464), а также ООО «Волжские Вести» (425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Советская, д. 29, ИНН 1216009872, ОГРН 1021202253280), выразившегося в распространении в СМИ следующей рекламной информации:

ООО «Домакс» г. Волжск, ул. Ленина, 20 тел. (83631)6-ХХ-ХХ, 8-917-ХХХ-ХХ-ХХ Кухонные гарнитуры влагостойкие столешницы ФАСАДЫ рамочные алюминиевый профиль итальянские, финские пластики МЕБЕЛЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Спальные гарнитуры Детские Прихожие Стенки Шкафы-купе Офисная мебель Продажа в кредит Доставка. Сборка. Гарантия.

 

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «ДОМакС» (директор, Данилов Олег Борисович, протокол общего собрания учредителей № 9).

ООО «Волжские Вести» (представитель по доверенности от 01.01.2009г., Лукаев Андрей Александрович).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в средствах массовой информации на территории г. Волжска, 20 марта 2009 г. специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе.

В газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 4 марта 2009 г на стр. № 22 размещен модуль, содержащий следующую информацию: ООО «Домакс» г. Волжск, ул. Ленина, 20 тел. (83631)6-ХХ-ХХ, 8-917-ХХХ-ХХ-ХХ Кухонные гарнитуры влагостойкие столешницы ФАСАДЫ рамочные алюминиевый профиль итальянские, финские пластики МЕБЕЛЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Спальные гарнитуры Детские Прихожие Стенки Шкафы-купе Офисная мебель Продажа в кредит Доставка. Сборка. Гарантия.

Определением  от 11.06.2009 года было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 03-25/24 в отношении ООО «ДОМакС» и ООО «Волжские вести».

Согласно договору на публикацию информационных материалов № 0045/09 от 01 января 2009 г., а также письменным объяснениям ООО «Волжские вести» от 22.06.2009г. № 65 следует, что ООО «ДОМакС» проводило рекламную акцию посредством размещения текстовой рекламы в двух номерах газеты «Волжская правда»: 27 февраля 2009г., 04 марта 2009 г., В других средствах массовой информации реклама не распространялась.

Согласно пояснениям представителя ООО «ДОМакС» за период размещения рекламы посредством банковского кредитования было заключено 6, 7 договоров; такое же число договоров на покупки мебели было оформлено путем товарного кредита. 

Согласование рекламного материала происходило следующим образом. Готовый макет для размещения  направлялся сотрудником рекламодателя          ООО «ДОМакС», Рыбаковой Е.М., непосредственно рекламораспространителю ООО «Волжские вести». Указанное обстоятельство подтверждается заявкой заказчика. Рыбакова Е.М. является сотрудником ООО «ДОМакС», что следует из приказа о приеме на работу № 11 от 02.07.07г., а также из должностной инструкции № 18 от 02 июля 2007г.

Кроме того, исходя из пояснений представителя ООО «ДОМакС» следует, что указание в рекламе на словесное обозначение «кредит» не относится к рекламе банковских услуг

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «ДОМакС» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц  12.02.2003 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица,  а также свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе.

Для привлечения внимания потребителей к реализуемым товарам            ООО «ДОМакС» заключило договор на публикацию информационных материалов от 01 января 2009 г. № 0045/09 (пункт 2.2. Договора).

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «ДОМакС» является источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

В связи с тем, что ООО «ДОМакс» определило объект рекламирования и содержание рекламы (подало заявку через своего сотрудника в газету «Волжская правда» на размещение рекламы, согласовало содержание рекламного объявления), оплатило услугу по размещению данной рекламы в СМИ, указанное общество является рекламодателем. На заседании Комиссии Марийского УФАС России    ООО «ДОМакС» не оспаривало, что является рекламодателем.

Таким образом, являясь лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а также лицом, осуществляющим продажу мебели, в том числе в кредит, ООО «ДОМакС»   в соответствии со статьёй 3 Закона о рекламе является рекламодателем. Кроме того, из согласованного макета рекламы следует, что он был направлен ООО «ДОМакС» в ООО «Волжские вести», а не наоборот.

ООО «Волжские вести» является лицом, которое, получив заявку на размещение рекламного объявления, согласовало его содержание с рекламодателем и разместило данное рекламное объявление в газете «Волжская правда».

 Следовательно, ООО «Волжские вести»  является  рекламораспространителем, что также не отрицалось представителем газеты.

В настоящий момент, размещаемая в газете «Волжская правда» реклама, касающаяся ООО «ДОМакС», приведена в соответствии с требованиями действующего законодательства о рекламе, что подтверждается газетой «Волжская правда» (стр. 22) от 24 июня 2009 г. № 25 (7744).

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Марийским УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что объектом рекламирования в газете «Волжская правда» являлись не только товары и услуги, реализуемые через магазин ООО «ДОМакС», но и финансовые услуги, целью рекламирования которых является привлечение внимания потенциальных заемщиков к получению кредита, так как в рекламном объявлении размещена напечатанная информация «кредит».

Таким образом, информация, размещенная в газете «Волжская правда» № 10 (7729) от 4 марта 2009 г. на стр. № 22 следующего содержания: ООО «Домакс» г. Волжск, ул. Ленина, 20 тел. (83631)6-ХХ-ХХ, 8-917-ХХХ-ХХ-ХХ Кухонные гарнитуры влагостойкие столешницы ФАСАДЫ рамочные алюминиевый профиль итальянские, финские пластики МЕБЕЛЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Спальные гарнитуры Детские Прихожие Стенки Шкафы-купе Офисная мебель Продажа в кредит Доставка. Сборка. Гарантия, является рекламой.

Указанное рекламное объявление направлено на продвижение товаров (мебели) ООО «ДОМакС», в том числе с помощью предоставления услуги по приобретению товара в кредит.

Доводы ООО «ДОМакС» о том, что указанная в рекламной информации услуга (кредит)  не является банковской услугой, Комиссией Марийского УФАС России признаются несостоятельными ввиду следующего.

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из материалов дела следует, что ООО «ДОМакС» заключило с ОАО «ОТП Банк» договор № ПК-Т 5858-о8 от 27 ноября 2008г., предметом которого является осуществление безналичных расчетов, связанных с продажей предприятием клиентам товаров с оплатой их стоимости (части) за счет кредита.

Кроме того, Обществом и не отрицался факт предоставления потребительских кредитов покупателям на оплату товара приобретаемого в ООО «ДОМакС» через данный банк.

Тем самым, покупатель решивший приобрести товар, мог оформить в магазине кредитный договор, становясь при этом заемщиком банка.

Осуществленный антимонопольным органом анализ собранных и представленных доказательств свидетельствует о том, что ООО «ДОМакС» как самостоятельно предоставляло покупателям рассрочку и отсрочку платежа, так и способствовало заключению договоров о предоставлении кредитов частным лицам – своим клиентам с вышеуказанным банком.

Таким образом, ООО «ДОМакС» указывая в рекламе информацию о кредите, рекламировало предоставление финансовых услуг без указания наименования финансовой организации.

Согласно пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного прав потребителей.

Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что в рекламной информации не указана информация о лице, оказывающем услугу по предоставлению кредита, что свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, спорная реклама является ненадлежащей.

Тем самым, антимонопольный орган признает несостоятельным довод заявителя о том, что продажа товаров в кредит является способом оплаты товара с рассрочкой (отсрочкой) платежа, поскольку рекламодатель и рекламораспространитель, не вводя потребителей в заблуждение, могли изложить и опубликовать текст рекламного объяснения именно в данном однозначном толковании.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. При этом Закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителей правильное (достоверное) предоставление о соответствующей услуге. Информация о возможности получения автомобиля в кредит через банк является существенной для потребителей. Отсутствие указанной информации вводит потенциальных покупателей в заблуждение относительно условий приобретения автомобиля.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт  рекламодатель (ч. 6 ст. 38); ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несёт  также рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38);

Поскольку рекламная информация, не соответствующая требованиям закона, на момент рассмотрения дела не распространяется, Комиссия Марийского УФАС России, руководствуясь п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,   приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ДОМакС», распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следующего содержания:

ООО «Домакс» г. Волжск, ул. Ленина, 20 тел. (83631)6-ХХ-ХХ, 8-917-ХХХ-ХХ-ХХ Кухонные гарнитуры влагостойкие столешницы ФАСАДЫ рамочные алюминиевый профиль итальянские, финские пластики МЕБЕЛЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Спальные гарнитуры Детские Прихожие Стенки Шкафы-купе Офисная мебель Продажа в кредит Доставка. Сборка. Гарантия.

в связи с тем, что в данной рекламе отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги (предоставление кредита), что является нарушением части 7 статьи 5, а также части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

2. Предписание ООО «ДОМакС» и ООО «Волжские вести» не выдавать в связи с прекращением нарушения рекламного законодательства Российской Федерации. 

3. Передать материалы дела специалисту Марийского УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 г. Полный текст решения изготовлен 09 июля 2009 г., что в соответствии с пунктом 43  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.

 

 

Члены Комиссии                                                                                        В.В. Зубарев

 

О.А. Куканова   

                                                                                                  

 Р.Ш. Мингазов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны