Определение б/н определение от 2 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/28-1050/2020
по признакам нарушения законодательства о рекламе
«30» декабря 2020 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела, рассмотрев материалы по факту распространения наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги»,
УСТАНОВИЛА:
Марийским УФАС России установлен факт распространения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:
Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Законом о рекламе полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Из анализа текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования выступают услуги по предоставлению займа, оказываемые ООО МКК «Срочноденьги».
Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 года исх. № АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.
Рассматриваемая информация не обращена к конкретному потребителю, не адресована каким-либо определенным лицам, следовательно, является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.
Таким образом, информация содержит следующие признаки рекламы: информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (предоставление займа), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (заеме)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламной информации указано, что займ новым клиентам предоставляется под ноль процентов, однако иные существенные условия предоставления займа, а именно: сумма, сроки, порядок предоставления и иное не указаны, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о существенных условиях предоставления займа.
В ответ на запрос Марийского УФАС России ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что к существенным условиям договора относятся условия о сумме, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользованием кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы. Подробные сведения о существенных условиях получения займа содержатся в Уставе, Базовом стандарте, Общих условиях договора потребительского займа и Правилах предоставления займов.
Также, общество сообщило, что не использовало в наружной рекламе рассматриваемый образец рекламной информации.
В тоже время, в рассматриваемой рекламной информации указано название организации ООО МКК «Срочноденьги», адрес расположения филиала общества в г. Йошкар-Оле, номер телефона организации, который также указан на сайте общества.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям, указанным в рекламной информации, услуги по предоставлению займа осуществляет ООО МКК «Срочноденьги» (ИНН 5260271530, ОГРН 1105260001857). Следовательно, реклама размещена в целях привлечения внимания к услугам, оказываемым обществом.
Таким образом, ООО МКК «Срочноденьги» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-1050/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 012/05/28-1050/2020 к рассмотрению на 29 января 2021 года в 11 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
3. Признать лицом, в действиях которых содержатся признаки нарушения, ООО МКК «Срочноденьги» (ИНН 5260271530, ОГРН 1105260001857, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 15, корп. 2, пом. 403).
Дополнительно сообщаем, что пропуск в здание ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).
В связи с чем возможность участия в рассмотрении дела № 012/05/28-1050/2020 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/7849138177.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 28 января 2021 года до 17:00.
Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л., расписка о согласии.
Заместитель руководителя–
начальник отдела