Решение №АБ/4897/23 РЕШЕНИЕ по делу №012/05/28-711/2023 о нарушении законодатель... от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/28-711/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«20» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «06» сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «20» сентября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии –специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело №012/05/28-711/2023, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ПАО «Банк ВТБ» по факту распространения рекламы в эфире «Русское радио» рекламы Банка ВТБ «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+», в присутствии на заседании Комиссии представителя ПАО «Банк ВТБ» <…>, действующей на основании доверенности, участвующей в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи через программу TrueConf, в отсутствии на заседании Комиссии представителя ООО «Эс Би Си Медиа»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в ходе мониторинга рекламы, распространяемой в эфире «Русское радио», установлен факт распространения рекламы Банка ВТБ «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+».

Письмом от 04.08.2023 №КТ/62553/23 ФАС России наделила Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы рекламы Банка ВТБ «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+».

Марийским УФАС России в отношении ПАО «Банк ВТБ» возбуждено дело №012/05/28-711/2023 части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

ПАО «Банк ВТБ» при рассмотрении дела указало, что рассматриваемая реклама не может быть признана ненадлежащей, поскольку она содержит достоверные сведения относительно рекламируемой финансовой услуги. Реклама не вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги. В рекламе сообщаются не все условия по накопительному счету «Сейф», а лишь максимальная процентная ставка 10%, о чем прямо указано в рекламе. Наличие в рекламе информации «до 10%» свидетельствует о том, что данная ставка является только максимальной, но не гарантированной. Для потребителя в тексте рекламы сделана ссылка на источник получения полной информации – сайт общества в сети интернет. Таким образом, информация не искажена. Размещение рекламы с указанием в такой форме является обычной практикой при рекламировании банковских продуктов.

Жалоб, свидетельствующих о введении в заблуждении клиентов Банка, ни в банк, ни в антимонопольный орган не поступало. Таким образом, ПАО «Банк ВТБ» считает, что нарушения закона о рекламе в рассматриваемой рекламе не допускало.

Согласно пояснениям ООО «Эс Би Си Медиа», рассматриваемая реклама ПАО «Банк ВТБ» размещалась на основании заявки банка, период размещения с 13.04.2023 по 23.04.2023. Реклама размещалась в эфире следующих радиостанций: «Русское радио», «Хит FM», «Максимум», «Монте Карло», «DFM», «Монте Карло», «DFM», «ENERGY», «Comedy», «Новое радио».

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность получения денежных средств при использовании услуги - счета «Сейф», данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному счету «Сейф» до 10%, однако иная информация об условиях предоставления услуги, таких как условия предоставления указанной процентной ставки, в рекламе отсутствует.

Так, согласно информации об условиях предоставления услуги по накопительному счету «Сейф» ПАО «Банк ВТБ» (Сборник условий, тарифов и процентных ставок для физических лиц по депозитам Банка ВТБ (ПАО)), Банком предоставляется процентная ставка 10% годовых с 1-го по 3-й календарный месяц, с четвертого календарного месяца процентная ставка составляет 5%, при этом повышенная процентная ставка 10% действует только для первого счета и суммой минимального остатка до 999 999,99 рублей.

Информация об ограничениях, при которых будет предоставлена максимальная процентная ставка 10% (сумма остатка по счету, период, в течение которого может действовать максимальная процентная ставка, а также ограничение относительно периода действия указанной процентной ставки – 3 месяца) в рекламе не указано. В рекламе также не указана процентная ставка (5%), которая действует при несоблюдении перечисленных условий и после истечения 3-х месячного срока со для открытия счета «Сейф».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания финансовой услуги, а также все условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица. В рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка до 10%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

Следовательно, реклама Банка ВТБ: «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+», распространенная в эфире радиостанций на территории Российской Федерации, является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из поступивших материалов следует, что размещение рекламы в эфире радиостанций осуществлялось в рамках агентского договора от 15.12.2021 №2021/09/4530/50434409-1, заключенного между ООО «Эс Би Си Медиа» и ПАО «Банк ВТБ». В соответствии с заявкой №27 от 20.03.2023 к приложению №5 от 15.12.2021 к договору  от 15.12.2021 №2021/09/4530/50434409-1 стороны согласовали перечень радиостанций, периоды размещения, количество выходов. Приложением №1 к заявке №27 стороны также согласовали время выхода в эфир аудиоролика с рекламой продукта «Сбережения_Сейф_Радио».

ООО «Эс Би Си Медиа» в письменных пояснениях от 23.08.2023 №90-ЭБСЮР-23 указало, что общество по поручению ПАО «Банк ВТБ» осуществило привлечение третьего лица для оказания услуг по размещению рекламных материалов Банка. В отношении рассматриваемой рекламы ООО «Эс Би Си Медиа» заключило медиаплан №4/06 от 27.03.2023 с третьим лицом ООО «Медиа Трейд» в рамках залеченного договора оказания услуг от 05.11.2018 №13/18.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Банк ВТБ».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела размещение рекламы более не осуществляется (согласно медиапланам, реклама размещалась в эфире радиостанций в период с 03.04.2023 по 23.04.2023).

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания ПАО «Банк ВТБ» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу Банка ВТБ «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+», распространенную в эфире радиостанций «Русское радио», «Хит FM», «Максимум», «Монте Карло», «DFM», «Монте Карло», «DFM», «ENERGY», «Comedy», «Новое радио» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к  административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны